Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 октября 2004 г. N КА-А40/9161-04-П
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (правопреемник ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС РФ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ N 35 по Зеленоградскому административному округу города Москвы от 11 июля 2003 года N 121.
Решением суда от 2 октября 2003 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 9 декабря 2003 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 марта 2004 года судебные акты по делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суду указано на необходимость определения периода времени и размера налоговых санкций, причитающихся к уплате Обществом с учетом положений ст. 50 НК РФ.
При новом рассмотрении дела решением суда от 14 апреля 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21 июля 2004 года, заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что заявитель не может быть привлечен к налоговой ответственности, поскольку на момент проведения налоговой проверки существовало две организации: ГУП Московское отделение Октябрьской железной дороги МПС России и ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС России", которые стояли на учете в налоговом органе.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган указывает на то, что процесс реорганизации был завершен в период налоговой проверки в связи с чем привлечению к налоговой ответственности подлежит правопреемник юридического лица - ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС России" - за период с даты завершения реорганизации.
Представители Инспекции в заседании суда жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель Общества в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласился, считая, что обстоятельствам дела судом дана надлежащая правовая оценка, и судебные акты отмене не подлежат.
Как следует из материалов дела, решением налогового органа от 6 апреля 2003 года в связи с реорганизацией ГУП Московское отделение Октябрьской железной дороги МПС России назначена выездная налоговая проверка последнего по вопросам правильности удержания, исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов за период с 17 августа 2000 года по 31 декабря 2002 года (л.д. 43 т. 1).
Решением N 8 от 5 июня 2003 года налоговым органом внесены изменения в указанное решение, в соответствии с которыми выездная налоговая проверка подлежала проведению в отношении локомотивного (моторвагонного) депо Крюково - структурного подразделения Московского отделения - филиала ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС России" (л.д. 44, 45 т. 1).
По результатам выездной налоговой проверки указанной организации Инспекцией составлен акт N 115/103 от 16 июня 2003 года (л.д 32-42 т. 1) и вынесено решение N 121 от 11 июля 2003 года о привлечении ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС России" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений (л.д. 15-20 т. 1).
Считая, что решение налогового органа нарушает его права и законные интересы и является незаконным и необоснованным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что правовые основания для привлечения заявителя к налоговой ответственности отсутствуют.
Между тем суд не учел следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. На правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
В соответствии с распоряжением МПС России N 255р от 3 июня 2002 года ГУП "Московское отделение Октябрьской железной дороги" было реорганизовано путем присоединения к ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС России" в качестве филиала (л.д. 75 т. 1).
28 августа 2002 года внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица - ГУП "Московское отделение Октябрьской железной дороги" и присоединения его в качестве филиала к ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС России", что подтверждается соответствующим свидетельством (л.д. 76 т. 1).
29 августа 2002 года утверждено Положение о Московском отделении - филиале ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС России" (л.д. 70-72 т. 1). В устав ФГУП "Октябрьская железная дорога" МПС России внесены соответствующие изменения (л.д. 73, 74 т. 1).
19 ноября 2002 года ФГУП "Октябрьская железная дорога" МПС России выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения - Локомотивного "Моторвагонного) депо Крюково - структурного подразделения Московского отделения - филиала ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС РФ.
Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Поскольку, в период с 17 августа 2000 года по 28 августа 2002 года существовало самостоятельное юридическое лицо - ГУП "Московское отделение Октябрьской железной дороги", привлечение ФГУП к налоговой ответственности за данный период с учетом п. 2 ст. 50 НК РФ является неправомерным, и решение суда в этой части налоговым органом не оспаривается.
Однако, в период с 28 августа 2002 года по 31 декабря 2002 года было зарегистрировано в установленном законом порядке и функционировало ФГУП "Октябрьская железная дорога" МПС РФ, привлечение которого к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений в указанном периоде следует признать правомерным, поскольку ГУП "Московское отделение Октябрьской железной дороги" считается реорганизованным с 28.08.02 на основании положений п. 4 ст. 57 ГК Ф. Налоговый кодекс РФ не связывает возможность привлечения организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ с датой постановки или снятия с налогового учета.
Налоговым органом представлен расчет штрафных санкций на общую сумму 415202 руб. 57 коп., подлежащую взысканию с заявителя за совершение налогового правонарушения в период с 28 августа 2002 года по 31 августа 2002 года.
Представитель заявителя против указанного расчета возражал, ссылаясь на то, что в расчете не учтены платежи, осуществленные по платежным поручениям N 321 от 2 декабря 2002 года, N 350 и 351 от 11 декабря 2002 года, N 348 от 11 декабря 2002 года и N 3245 от 20 февраля 2002 года, а также на то обстоятельство, что по состоянию на 28.08.02 у ФГУП имеется переплата.
Данные возражения не могут быть приняты по следующим основаниям.
Наличие переплаты на указанную дату по спорным налогам у ФГУП заявителем документально не подтверждено.
Платежные поручения N 348 от 11 декабря 2002 года и N 3245 от 20 февраля 2002 года по взносам в ТФОМС и N 321 от 2 декабря 2002 года об уплате налога на доходы физических лиц в представленном Инспекцией расчета на суму 415202 руб. 57 коп. учтены.
В п. 2.15 акта выездной налоговой проверки N 115/103 от 16 июня 2003 года (л.д. 32-42 т. 1) указано, что расхождение по поступившим суммам ЕСН вызвано отсутствием в базе данных, в том числе, и платежных поручений N 350 и 351 от 11 декабря 2002 года по взносам в Пенсионный фонд, которые зачтены в счет уплаты налогов согласно проставленных кодов бюджетной классификации. Учет упомянутых пл. поручений подтверждается приложением N 3 к акту выездной налоговой проверки (т. 2, л.д. 18, 19).
Учитывая изложенное, судебные акты в части удовлетворения заявления Общества о признании недействительным решения Инспекции в части взыскания налоговых санкций в сумме 415202 руб. 57 коп. следует отменить и в удовлетворении заявления в этой части отказать.
Руководствуясь статьями 176, 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 14.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.04 по делу N А40-32541/03-116-419 Арбитражного суда г. Москвы в части удовлетворения заявления ОАО "Российские железные дороги" о признании недействительным решения ИМНС РФ N 35 по Зеленоградскому АО г. Москвы от 11.07.03 N 121 в части взыскания налоговых санкций в сумме 415202 руб. 57 коп. отменить. В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 октября 2004 г. N КА-А40/9161-04-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании