г. Калуга |
|
25 апреля 2017 г. |
Дело N А09-2336/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (ОГРН 1083254010256, Московский пр., д. 41б, г. Брянск, 241020): Демичева А.П. - представителя по доверенности от 09.01.2017 без номера;
от Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, Ленина проспект, д. 35, г. Брянск, Брянская область, 241050): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
Управления государственного регулирования тарифов Брянской области (ОГРН 1063250035530, Горького ул., д. 58, г. Брянск, 241050): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Комитета по экономике Брянской городской администрации (Ленина проспект, д. 35, г. Брянск, Брянская область, 241002): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.08.2016 (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 (судьи Рыжова Е.В., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А09-2336/2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - заявитель, Общество, ООО "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - администрация) о признании недействительным предписания от 01.12.2015 N 177.
Определением суда от 05.05.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - управление), Комитет по экономике Брянской городской администрации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.08.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неполную оценку судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и имеющихся в деле доказательств, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и прекратить производство по делу, поскольку при расчете размера расходов по оплате электроэнергии были обоснованно учтены площади подвалов, так как они входят в состав общего имущества дома.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Центрального округа от 17.04.2017 в связи с болезнью судьи Степиной Л.В. на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи-докладчика Степиной Л.В. на судью Смирнова В.И.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей администрации и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, сослался на то, что Общество не могло знать о том, каким образом Управлением по тарифам был рассчитан норматив потребления.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, находит обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными.
Из установленных судами фактических обстоятельств дела усматривается, по результатам проверки, проведенной в порядке осуществления муниципального жилищного контроля, администрацией в отношении заявителя вынесено предписание от 01.12.2015 N 177 об устранении нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Брянской области в сфере жилищных отношений. Данным предписанием на заявителя возложена обязанность, произвести перерасчет оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН) по квартире N 35 в многоквартирном доме N 40А по улице Дзержинского города Брянска в период с июня 2014 года по октябрь 2015 года и в дальнейшем производить начисление платы по статье электроэнергия на общие домовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) без учета подвальных помещений.
Общество, полагая, что вышеуказанное предписание администрации не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя, оспорило его в арбитражном суде.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности предписания и отказал в удовлетворении требований ООО "Жилсервис". Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда области. При этом руководствовались следующим.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
С учетом положений части 1 статьи 158 ЖК РФ, пункта 40 Правил N 354 судами сделан правомерный вывод об обязанности собственников жилых помещений участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе электроснабжение для ОДН.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется пунктом 44 Правил N 354 и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого и нежилого помещения, при этом используется формула N 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, при определении пропорции существенным является показатель общей площади и применяемый норматив потребления коммунального ресурса.
По материалам дела, Общество использовало при расчете расходов по электроэнергии на ОДН за период с июня 2014 года по октябрь 2015 года общую площадь помещений, включающую площадь подвала и норматив, установленный постановлением управления от 19.06.2013 N 20/3-нэ "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области".
Суд кассационной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что при расчете конкретного размера платы за электроснабжение на ОДН в составе общей площади помещений дома во всех случаях подлежат учету все помещения согласно перечню, приведенному в статье 36 ЖК РФ, в пунктах 9, 27, 37 Приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Так, согласно статье 36 ЖК РФ общая площадь помещений включает площадь помещений в данном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
На основании пункта 9 Приложения N 1 к Правилам N 306 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии определяется как - кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 37 Приложения N 1 к Правилам N 306, как верно указано Обществом в кассационной жалобе, норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
При этом в пункте 27 Приложения N 1 к Правилам N 306, посвященном расчету норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления горячей воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) отмечено, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Таким образом, изложенные в указанных пунктах правила касаются расчета именно норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Разъяснения по расчету норматива, как верно указано заявителем, так же приведены в письме Минстроя от 29.12.2015 N 42868-ОД/04. Однако при расчете различных нормативов могут учитываться различные помещения, входящие в состав общего имущества дома. Под нормативом потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме понимается определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В данном случае норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН с использованием показаний приборов учета электрической энергии установлен постановлением управления от 19.06.2013 N 20/3-нэ "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области".
Именно данный норматив использовался и Обществом при расчете платы за период с июня 2014 года по октябрь 2015 года.
С учетом вышеприведенных положений пункта 44 Правил N 354, пунктов 9, 27, 37 Приложения N 1 к Правилам N 306, статьи 36 ЖК РФ следует признать, что расчет размера платы за потребленную электроэнергию на ОДН и расчет норматива потребления электроэнергии на ОДН осуществляется с использованием одних и тех же показателей состава помещений применительно к размеру общей площади помещений.
Уполномоченное Правительством Российской Федерации на основании Правил N 354 Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, разъясняя положение названных Правил, указало, что в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В данном случае согласно письму управления от 27.09.2013 N 1757 расчет норматива потребления на электроэнергию, установленного с 01.07.2013, производился в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", с учетом внесенных изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344. Соответственно при установлении нормативов потребления по электроэнергии на общедомовые нужды в составе общего имущества не учитывались площади чердаков и подвалов.
При таких обстоятельствах площадь подвала не могла быть использована и при расчете размера платы с использованием вышеприведенного норматива, поскольку при расчете норматива она так же не учитывалась.
Поскольку правомерность установления норматива не являлась предметом настоящего спора, у суда не имеется оснований для оценки доводов заявителя о незаконности исключения из состава общей площади помещений при расчете норматива подвальных помещений, а так же о фактическом освещении подвальных помещений дома.
Принимая во внимание изложенное, окружной суд согласен с выводом судов о том, что оспариваемое предписание от 01.12.2015 N 177 соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы судебных актов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятых судебных актов, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 30.08.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 по делу N А09-2336/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.