г. Калуга |
|
24 апреля 2017 г. |
Дело N А36-9461/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 апреля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 апреля 2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
Судей |
Смирнова В.И. |
|
Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области (ОГРН 1044800195472, г. Липецк): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "ЛэндГринЭко" (ОГРН 1074807000993, д. Пажень, Елецкий район, Липецкая область): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛэндГринЭко" на решении Арбитражного суда Липецкой области от 16.09.2016 (судья Хорошилов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А36-9461/2015,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области (далее - Управление Росприроднадзора по Липецкой области, Управление или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЛэндГринЭко" (далее - ООО "ЛэндГринЭко", общество) об аннулировании лицензии от 11.02.2014 серии ОТ-13 N 000451 (48) на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 16.09.2016, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами Общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие доказательств того, что не проведение мониторинга создало угрозу причинения вреда, порядок проведения мониторинга нормативно урегулирован не был, аннулирование лицензии является чрезмерной мерой реагирования.
Управление письменным отзывом оспорило доводы кассационной жалобы, находя состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными, так как все иные меры реагирования на неправомерные действия общества результата не дали.
Определением суда округа от 17.04.2017 произведена замена судьи Степиной Л.В. на судью Бессонову Е.В.
В судебное заседание стороны явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установлено судами, ООО "ЛэндГринЭко" имеет переоформленную лицензию серии ОТ-13 N 000451 (48) на осуществление деятельности по размещению 28 видов отходов IV класса опасности, выданную Управлением.
Выявленные с 2015 года нарушения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также иные нарушения при осуществлении лицензируемой деятельности, послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной ООО "ЛэндГринЭко" лицензии.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из следующего.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 1 Закона о лицензировании в отношении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности федеральными законами, регулирующими осуществление такого вида деятельности, могут устанавливаться особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии.
При этом Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в настоящее время не предусмотрены какие-либо особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка аннулирования действия лицензии.
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для аннулирования лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности судами правомерно применены нормы Закона о лицензировании.
Порядок и основания приостановления, прекращения действия и аннулирования лицензии предусмотрены статьей 20 Закона о лицензировании.
В соответствии с частью 12 статьи 20 Закона о лицензировании лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Частью 11 статьи 20 Закона о лицензировании предусмотрено, что в случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Таким образом, основанием для обращения лицензирующего органа в суд является совершение организацией грубого нарушения лицензионных требований и не устранение данного нарушения в срок, установленный вновь выданным предписанием.
В силу части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Понятие грубого нарушения лицензионных требований приведено в Положении о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (далее - Положение), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255, действовавшего до 15.10.2015, то есть до момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности", которое так же содержит данное определение.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а"-"в", "е" и "ж" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.
Обществу вменяется невыполнение требований подпункта "е" пункта 3 Положения в силу которого, при осуществлении деятельности в области обращения с отходами осуществляется проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Невыполнение Обществом вышеуказанных лицензионных требований подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую оценку судов.
Так, решением Арбитражного суда Липецкой области от 19.11.2015 по делу N А36-6777/2015 ООО "ЛэндГринЭко" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение требований подпункта "е" пункта 3 Положения лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255, выразившееся в не проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов - полигона ТБО в 2014 и 2015 годах. Данное решение арбитражного суда сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
С учетом выявленных нарушений требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (подпункта "е" пункта 3 Положения) ООО "ЛэндГринЭко" было выдано предписание от 25.08.2015 N 128-о-1 об их устранении и проведении мониторинга в срок до 15.09.2015.
Управлением проведена проверка исполнения предписания от 25.08.2015 N 128-о-1 и выявлен факт его невыполнения, зафиксированный актом от 03.11.2015 N 154.
В связи с неисполнением предписания от 25.08.2015 N 128-о-1 ООО "ЛэндГринЭко" вновь было выдано предписание от 03.11.2015 N 154-о-1 об устранении выявленных нарушений требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и проведении мониторинга в срок до 14.03.2016.
За неисполнение предписания от 25.08.2015 N 128-о-1 ООО "ЛэндГринЭко" было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ на основании постановления мирового судьи Елецкого районного судебного участка N 2 Елецкого районного судебного района Липецкой области от 02.12.2015 по делу N 5-413/15.
Кроме того, за неисполнение повторно выданного предписания от 03.11.2015 N 154-о-1 ООО "ЛэндГринЭко" было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ на основании постановления мирового судьи Елецкого районного судебного участка N 2 Елецкого районного судебного района Липецкой области от 17.05.2016 по делу N 5-206/16.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, Обществом совершено грубое нарушение лицензионных требований, оба предписания об устранении нарушений в установленный срок не исполнены.
При этом, как обоснованно отмечено судом апелляционной инстанции, в решении суда от 19.11.2015 по делу N А36-6777/2015 указано, что нарушение требований подпункта "е" пункта 3 Положения (не проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов - полигона ТБО в 2014 и 2015 годах) влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, что опровергает доводы жалобы об обратном.
Дополнительно, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка результатов проведенной в период с 23.06.2016 по 04.07.2016 судебной экспертизы, которой установлено несоответствие осуществляемой ООО "ЛэндГринЭко" деятельности при эксплуатации полигона ТБО требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
При таких обстоятельствах, грубое нарушение ООО "ЛэндГринЭко" лицензионных требований влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Учитывая, что совершение ООО "ЛэндГринЭко" грубого нарушения лицензионных требований, а также неисполнение первоначального и повторного предписаний об устранении такого нарушения надлежащим образом доказано, суд первой инстанции правомерно аннулировал лицензию от 11.02.2014 серии ОТ-13 N 000451 (48) на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности.
У суда округа не имеется оснований не согласиться с выводами обжалуемых судебных актов, поскольку установленные в данном деле обстоятельства указывают на игнорирование и пренебрежительное отношение к соблюдению экологических требований и запретов со стороны ООО "ЛэндГринЭко", систематическом нарушении ООО "ЛэндГринЭко" в течение длительного времени требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которое являлось основанием для неоднократного привлечения ООО "ЛэндГринЭко" к административной и гражданско-правовой ответственности, на основании постановлений административных органов и решений судов.
В связи с этим аннулирование лицензии и прекращение ООО "ЛэндГринЭко" деятельности по размещению отходов на полигоне ТБО является адекватной мерой государственного воздействия, а также эффективном способом для обеспечения конституционных прав граждан (жителей близлежащих районов) на благоприятную окружающую среду, предотвращения угрозы причинения вреда их жизни и здоровью, для защиты окружающей среды и недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на данном полигоне ТБО и рядом с ним.
Само по себе несогласие Общества с оценкой судов обстоятельств настоящего дела не является основанием для отмены или изменения судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, по материалам дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.09.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 по делу N А36-9461/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.