Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 марта 2017 г. N Ф10-616/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
24 ноября 2016 г. |
Дело N А64-2271/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алферовой Е.Е., |
судей |
Афониной Н.П., |
|
Письменного С.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прошуниной М.П.,
при участии:
от ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ТОГБУЗ "Тамбовская центральная районная больница": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тамбовской, Липецкой, Рязанской областям": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.09.2016 по делу N А64-2271/2016 (судья Захаров А.В.) по исковому заявлению ТОГБУЗ "Тамбовская центральная районная больница" (ОГРН 1026800890456, ИНН 6820005127) к ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области", г. Тамбов, (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352), о взыскании 62 548 руб., при участии в деле третьих лиц: Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тамбовской, Липецкой, Рязанской областям",
УСТАНОВИЛ:
ТОГБУЗ "Тамбовская ЦРБ" (далее - истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - ответчик) с требованием о взыскании задолженности за оказанные услуги по проведению обязательных лабораторных и инструментальных исследований в размере 62 548 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ, привлечены: 1) ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям"; 2) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.09.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на отсутствие между истцом и ответчиком заключенного контракта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 17.11.2016 представители истца, ответчика и третьих лиц не явились, от ТОГБУЗ "Тамбовская центральная районная больница" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
От ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тамбовской, Липецкой, Рязанской областям", поступил отзыв на апелляционную жалобу, который суд приобщил к материалам дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2014 году истец оказал услуги по обязательным лабораторным и инструментальным исследованиям на общую сумму 62 548 руб.
Ответчиком приняты указанные услуги, согласно актам на выполнение работ-услуг N 1 от 23.06.2014 на сумму 14 553 руб., N 2 от 31.10.2014 на сумму 32 107 руб., N 3 от 30.11.2014 на сумму 13 240 руб., N 4 от 12.12.2014 на сумму 2 648 руб., подписанным сторонами и скрепленных их печатями (т. 1, л.д. 12-15).
Для оплаты оказанных услуг истцом в адрес ответчика были выставлены счета: N 188 от 23.06.2014 на сумму 14 553 руб., N 500 от 30.11.2014 на сумму 13 240 руб., N 443 от 31.10.2014 на сумму 32 107 руб., N 510 от 12.12.2014 на сумму 2 648 руб. (т. 1, л.д. 129-132).
Претензией N 726 от 01.04.2015 истец просил ответчика погасить задолженность в размере в течение 7 календарных дней (т. 1, л.д. 102-104).
Ответчик в ответе на претензию N ЮО/117 от 20.05.2015 сообщил, что считает требования не обоснованными, не подлежащими удовлетворению (т. 1, л.д. 100-101).
Ссылаясь на то, что ответчиком не была в добровольном порядке погашена задолженность на общую сумму 62548 руб., истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика данной задолженности.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе.
В настоящем споре обязательства сторон возникли в связи с фактическим оказанием истцом услуг медицинского характера.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания внедоговорных услуг по проведению диагностических исследований для вышеназванной категории граждан на сумму 62 548 руб. подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, о некачественном оказании истцом услуг не заявлено.
В отсутствие заключенного между сторонами договора, в рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53- ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ (в редакции действовавшей на момент спорных правоотношений) проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В пунктах 6 и 7 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Обязательства, касающиеся предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Федеральным законом N 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441.
Согласно п. 2 указанного Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе медицинское освидетельствование и медицинское обследование. Расходы, понесенные медицинским учреждением вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона.
Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704 (далее - Правила N 704).
На основании пп. 3 п. 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам- специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии с п. 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется, в том числе, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (п. 4 Правил N 704).
Статьей 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Истцом были оказаны услуги, которые ответчиком приняты согласно Актам на выполнение работ-услуг N 1 от 23.06.2014 на сумму 14 553 руб., N 2 от 31.10.2014 на сумму 32 107 руб., N 3 от 30.11.2014 на сумму 13 240 руб., N 4 от 12.12.2014 на сумму 2 648 руб., подписанным сторонами и скрепленным их печатями (т. 1, л.д. 12-15).
Для оплаты оказанных услуг истцом в адрес ответчика были выставлены счета: N 188 от 23.06.2014 на сумму 14553 руб., N 500 от 30.11.2014 на сумму 13240 руб., N 443 от 31.10.2014 на сумму 32107 руб., N 510 от 12.12.2014 на сумму 2648 руб. (т. 1, л.д. 129-132).
Доказательства оплаты оказанных услуг полностью или частично в материалы дела не представлены, возражений относительно объема и стоимости оказанных услуг от ответчика не поступало.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Довод ответчика и третьего лица на стороне ответчика о необходимости оплаты понесенных расходов за счет фонда медицинского страхования, судом правомерно отклонен как противоречащий нормам действующего законодательства - ст. 5 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пп. 3 п. 2 Правил N 704, основании ч. 5 ст. 25 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Постановлением Администрации Тамбовской области от 25.12.2013 N 1544 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разделом 3.3 которой установлен запрет на оплату за счет средств ОМС медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе, а также диагностические исследования в целях медицинского освидетельствования по направлению военных комиссариатов.
Кроме того, ссылка ответчика и третьего лица на Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382, и постановление Администрации Тамбовской области от 25.12.2014 N 1692 которым была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, несостоятельна, поскольку период задолженности охватывается 2014 годом, ссылка в данных актах на возможность распространения их действия на предшествующий период отсутствует.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие между истцом и ответчиком заключенного контракта не может быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.09.2016 по делу N А64-2271/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2271/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 марта 2017 г. N Ф10-616/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТОГБУЗ "Тамбовская ЦРБ"
Ответчик: Военный комиссариат Тамбовской области
Третье лицо: ФКУ "Управление финансового обеспечения МИнистерства обороны по Тамбовской, Липецкой, Рязанской областям", Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Тамбовской области