город Калуга |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А36-7247/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Толкачевой И.Ю. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: от АО "ЛГЭК":
от ООО "Сквирел Имола Керамика-Липецк": от ООО "ГУЖК "Сокол": |
Пономаревой Д.А. - представителя (доверенность от 09.12.2016);
не явились, извещены надлежаще; не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.05.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2016 по делу N А36-7247/2015,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - АО "ЛГЭК", истец), ОГРН 1094823016617, ИНН 4825066916, обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сквирел Имола Керамика - Липецк" (далее - ООО "Сквирел Имола Керамика - Липецк", ответчик), ОГРН 1044800172493, ИНН 4826042611, о взыскании 22 494 руб. 08 коп. задолженности за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению по договору от 17.11.2011 N 160034 за январь - июнь 2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ГУЖК "Сокол" (далее - ООО "ГУЖК "Сокол", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.05.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
Оспаривая вынесенные судебные акты, АО "ЛГЭК" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель жалобы ссылается на то, что договор ресурсоснабжения N 162720, заключенный 01.07.2010 между истцом и третьим лицом, расторгнут 01.01.2013 на основании п.п. "а" п. 30 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124)), в связи с чем, ресурсоснабжающая организация вправе требовать оплаты за поставленную на общедомовые нужды воду непосредственно с собственников и нанимателей многоквартирного жилого дома.
Возражая против доводов кассационной жалобы, ответчик указывает, что поскольку управление многоквартирным домом осуществляет управляющая компания, то расходы по водоснабжению на общедомовые нужды перед истцом должна нести управляющая компания, а не собственники помещений.
ООО "Сквирел Имола Керамика-Липецк" и ООО "ГУЖК "Сокол", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.11.2011 между ОАО "ЛГЭК" (энергоснабжающая организация) и ООО "Сквирел Имола Керамика - Липецк" (абонент) был заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 160034, согласно которому энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство поставлять абоненту питьевую воду в помещение N 1 по ул. Циолковского в г. Липецке и осуществлять прием сточных вод до 33 м3 в месяц.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что объем израсходованной питьевой воды определяется по показаниям приборов учета. Приложением N4 к договору предусмотрено, что расчеты производятся по показаниям прибора учета СВ-15х N 0644796, ДУ-15 мм.
В период с января по июнь 2015 года истец поставлял ответчику питьевую воду и принимал сточные воды от холодного водоснабжения по показаниям прибора учета и сточные воды от горячего водоснабжения по данным теплоснабжающей организации.
По показаниям прибора учета питьевой воды было поставлено в январе 16 м3 на сумму 810 руб. 46 коп., в феврале 20 м3 на сумму 955 руб. 27 коп., в марте 14 м3 на сумму 739 руб. 84 коп., в апреле 20 м3 на сумму 957 руб. 06 коп. в мае 20 м3 на сумму 982 руб. 03 коп. и в июне было поставлено 21 м3 на сумму 760 руб. 25 коп., с учетом водоотведения от горячего водоснабжения. Объем потребления питьевой воды подтвержден актами на списание показаний прибора учета холодной воды.
Ведение расчетов за потребленную воду и принятые стоки по иным приборам учета договор не предусматривает.
Поставленную непосредственно самому ответчику воду последний оплатил в полном размере.
Также 01.07.2010 между ООО "ЛГЭК" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ГУЖК "Сокол" (исполнитель) был заключен договор N 162720, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять в многоквартирные дома исполнителя питьевую воду и принимать от многоквартирных домов сточные воды в систему канализации, а исполнитель обязуется оплачивать полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды.
Судом установлено, что истец начислил ответчику стоимость питьевой воды, поставленной на общедомовые нужды, на общую сумму 22 494 руб. 08 коп.
Ссылаясь на отсутствие оплаты ответчиком воды, потребленной на общедомовые нужды, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 7 с. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (ч. 2.2, 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в подпункте 6 пункта 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном пунктом 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правила, утвержденные настоящим постановлением применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил (Правила N 354).
В соответствии с п. 18 Правил N 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
В силу п. 40 Правил N 3540 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Таким образом, исходя из изложенных положений п.п. 18 и 40 Правил N 354, при наличии договора N N 160034 от 17.11.2011, заключенного между ООО "ЛГЭК" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Сквирел Имола Керамика - Липецк" (абонент), отношения по оплате энергоресурса на общедомовые нужды сохраняются между собственником нежилого помещения и управляющей компанией.
Материалами дела подтверждается, что 01.09.2013 года между управляющей компанией - ООО "Городская управляющая компания "Сокол" и "Сквирел Имола Керамика - Липецк" был заключен договор на возмещение эксплуатационных расходов владельцем помещения N 011/13.
Как усматривается из материалов дела, собственники помещений в спорном доме выбрали способ управления - управление управляющей организацией. Доказательства выбора собственниками помещений в многоквартирном доме по ул. Циолковского, 15 непосредственного способа управления в материалах дела отсутствуют.
Поскольку ООО "Городская управляющая компания "Сокол" приняло на себя обязательства управляющей компании, она является исполнителем коммунальных услуг по смыслу положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в связи с чем, несет обязанность по своевременной оплате поставленных энергоресурсов на общедомовые нужды.
Истец, возражая против выводов суда, ссылался на расторжение с 01.01.2013 на основании пп. "а" п. 30 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124)) договора ресурсоснабжения N 162720 от 01.07.2010, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за поставленную энергию на общедомовые нужды непосредственно собственникам.
Согласно п.п. "а" п. 30 Правил N 124 (в редакции, действовавшей на 01.01.2013) в договоре ресурсоснабжения может предусматриваться право отказаться от его исполнения полностью для ресурсоснабжающей организации - при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, пп. "а" п. 30 Правил N 124 предусмотрена возможность сторон согласовать в договоре условие о праве ресурсоснабжающей организации расторгнуть договор в связи с наличием у исполнителя коммунальной услуги признанной им по акту сверки расчетов задолженности. Однако в отсутствие такого условия в договоре и с учетом диспозитивного характера названной нормы Правил N 124 у энергоснабжающей организации такого права не имеется.
Как видно из содержания заключенного сторонами договора энергоснабжения N 162720 от 01.07.2010, условие о возможности его расторжения в порядке п.п. "а" п. 30 Правил N 124 в нем не предусмотрено.
Следовательно, довод заявителя кассационной жалобы о расторжении названного договора ресурсоснабжения основан на неверном толковании и применении норм материального права.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.05.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2016 по делу N А36-7247/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г. Сладкопевцева |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ООО "Городская управляющая компания "Сокол" приняло на себя обязательства управляющей компании, она является исполнителем коммунальных услуг по смыслу положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в связи с чем, несет обязанность по своевременной оплате поставленных энергоресурсов на общедомовые нужды.
Истец, возражая против выводов суда, ссылался на расторжение с 01.01.2013 на основании пп. "а" п. 30 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124)) договора ресурсоснабжения N 162720 от 01.07.2010, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за поставленную энергию на общедомовые нужды непосредственно собственникам."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 марта 2017 г. N Ф10-801/17 по делу N А36-7247/2015