г. Калуга |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А14-18542/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2018.
Полный текст постановления изготовлен 14.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии:
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области (ОГРН 1043600197464, ИНН 3666119540): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный медицинский центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний" (ОГРН 1123668003601, ИНН 3661055621): Рогачева О.С. - представитель (доверенность от 18.10.2017), Толстых Л.В. - представитель (доверенность от 30.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А14-18542/2017,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области (далее - ТО Росздравнадзора по Воронежской области, административный орган) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный медицинский центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний" (далее - ООО "ММЦРДиЛОЗ", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.12.2017 ООО "ММЦРДиЛОЗ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 решение Арбитражного суда Воронежской области отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, ТО Росздравнадзора по Воронежской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.12.2017. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, полагает, что неспецифическое лечение в виде лечения болевого синдрома и улучшения качества жизни у неизлечимо больных лиц составляет часть паллиативной медицинской помощи, считает доказанным, что Общество осуществляет медицинскую деятельность по оказанию паллиативной медицинской помощи по онкологии без лицензии.
ООО "ММЦРДиЛОЗ" в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ТО Росздравнадзора по Воронежской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в суд округа не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ООО "ММЦРДиЛОЗ" возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа руководителя ТО Росздравнадзора по Воронежской области от 04.09.2017 N П36-346/17 проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности с целью исполнения утвержденного прокуратурой плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год.
Проверкой установлено, что в нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании) Общество осуществляет медицинскую деятельность по виду работ (услуг): паллиативная медицинская помощь в условиях дневного стационара по онкологии без специального разрешения (лицензии).
Так, при анализе первичной медицинской документации установлены факты оказания паллиативной медицинской помощи в условиях дневного стационара. В медицинских картах в том числе зафиксированы записи: план лечения: паллиативные курсы ПХТ, 2 паллиативный курс ПХТ, 3 паллиативный курс ПХТ (Обоснование проведения 3 паллиативного курса ПХТ: проводится в соответствии с Практическими рекомендациями по лечению злокачественных опухолей Российского общества клинической онкологии, с учетом положительной субъективной динамики от 2 курсов ПХТ, имеет целью уменьшение мучительных симптомов болезни, включая хронический болевой синдром, попытку стабилизации опухолевого роста, улучшение качества жизни пациентки), 4 курс паллиативной ПХТ; проведено лечение: 1 курс паллиативной ПХТ, 2 курс паллиативной ПХТ, 3 курс паллиативной ПХТ.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28.09.2017 N 241.
29.09.2017 административным органом в отношении общества составлен протокол N 77 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1, статьей 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении с материалами дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ООО "ММЦРДиЛОЗ" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признал недоказанным событие вменяемого Обществу административного правонарушения, в связи с чем не усмотрел оснований для его привлечения к административной ответственности.
Суд округа исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
На основании пункта 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности Министерство здравоохранения Российской Федерации приказом от 11.03.2013 N 121н утвердило Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 5 которых при оказании паллиативной медицинской помощи организуются и выполняются работы (услуги): при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях по 37 перечисленным видам работ услуг; при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях по 39 перечисленным видам работ услуг.
Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.04.2015 N 187н, согласно пункту 1 которого он устанавливает правила оказания взрослому населению паллиативной медицинской помощи, направленной на улучшение качества жизни граждан, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями и состояниями, которые, как правило, приводят к преждевременной смерти, а также заболеваниями в стадии, когда исчерпаны возможности радикального лечения, за исключением больных ВИЧ-инфекцией. Паллиативная медицинская помощь оказывается в следующих условиях: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (пункт 4).
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 915н, медицинская помощь оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.
Как установлено судами, ООО "ММЦРДиЛОЗ" на основании бессрочных лицензий от 10.12.2014 N ФС-36-01-000475-14 и от 05.04.2017 N ЛО-36-01-002970 осуществляет медицинскую деятельность по адресу: 394033, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Остужева, д. 31, в нежилом трехэтажном здании литер 1А, 1Б, станции скорой медицинской помощи с консультативно-диагностическим центром без стационара (лечебно-диагностический центр): 1) при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи: при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара по онкологии; 2) при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи по выполнению следующих работ (услуг): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по онкологии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по онкологии.
При этом у ООО "ММЦРДиЛОЗ" отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности по оказанию паллиативной медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях по онкологии.
Установив, что врачами ООО "ММЦРДиЛОЗ" были назначены и проведены пациенту курсы паллиативной ПХТ (полихимиотерипия), суд первой инстанции пришел к выводу об оказании Обществом паллиативной помощи пациенту в отсутствие соответствующей лицензии.
Отклоняя доводы административного органа о том, что пациенту оказывалась паллиативная помощь, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из отсутствия доказательств оказания такой помощи с учетом определения такого вида помощи и тех сведений, которые содержатся в медицинских документах, оформленных в ходе лечения пациента.
Согласно частям 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Частью 4 статьи 37 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что стандарт медицинской помощи разрабатывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с номенклатурой медицинских услуг
Вывод об оказании Обществом паллиативной медицинской помощи сделан административным органом исходя из того, что согласно истории болезни пациенту назначены и проведены курсы паллиативной ПХТ (04.07.2017,25.07.2017,14.08.2017,05.09.2017), то есть фактически исходя из примененной врачом формулировки "палиативная ПХТ".
Вместе с тем административным органом не установлено, что оказание медицинской помощи в виде курсов полихимиотерипии, назначенных пациенту, с учетом их фактического содержания, примененных лекарственных препаратов относилось к паллиативной медицинской помощи, оказываемой согласно Порядку оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.04.2015 N 187н.
Возможность проведения химиотерапевтического лечения (курсов полихимиотерипии) в рамках медицинских вмешательств, представляющих собой паллиативную медицинскую помощь, административным органом со ссылкой на положения действующих нормативных актов не обоснована.
Административным органом также не опровергнуты доводы Общества о том, что проведенные пациенту курсы полихимиотерипии относятся к специализированной медицинской помощи, которая оказывалась по стандарту специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях тела матки IIA, BG3, IIIA-CG (любая), IV стадии (химиотерапевтическое лечение), утвержденному Приказом Минздрава России от 07.11.2012 (далее - стандарт N 673н).
Судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что при лечении пациента применены лекарственные препараты, указанные в эпикризах, которые включены в названный стандарт N 673н, что не опровергнуто административным органом.
При этом доводы административного органа о неприменимости стандарта N 673н в рассматриваемом случае при лечении пациента являются необоснованными, поскольку в ходе проверки административным органом не проверялось соответствие оказанной медицинской помощи стандартам медицинской помощи, в том числе правильность применения стандартов и правильность назначенного лечения.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений статьи 24.5, части 2 статьи 2.1, статьи 1.5 КоАП РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21.04.2005 N 119-О, судом апелляционной инстанции обоснованно отказано в привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи и правильном установлении фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Вопреки мнению заявителя жалобы, письмо главного внештатного специалиста по паллиативной помощи МЗ РФ Невзоровой Д.В. не оценивалось судом как официальное разъяснение уполномоченного органа в сфере здравоохранения по вопросам применения законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 по делу N А14-18542/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.