г. Калуга |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А84-3027/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2017.
Полный текст постановления изготовлен 29.03.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Агат-А" (ул. Маршала Геловани, 19, г. Севастополь, 299040); от Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя (ОГРН 1144204004025, ИНН 9204002115, ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011); |
- Познякова С.А. - представителя по доверенности от 09.01.2017;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН 1149204007083, ИНН 9204003736, ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011);
от государственного казенного учреждения Севастополя "Севастопольское лесничество" (ул. Лесхозная, 2-А, г. Севастополь, 299055);
от Управления земельного контроля города Севастополя (ул. Н. Музыки, 98, г. Севастополь, 299011); |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агат-А" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.05.2016 (судья Александров А.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016 (судьи Карев А.Ю., Градова О.Г., Горошко Н.П.) по делу N А84-3027/2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агат-А" (далее - ООО "Агат-А", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительными распоряжений Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя (далее - Департамент) от 14.12.2015 N 1048-РДЗ, N 1050-РДЗ, N 1051-РДЗ.
Дело рассматривалось с участием Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, государственного казенного учреждения Севастополя "Севастопольское лесничество", Управления земельного контроля города Севастополя.
Решением суда от 10.05.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2016. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество было зарегистрировано в качестве юридического лица 26.04.1995 Ленинской районной государственной администрацией в городе Севастополе.
22.10.2014 сведения об обществе, как о юридическом лице, зарегистрированном на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Согласно п.1.1 Устава Общества, утвержденного протоколом общего собрания участников ООО "Агат-А" N 13-10/14 от 13.10.2014, Общество продолжает нести свои права и обязанности. Согласно выписке из ЕГРЮЛ участниками Общества являются ООО "Управляющая компания "Парангон" (размер доли 10 процентов) и иностранное юридическое лицо - компания "Кларидиос холдинг лимитед", Республика Кипр (размер доли 90 процентов).
Решением Севастопольского городского Совета от 10.07.2001 N 803 Обществу из земель запаса был передан в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 9,0133 га в урочище Ласпи для строительства и обслуживания пансионата для отдыха семей с детьми, в том числе: участок 1 площадью 3,0639 га; участок 2 площадью 4,4751 га, участок 2А площадью 1,1095 га; участок 3 площадью 0,3648 га.
Согласно данному решению земельный участок был передан Обществу в аренду без его исключения из лесного фонда, но с отнесением его к категории земель рекреационного назначения согласно Украинскому классификатору целевого использования земли.
24.12.2001 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и ООО "Агат-А" (арендатор) был заключен договор (далее - договор аренды от 24.12.2001), предметом которого является аренда земельного участка площадью 8,9994 га (из них под охранными зонами 0,8886 га), находящегося в урочище Ласпи Балаклавского района города Севастополя, для строительства и обслуживания пансионата для отдыха семей с детьми, в том числе: земельный участок N 1 площадью 3,0512 га, включая площадь охранных зон и инженерных коммуникаций 0,0684 га; земельный участок N 2 площадью 4,4739 га, в том числе площадь охранных зон и инженерных коммуникаций 0,8202 га; земельный участок N 2 площадью 1,1095 га, земельный участок N 3 площадью 0,3648 га, включая площадь сервитута для обеспечения доступа граждан на территорию пляжа по всему участку.
Согласно п.1.5 договора аренды от 24.12.2001 он заключен сроком до 24.12.2026 и действует с момента регистрации, которая была проведена Севастопольской городской государственной администрацией 30.01.2002.
13.08.2008 и 15.12.2011 между Севастопольским городским Советом и ООО "Агат-А" были заключены договоры о внесении изменений и дополнений в договор от 24.12.2001 касающиеся сроков строительства, размеров арендной платы за землю.
