г.Калуга |
|
4 апреля 2017 г. |
Дело N А14-6183/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2017.
Полный текст постановления изготовлен 04.04.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальщик" (ОГРН 1153668025125, ИНН 3661081580, ул.Переверткина, д.23, пом.3, г.Воронеж, 394063) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439, ул.Плехановская, 53, г.Воронеж, 394030) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж" (ОГРН 1043600070458 ИНН 3663050467, ул.Меркулова, 7а, г. Воронеж, 394029) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2016 (судья Попова Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Семенюта Е.А.) по делу N А14-6183/2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальщик" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным пунктов 2 и 3 предписания об устранении выявленных нарушений Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, жилищная инспекция) от 23.03.2016 N03-29/62 (с учетом уточнения).
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж" (далее -ресурсоснабжающая организация, третье лицо).
Решением суда от 20.09.2016 признаны недействительными подпункты 2 и 3 пункта 3 предписания ГЖИ Воронежской области от 23.03.2016 N 03-29/62. В удовлетворении остальной части требований ООО УК "Коммунальщик" отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 решение суда, проверенное по правилам части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части признания недействительными подпунктов 2 и 3 пункта 3 предписания N 03-29/62 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "ТНС энерго Воронеж" просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований управляющей компании и постановление апелляционного суда, принять новое решение об удовлетворении заявленных ООО УК "Коммунальщик" требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы третье лицо указывает, что при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО) и управляющей организацией договорные отношения по поставке коммунального ресурса, в том числе на общедомовые нужды, возникают между РСО и гражданами, проживающими в многоквартирном доме.
От заявителя кассационной жалобы поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ПАО "ТНС энерго Воронеж".
В соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части исходя из доводов, указанных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, на основании приказа ГЖИ Воронежской области от 01.02.2016 N 965 в отношении ООО УК "Коммунальщик" проведена внеплановая документарная проверка по вопросам соблюдения лицензиатом лицензионных требований - исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, в том числе, в части правомерности начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую на общедомовые нужды за август - декабрь 2015 года, и соблюдения обязательных требований Стандарта раскрытия информации управляющими организациями, установленных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" по многоквартирному дому 3а по ул. Остужева, г. Воронеж.
По результатам указанной проверки 23.03.2016 составлен акт N 03-27/215.
Проверкой установлено, что согласно протоколу от 22.07.2015 собственники помещений многоквартирного дома N 3А по ул. Остужева г.Воронежа избрали способ управления жилым домом - ТСЖ "Остужева 3А".
Между ТСЖ "Остужева, 3А" и ООО "УК Коммунальщик" 23.07.2015 заключен договор управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая компания обязана обеспечивать предоставление коммунальных услуг, для чего имеет право заключать договоры на предоставление коммунальных и иных услуг с иными организациями в интересах членов ТСЖ и собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ.
На момент проверки договор энергоснабжения в отношении многоквартирного дома 3А по ул. Остужева управляющая компания с ПАО "ТНС энерго Воронеж" не заключила.
В период с августа по декабрь 2015 г. управляющая компания в платежных документах предъявляла к оплате собственникам и нанимателем помещений указанного многоквартирного дома плату за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды (далее - ОДН).
Жилищная инспекция посчитала, что управляющая компания, выставляя на оплату счета по электроэнергии, предоставленную на ОДН, нарушила требования части 12 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 9,14,17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поскольку отсутствуют основания для выставления платежных документов.
Обществу жилищной инспекцией выдано предписание N 03-29/62 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым в срок до 29.04.2016 управляющая компания, в том числе, должна прекратить в период отсутствия заключенного с ПАО "ТНС энерго Воронеж" договора поставки электроэнергии по многоквартирному дому 3А по ул. Остужева г. Воронежа выставлять собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме N 3А по ул. Остужева г. Воронежа плату за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН (подпункт 2 пункта 3), произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома 3А по ул. Остужева г. Воронежа с августа 2015 года (подпункт 3 пункта 3).
Частично не согласившись с предписанием, ООО УК "Коммунальщик" оспорило его в судебном порядке.
Признавая незаконным требование жилищной инспекции прекратить предъявлять к оплате стоимость коммунального ресурса - электроэнергия, поставляемого на ОДН в многоквартирном жилом доме 3А по ул.Остужева, и произвести перерасчет платы, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу, что отсутствие договора энергоснабжения многоквартирного жилого дома между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией не предоставляет право последней быть поставщиком коммунального ресурса собственникам и нанимателям помещений в таком МКД.
Суд округа соглашается с выводами судов исходя из следующего.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Таким образом, управляющая компания правомерно выставляла собственникам и нанимателям жилых помещений в МКД N 3А по ул.Остужева счета на оплату коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленную на ОДН.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259, от 01.11.2016 N 301-ЭС16-13975, от 24.01.2017 N36-КГ16-23.
Доводы кассатора основаны на неверном толковании вышеназванных норм права, выставление счетов не нарушает прав и законных интересов ресурсоснабжающей организации, поскольку она не является поставщиком коммунального ресурса, направленного на общедомовые нужды.
Учитывая изложенное, основания для отмены решения и постановления судов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.09.2016 в обжалуемой части и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 по делу N А14-6183/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.