г.Калуга |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А62-2040/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
|
судей |
Егоровой С.Г., Платова Н.В., |
|
от истца АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства": |
не явились, извещены надлежаще, |
|
от ответчиков ФКУ "Военный комиссариат Смоленской области":
Министерства обороны Российской Федерации: |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, |
|
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 по делу N А62-2040/2016,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - истец, АО "ГУ ЖКХ") обратилось в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Смоленской области" (далее - ответчик, Военкомат) о взыскании 605 206,63 руб. задолженности по оплате услуг теплоснабжения за декабрь 2015 года и 6 141,83 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными за период с 12.01.2016 по 26.02.2016.
Определением суда от 13.05.2016 к участию в деле в качестве субсидиарного соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, как главный распорядитель бюджетных средств от имени Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016, исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом заявитель жалобы полагает, что оплата поставленной истцом тепловой энергии должна производиться в порядке, предусмотренном государственным контрактом N 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций от 21.09.2015. Податель жалобы считает, что истец не представил в материалы дела документы, подтверждающие технологическое присоединение объектов, принадлежащих на праве оперативного управления ФКУ "Военный комиссариат Смоленской области", к сетям, переданным АО "ГУ ЖКХ". Также заявитель считает, что требования истца не доказаны по размеру, ввиду отсутствия тарифа для АО "ГУ ЖКХ".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р исполнение функций единого поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России возложено на АО "ГУ ЖКХ".
21.09.2015 между Минобороны России и АО "ГУ ЖКХ" заключен государственный контракт N 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии (далее - контракт N 5-ТХ).
Пунктом 1.39 контракта N 5-ТХ определено: точка поставки - место в тепловой сети, находящееся на границе балансовой принадлежности государственного заказчика, являющаяся местом исполнения обязательств по оказанию услуг и расположенное по адресу согласно приложению N 15 контракт N 5-ТХ.
В целях обеспечения исполнения функции по оказанию услуг по поставке тепловой энергии Минобороны России на основании договора N Тв/4/ТХ от 09.10.2015 передало АО "ГУ ЖКХ" во временное безвозмездное пользование объекты теплового хозяйства; объекты переданы истцу по актам приема-передачи, в том числе: - встроенная котельная без сетей, расположенная по адресу: Смоленская область, г.Велиж, ул.Советская, д.33 (встроена в здание отдела военного комиссариата по Велижскому району Смоленской области), - котельная без сетей, расположенная по адресу: Смоленская область, п.Красный, ул.Ленина, д.14, в/г N 55 (встроена в здание ОВКСО и Призывного пункта ОВКСО по Краснинскому району); - встроенная газовая котельная, расположенная по адресу: Смоленская область, г.Рудня, ул.Маяковского, д.2а, в/г N 56 (встроена в здание РВК ОВКСО по Руднянскому району), - встроенная угольная котельная N 1, расположенная по адресу: Смоленская область, п.Хиславичи, ул.Пролетарская, д.4 в/г N 63 (встроена в здание ОВКСО и Призывного пункта ОВКСО по Хиславичскому району). - встроенная электрическая котельная N 1, расположенная по адресу Смоленская область, гДемидов, ул.Просвещения, д.18, в/г N 65 (встроена в здание ОВКСО по Демидовскому району); - встроенная угольная котельная N 1, расположенная по адресу: Смоленская область, п.Ершичи, ул.Юбилейная, д.12 (в/г N 57, встроена в здание ОВКСО по Ершиченскому району); встроенная газовая котельная N 1, расположенная по адресу: Смоленская область, п.Кардымово, пер.Краснармейский, д.3 (в/г N 64, встроена в здание ОВКСО по Кардымовскому району); - встроенная электрическая котельная N 1, расположенная по адресу: Смоленская область, п.Монастырщина, ул.Мира, д.15 (в/г N 60, встроена в здание ОВКСО по Монастырщенскому району); - встроенная газовая котельная N 73, расположенная по адресу: Смоленская область, г.Починок, ул.Советская, д.26 (в/г N 5, встроена в здание ОВКСО по Починковскому району); - встроенная электрическая котельная N 1, расположенная по адресу: Смоленская область, п.Шумячи, ул.Базарная, д.42, (в/г N 62, встроена в здание ОВКСО по Шумячскому району).
С указанных котельных в декабре 2015 года осуществлялась подача тепловой энергии на объекты, расположенные по вышеназванным адресам и использующиеся структурными подразделениям Военкомата.
Истцом в ноябре 2015 года направлен в адрес Военкомата проект государственного контракта теплоснабжения N 67-01-0278/1 периодом действия с 01.11.2015 по 31.12.2015.
