г. Калуга |
|
27 апреля 2017 г. |
Дело N А64-1607/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Ермакова М.Н. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от публичного акционерного общества "Сбербанк России" в лице Тамбовского отделения N 8594 ПАО Сбербанк (392036, г. Тамбов, ул. К.Маркса, д. 130, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) |
Демакова А.В. - представителя (дов. от 03.03.2016 N ДА-2-17/1083, пост.) |
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (392020, г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 252/2, ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173)
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области (392020, г. Тамбов, ул. Зои Космодемьянской, д. 12, ОГРН 1116829009494, ИНН 6829079500), |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Стопычевой С.С. - представителя (дов. от 24.04.2017 N 1, пост.) |
от Малютиной Юлии Петровны (392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 132, кв. 2) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.09.2016 (судья Малина Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Осипова М.Б.) по делу N А64-1607/2016,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Сбербанк России" в лице Тамбовского отделения N 8594 ПАО Сбербанк (далее - банк, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - ИФНС по г. Тамбову) и межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области (далее - МИФНС N 4) о признании недействительной записи от 23.12.2015 N 2156820083957 в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения общества с ограниченной ответственностью "Лира плюс" (далее - ООО "Лира плюс", общество) в связи с ликвидацией и об обязании аннулировать соответствующую запись.
Арбитражным судом Тамбовской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен единственный участник ООО "Лира плюс" Малютина Ю.П.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.09.2016 заявленные Банком требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МИФНС N 4 просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение при их принятии норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением единственного участника ООО "Лира плюс" от 18.05.2015 N 1 Малютиной Ю.П. принято решение о ликвидации указанного юридического лица, ликвидатором назначена Ненашева О.Ю. В журнале "Вестник государственной регистрации" от 10.06.2016 N22 (534) опубликовано сообщение о ликвидации общества.
17.08.2015 ИФНС по г. Тамбову получено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица в отношении ООО "Лира плюс" по форме Р15001, а также промежуточный ликвидационный баланс.
24.08.2015 ИФНС по г. Тамбову вынесено решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности общества, внесена запись в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2156829106289 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - ООО "Лира плюс".
08.12.2015 общество представило в ИФНС по г. Тамбову ликвидационный баланс.
23.12.2015 МИФНС N 4 на основании решения N 1736А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Лира плюс" в связи с его ликвидацией внесла соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 21568200839957 о прекращении деятельности юридического лица ООО "Лира плюс" в связи с его ликвидацией по решению учредителя.
Банк, полагая, что данное решение противоречит закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной записи от 23.12.2015 N 2156820083957.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 ГК РФ).
Порядок ликвидации юридического лица определен статьей 63 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Как следует из пункта 6 статьи 63 ГК РФ, ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о госрегистрации отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о госрегистрации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Банк (кредитор) и ООО "Лира плюс" (заемщик) в лице генерального директора Малютиной Ю.П. 14.05.2014 заключили кредитный договор N 8594/3926-133 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 указанного договора, кредитор обязуется предоставить заемщику кредит в сумме 500 000 руб. на срок до 13.05.2017 года, а заемщик обязуется возвратить кредитору полученный кредит и уплатить проценты за пользование им и другие платежи в размере, в сроки и на условиях, установленных в договоре.
Выдача кредита произведена 14.05.2014 единовременным зачислением суммы кредита на расчетный счет заемщика.
В соответствии с пунктом 6 договора в качестве обеспечения своевременного и полного возврата кредита, уплаты процентов и внесения иных платежей, предусмотренных договором, заемщик предоставляет/обеспечивает предоставление кредитору поручительство Малютиной Юлией Петровной, в соответствии с договором поручительства от 14.05.2014 N 8594/3926-133/1.
Задолженность ООО "Лира плюс" по кредитному договору по состоянию на 18.03.2016 составила 273 091 руб. 98 коп.
Таким образом, единственный участник общества Малютина Ю.П., являясь также поручителем по кредитному договору, на момент обращения с заявлением о ликвидации общества в налоговый орган не могла не знать о наличии неисполненных обязательств общества перед банком.
Доказательств надлежащего извещения банка о предстоящей ликвидации в материалы дела не представлено.
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждается, что в ИФНС по г. Тамбову (в срок, установленный пунктом 4 статьи 21.1 закона о регистрации) поступало заявление от Банка, чьи права и законные интересы затрагивались в связи с исключением ООО "Лира плюс" из ЕГРЮЛ.
Таким образом суды сделали правильный вывод о том, что государственная регистрация ликвидации общества произведена незаконно, на основании недостоверных сведений, и нарушает права и законные интересы Банка, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие позицию заявителя, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.09.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 по делу N А64-1607/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.