г. Калуга |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А64-2271/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Сладкопевцевой Н.Г., Толкачевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2016 года по делу N А64-2271/2016 Арбитражного суда Тамбовской области,
установил:
тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовская центральная районная больница" (ОГРН 1026800890456, ИНН 6820005127, с. Покрово-Пригородное Тамбовского р-на Тамбовской обл.; далее - больница) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352, г. Тамбов; далее - военный комиссариат) о взыскании 62 548 руб. задолженности за оказанные в 2014 году услуги по проведению обязательных лабораторных и инструментальных исследований граждан, поступающих на военную службу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям" (ОГРН 1106829007757, ИНН 6829070650, г. Тамбов), территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области (ОГРН 1026801158812, ИНН 6831000265, г. Тамбов).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06 сентября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2016 года, иск удовлетворен (суд первой инстанции: Захаров А.В.; апелляционный суд: Алферова Е.Е., Афонина Н.П., Письменный С.И.).
В кассационной жалобе военный комиссариат просил отменить принятое по делу постановление в связи с неправильным применением апелляционным судом норм Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 (далее - Программа N 1382).
Военный комиссариат указал, что апелляционный суд не учел возмещение расходов по диагностическому исследованию за счет средств обязательного медицинского страхования.
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям" поддержало правовую позицию заявителя кассационной жалобы, просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителей.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области в отзыве на кассационную жалобу указало о взыскании расходов на диагностическое исследование призывников в связи с медицинским освидетельствованием в 2014 году, ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Больница, военный комиссариат надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания (уведомления N N 24800008172323, 24800008172316), однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Обжалуемым постановлением принятое по делу решение оставлено без изменения.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, возражений относительно жалобы и правовой позиции в третьего лица, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом спора является требование больницы к военному комиссариату о взыскании задолженности за оказанные в 2014 году услуги по проведению обязательных лабораторных и инструментальных исследований граждан, поступающих на военную службу.
Суды в соответствии со ст. 779, п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 7 ст. 1, ст. 5, п.п. 6, 7 ст. 5.1, п. 3 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), п. 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, пп. 3 п. 2, п.п. 3, 4 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704) пришли к выводу об обоснованности заявленного требования.
Как следует из материалов дела, в 2014 году больница оказала военному комиссариату услуги по проведению обязательных лабораторных и инструментальных исследований в связи с медицинским освидетельствованием граждан, поступающих на военную службу.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Военный комиссариат принял услуги в сумме 62 548 руб. (акты на выполнение работ-услуг от 23.06.2014 N 1, от 31.10.2014 N 2, от 30.11.2014 N 3, от 12.12.2014 N 4).
В силу п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При таких обстоятельствах оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68 и 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания 62 548 руб. задолженности за оказанные в 2014 году услуги по проведению обязательных лабораторных и инструментальных исследований граждан, поступающих на военную службу.
Довод военного комиссариата о том, что расходы по диагностическому исследованию возмещаются за счет средств обязательного медицинского страхования, отклоняется в связи со следующим.
Правоотношения сторон возникли из оказания истцом ответчику в 2014 году услуг по проведению обязательных лабораторных и инструментальных исследований граждан, поступающих на военную службу, а именно: медицинских лабораторных исследований на гепатиты В, С, ВИЧ, забор крови из вены (акты на выполнение работ-услуг от 23.06.2014 N 1, от 31.10.2014 N 2, от 30.11.2014 N 3, от 12.12.2014 N 4).
В силу действующего в спорный период абз. 3 п. 1 ст. 5 Закона о воинской обязанности и военной службе проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Согласно действующему в спорный период п. 1 ст. 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами.
Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан).
В соответствии с п. 3 ст. 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в п. 1 указанной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Таким образом, оказанные истцом услуги по медицинскому лабораторному исследованию являются диагностическим медицинским исследованием в целях медицинского освидетельствования, то есть методом медицинского освидетельствования при призыве на военную службу.
При этом в действующем в спорный период п. 5 ст. 25 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.
Как установлено в п. 2 Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н, его действие не распространяется на отношения по выбору медицинской организации при оказании медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гражданам, подлежащим призыву на военную службу или направляемым на альтернативную гражданскую службу, и гражданам, поступающим на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста.
Кроме того указанная заявителем кассационной жалобы Программа N 1382 на 2016 год не применяется к возникшим в 2014 году правоотношениям.
В указанный период действовала Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074, согласно которой в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе.
Оказание медицинской помощи по поводу заболеваний и состояний, включенных в перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно в рамках территориальной программы государственных гарантий, при постановке граждан на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе, а также диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования по направлению военных комиссариатов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включено в средние нормативы, установленные Программой (письмо Минздрава России от 08.11.2013 N 11-9/10/2-8309 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов").
Таким образом, на медицинское освидетельствование в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе не распространяется программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11 октября 2016 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2016 года по делу N А64-2271/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.