По сообщению Военкомата, данный контракт не был подписан в связи с отсутствием в конце 2015 года лимитов бюджетных обязательств по статье сметы Минобороны России 0941 (коммунальные услуги).
При этом письмом от 06.02.2016 Военкомат подтвердил, что поставка тепловой энергии для нужд отопления в декабре 2015 года по спорным точкам поставки произведена в количестве 148,09 Гкал на сумму 605 206, 63 руб.
В адрес ФКУ "Военный комиссариат Смоленской области" истцом были направлены акты приема-передачи тепловой энергии N N 5-5462, 5-5464, 5-5466, 5-5469, 5-54671, 5-5473, 5-5475, 5-5477, 5-5482, 5-5484 от 14.12.2015, которые потребителем не подписаны, а также выставлены счета за оказанные услуги тепловой энергии за декабрь 2015 года NN 5462, 5464, 5466, 5469, 54671, 5473, 5475, 5477, 5482, 5484 от 14.12.2015, которые ответчиком не оплачены.
Поскольку ФКУ "Военный комиссариат Смоленской области" в добровольном порядке оплату поставленной в декабре 2015 года тепловой энергии на сумму 605 206,63 руб. не произвело, АО "ГУ ЖКХ" обратилось в суд с заявленными требованиями.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, руководствуясь положениями статей 395, 438, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.10.201. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", установив факт поставки коммунального ресурса, учитывая, что доказательств их оплаты ответчиками не представлено, проверив расчет суммы основного долга и признав его верным, пришел к выводу об обоснованности иска, при этом указал, что при недостаточности денежных средств для исполнения судебного акта у ФКУ "Военный комиссариат Смоленской области" субсидиарную ответственность по спорному долгу несет Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ как главного распорядителя бюджетных средств по долгам подведомственного ему казенного учреждения.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство должно быть исполнено надлежащим образом в соответствии с условиями договора. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и это предусмотрено статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы) (статья 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 10 пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Учитывая изложенное, возникшие в данном деле правоотношения сторон рассматриваются как договорные.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Следовательно, абонент должен своевременно вносить плату за полученные им услуги.
Отсутствие письменно оформленных договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии. Фактическое потребление применительно к энергоснабжению определяется принадлежностью сетей, через которые подается энергия (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Количество потребленной тепловой энергии ввиду отсутствия у потребителя приборов учета определено истцом в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства от 17.03.2014 N 99/пр.
Стоимость потребленной тепловой энергии рассчитана истцом с применением тарифов на поставку тепловой энергии, утвержденных постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике N 342 от 28.10.2015.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 "Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ", пунктом 33 Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" оплата фактически потребленной в расчетном периоде тепловой энергии и теплоносителя осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Факт поставки в декабре 2015 года тепловой энергии на спорные объекты в объеме 148,09241 Гкал на сумму 605 206,63 руб. подтверждается материалами дела.
Судами справедливо отклонен довод заявителя о том, что оплата поставленной истцом тепловой энергии должна производиться в порядке, предусмотренном государственным контрактом N 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций от 21.09.2015, поскольку из содержания приложения N 15 к данному контракту следует, что среди точек поставки, на которые распространяются правоотношения сторон, отсутствуют спорные по настоящему делу объекты.
Довод заявителя об отсутствии технологического присоединения объектов, принадлежащих на праве оперативного управления ФКУ "Военный комиссариат Смоленской области", к сетям, переданным АО "ГУ ЖКХ", во внимание не принимается ввиду отсутствия возражений относительно факта потребления тепловой энергии.
Также неправомерен довод подателя жалобы что требования истца не доказаны по размеру, так как истцом не представлены доказательства установления тарифа для АО "ГУ ЖКХ".
Оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию (подпункт "б" пункта 18 статьи 2 ФЗ N 190-ФЗ).
Как следует из материалов дела, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые АО "ГУ ЖКХ", утверждены постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике N 342 от 28.10.2015, при этом доказательств признания данного постановления недействующим не представлено.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами проверен судами и признан правильным, контррасчет не представлен, в связи с чем суды, руководствуясь статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворили требования о взыскании 6 141,83 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.01.2016 по 26.02.2016.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном привлечении Министерства обороны Российской Федерации в качестве субсидиарного ответчика был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен.
В силу пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В данном случае собственником имущества учреждения является Российская Федерация, имущество учреждения относится к федеральной собственности, а Министерство обороны Российской Федерации является органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении этого имущества и главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию его полномочий.
В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что только при условии недостаточности у ФКУ "Военный комиссариат Смоленской области" имущества, на которое может быть обращено взыскание, а также денежных средств для оплаты задолженности, ответственным в субсидиарном порядке по данному обязательству является Российская Федерация и взыскание задолженности и неустойки следует производить за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 по делу N А62-2040/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.