Распоряжениями Департамента от 22.10.2015 N 588, N 585, N 587, N 591 были утверждены планы границ земельных участков: с кадастровым номером 91:01:058002:126, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, урочище Ласпи, площадью 30512 кв.м., вид разрешенного использования: "для строительства и обслуживания пансионата для отдыха семей с детьми"; с кадастровым номером 91:01:058002:128, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, урочище Ласпи, площадью 44739 кв.м., вид разрешенного использования: "для строительства и обслуживания пансионата для отдыха семей с детьми"; с кадастровым номером 91:01:058002:127, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, урочище Ласпи, площадью 11095 кв.м., вид разрешенного использования: "для строительства и обслуживания пансионата для отдыха семей с детьми"; с кадастровым номером 91:01:058002:125, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, урочище Ласпи, площадью 3648 кв.м., вид разрешенного использования: "для строительства и обслуживания пансионата для отдыха семей с детьми".
Пунктами 2 указанных Распоряжений была установлена единая категория земель для всех участков - "земли населенных пунктов", а пунктами 4 указанных распоряжений было закреплено, что ООО "Агат-А" имеет право обратиться без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности города Севастополя на указанные земельные участки.
14.12.2015 Департаментом распоряжениями N 1050-РДЗ, N 1051-РДЗ и N 1048-РДЗ были утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (приложение), расположенных: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 20, выдел 15, 20, 36 Орлиновского участкового лесничества, площадью 30698 кв.м., кадастровый квартал 91:01:058002; земельного участка на кадастровом плане территории (приложение), расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 20, выдел 22,23 Орлиновского участкового лесничества, площадью 46678 кв.м., кадастровый квартал 91:01:058002; земельного участка на кадастровом плане территории (приложение), расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 20, выдел 21, 23 Орлиновского участкового лесничества, площадью 14730 кв.м., кадастровый квартал 91:01:058002.
Указанными распоряжениями (пункты 6) были отменены распоряжения от 22.10.2015 N 588, N 585 и N 591, и вышеуказанным земельным участкам была установлена категория земель: "земли населенных пунктов" (пункты 2) и вид разрешенного использования земель: "отдых (рекреация)" (код 5.0); "использование лесов" (пункты 3), а также ГКУС "Севастопольское лесничество" было предоставлено право обратиться без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности города Севастополя на образуемые земельные участки (пункты 4).
Полагая, что принятые Департаментом распоряжения от 14.12.2015 N 1050-РДЗ, N 1051-РДЗ, N 1048-РДЗ противоречат требованиям законов и иных нормативных актов, нарушают его права и законные интересы, Общество оспорило их в Арбитражном суде города Севастополя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (введена в действие Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 12-ФКЗ) (далее - Закон N 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 6 решения внеочередной сессии от 17.03.2014 N 7156 Севастопольского городского Совета "О статусе города-героя Севастополя" установлено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
При этом, согласно статьи 1 Закона Севастополя от 23.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 22.07.2014) (далее - Закон N 46-ЗС), данный закон устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя. Правовую основу регулирования на территории города Севастополя земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О государственном кадастре недвижимости", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации, города Севастополя.
Частью 1 статьи 2 Закона N 46-ЗС установлено, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя; 3) право коммунальной собственности территориальных громад признается правом собственности города Севастополя; 4) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя; 5) право коллективной собственности на землю признается правом частной собственности юридического лица.
В силу частей 8, 11 статьи 3 Закона N 46-ЗС, право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Также пунктом 12 статьи 3 Закона N 46-ЗС установлен срок внесения изменений в договоры аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, заключенных до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, если не истек срок действия таких договоров, в целях их приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, до 1 января 2017 года.
Согласно статье 18 "Заключительные и Переходные положения Закона" Закона города Севастополя от 30.12.2014 N 104-ЗС "Об аренде государственного имущества города Севастополя" договоры аренды государственного имущества, находящегося в собственности города Севастополя, заключенные до 21 марта 2014 года подлежат перезаключению с субъектом хозяйствования (после приведения уставных документов данным субъектом в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и регистрации в органах Федеральной налоговой службы), без предъявления дополнительных требований и сохраняют свое действие до окончания срока, на который они были заключены, кроме случаев изменения условий договора по соглашению сторон. Арендаторы государственного имущества в период с 1 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года оплачивают арендную плату без ее корректировки на индекс инфляции (индекс потребительских цен), в рублях по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату осуществления платежа, а с 1 января 2015 года по договорам, заключенным до 21 марта 2014 года, определяется базовая арендная плата, соответствующая арендной плате за февраль 2014 года, переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2015 года. Указанная базовая арендная плата подлежит корректировке с учетом размера индекса потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики. В случае, если на момент подписания договора аренды государственного имущества, который подлежит государственной регистрации в установленном законодательством порядке, договор не может быть зарегистрирован из-за отсутствия необходимых для регистрации документов, такой договор подписывается на срок 360 дней, в течение которых арендатор за счёт собственных средств может подготовить документы, необходимые для регистрации, после чего осуществить действия по регистрации договора аренды с установлением в нём срока действия, соответствующего первоначально определённому сроку договора аренды государственного имущества.
Таким образом, вывод суда о том, что предоставленные Обществу по договору от 24.12.2001 земли, равно как и земельные участки, схемы расположения которых на кадастровом плане территории утверждены оспариваемыми распоряжениями Департамента, являются в силу закона собственностью города федерального значения Севастополя, права и обязанности арендодателя по договору перешли к Департаменту, а поэтому на спорные арендные правоотношения распространяются положения Закона N 6-ФКЗ (в том числе ст. 12 указанного Закона), Законов N 46-ЗС и N104-ЗС, не только предоставляющие землепользователю полномочия по использованию объекта аренды, но и обязывающие его использовать этот объект аренды согласно правовым нормам Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что Законом N 46-ЗС срок для переоформления прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя определён до 1 января 2017 года, который ни на момент издания оспариваемых распоряжений Департамента, ни на момент рассмотрения спора в суде не истек, что в свою очередь, подтверждает то, что Общество не лишено было возможности принять меры для надлежащего оформления правоустанавливающих документов на фактически используемые земельные участки до указанного в Законе времени, в порядке, установленном действующим законодательством.
Кроме того, суд учел, что согласно части 1 ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. При этом, даже факт передачи собственником арендуемого обществом имущества в хозяйственное ведение иного предприятия, не влечет прекращение арендных правоотношений и ограничение арендатора в реализации его права на пользование имуществом, а поэтому вывод суда о том, что оспариваемые распоряжения Департамента от 14.12.2015 N 1050-РДЗ, N 1051-РДЗ и N 1048-РДЗ, каких либо положений, направленных на прекращение права аренды Общества или на изменение договора аренды, не содержат, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах оспариваемые распоряжения Департамента приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого ненормативного правового акта, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. При этом, доказательств нарушения прав Общества на пользование арендуемыми им земельными участками, принятием оспариваемых ненормативных правовых актов, Обществом не представлено, учитывая, что спорные распоряжения положений, направленных на прекращение права аренды Общества, или на изменение договора аренды, не содержат.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1); право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1; статья 18).
Исходя из предписаний статей 45 (часть 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом, в том числе посредством обращения за судебной защитой, будучи связанным, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, лишь установленным федеральным законом порядком судопроизводства (Постановление от 22 апреля 2013 года N 8-П; определения от 17 ноября 2009 года N 1427-О-О, от 23 марта 2010 года N 388-О-О, от 25 сентября 2014 года N 2134-О, от 9 февраля 2016 года N 220-О и др.).
Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), которые направлены в том числе на поддержание стабильности гражданско-правовых отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1179-О-О, от 20 февраля 2014 года N 361-О, от 27 октября 2015 года N 2412-О, от 28 января 2016 года N 140-О и др.).
Перечень этих способов защиты в силу абзаца четырнадцатого статьи 12 ГК Российской Федерации, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым. К числу данных способов, указанных в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.2 ст. 198 АПК РФ).
При данных обстоятельствах с учетом отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания оспариваемых распоряжений недействительными, вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, признается правомерным.
В спорной ситуации, поскольку суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, то как следствие, оснований для восстановления нарушенных прав Общества в порядке статьи 201 АПК РФ, не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением процессуального законодательства, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, приведенным Обществом по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе. В ней, по существу, заявитель повторяет все, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.05.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016 по делу N А84-3027/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.