г. Калуга |
|
17 апреля 2017 г. |
Дело N А62-3356/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Егорова Е.И. |
|
Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
|
|
от ООО "Инвест Групп" (ОГРН 1106731000716, г. Смоленск, ул. Санаторная, д. 1) |
Шелеповой Н.В. - представителя (доверен. от 24.10.2016 г. N 21) |
от Смоленской таможни (г. Смоленск, ул. Лавочкина, 105)
от Федеральной таможенной службы (г.Москва, ул. Новозаводская, д.11/5) |
Ситина М.В. - представителя (доверен. от 09.01.2017 г. N 04-50/1) Прохоровой А.П. - представителя (доверен. от 05.07.2016 г. N 04-50/61)
Ситина М.В. - представителя (доверен. от 22.12.2016 г. N 81-43/268) |
рассмотрев кассационные жалобы Смоленской таможни и Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.09.2016 г. (судья Пузаненков Ю.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 г. (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А62-3356/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест Групп" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Смоленской таможни в выпуске товаров по ДТ N 10113080/161215/0027618, возложении обязанности на таможню восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя путем возврата обществу излишне уплаченных таможенных платежей в размере 826139 руб. 18 коп., признании недействительным решения Смоленской таможни, оформленного письмом от 16.02.2016 г. N 15-25/3667 "о возврате заявления", о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет средств казны Российской Федерации убытков в размере 17856 руб. 60 коп. (с учетом уточненных требований).
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная таможенная служба.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.09.2016 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Смоленская таможня и Федеральная таможенная служба просят решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Как следует из материалов дела, 16.12.2015 г. ООО "Инвест Групп" на Заднепровский таможенный пост Смоленской таможни подана декларация на товары N 10113080/161215/0027618, согласно которой на территорию Российской Федерации ввезены лекарственные средства для применения в ветеринарии - ДОКСИ-ФУД и КОЛИ-ФУД, товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС 3003.
Обществом исчислены таможенные платежи, в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 1051496 руб. 64 коп. по ставке 10% на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, таможенный сбор в сумме 22500 руб. и представлены в таможенный орган при декларировании регистрационные удостоверения, выданные Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Посчитав, что подлежит применению ставка НДС 18%, таможенный орган 17.12.2015 г. отказал в выпуске товаров, мотивируя несоблюдением обществом условий выпуска товаров, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В этой связи обществом 18.12.2015 г. на Заднепровский таможенный пост подана декларация на товары N 10113080/181215/0027759, в которой налог на добавленную стоимость исчислен заявителем по ставке 18% (1855135 руб. 82 коп) и повторно был уплачен таможенный сбор в размере 22500 руб. Выпуск товаров по данной декларации таможенным органом разрешен 19.12.2015 г.
Смоленская таможня письмом от 16.02.2016 г. N 15-25/3667 возвратила без рассмотрения заявление ООО "Инвест Групп" от 10.02.2016 г. N 49 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 826139 руб. 18 коп., в том числе 803639 руб. 18 коп. налога на добавленную стоимость и 22500 руб. таможенного сбора, мотивировав свой отказ отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Считая, что отказ Смоленской таможни в выпуске товаров по ДТ N 10113080/161215/0027618 и решение, оформленное письмом от 16.02.2016 г. N 15-25/3667, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, в связи с чем общество понесло убытки, ООО "Инвест Групп" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относится, в частности, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 76 ТК ТС сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящей статьей.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями.
По правилам пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Понятие "лекарственные средства" раскрыто в статье 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", согласно которой лекарственными средствами признаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Согласно пункту 2 статьи 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором видов продукции, а также с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. N 688.
В указанный Перечень включены лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи, в том числе с кодом ТН ВЭД 3003.
Примечанием 1 к Перечню N 688 определено, что коды ТН ВЭД, приведенные в данном Перечне, применяются в отношении лекарственных средств, включенных в государственный реестр лекарственных средств, при этом лекарственные препараты должны иметь регистрационные удостоверения.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата, является регистрационное удостоверение лекарственного препарата.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона N 61-ФЗ установлено, что перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, содержится в государственном реестре лекарственных средств.
Поскольку судами установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что ввезенные обществом лекарственные средства зарегистрированы в Российской Федерации Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, внесены в Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения, а по причине отказа таможни в выпуске товаров 17.12.2015 г. обществом повторно подана декларация на товары с исчислением налога на добавленную стоимость по ставке 18% и повторно уплачены таможенные платежи, в связи с чем образовалась излишне уплаченная сумма таможенных платежей в размере 826139 руб. 18 коп., суды пришли к обоснованному выводу о подтверждении обществом в установленном порядке оснований для применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 10% и наличии у таможенного органа обязанности по возврату обществу излишне уплаченных таможенных платежей.
Довод таможни о том, что обществом неправильно рассчитана сумма излишне уплаченных таможенных платежей, так как таможенные сборы не подлежат возврату в силу части 3 статьи 129 Федерального закона N 311-ФЗ, был правомерно отклонен судами, как не основанный на нормах права и материалах дела.
Довод таможенного органа о том, что сумма налога на добавленную стоимость должна составлять 824504 руб. 81 коп., а не 803639 руб. 18 коп., как указало общество, не принимается во внимание, поскольку не опровергает выводов судов о незаконном отказе обществу в выпуске товаров и излишней уплате заявителем таможенных платежей в размере 826139 руб. 18 коп., в том числе 803639 руб. 18 коп. - налог на добавленную стоимость и 22500 руб. повторно уплаченный таможенный сбор.
В силу положений части 2 статьи 25 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценив по правилам ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерным выводам, что обществом доказано наличие совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований о взыскании убытков в виде дополнительных расходов общества: причинно-следственной связи между незаконными действиями таможенного органа, повлекшими задержку выпуска ввезенного ООО "Инвест Групп" товара, и расходы общества за простой транспортного средства и на оплату услуг за сверхнормативное хранение груза на СВХ, подтверждении размера убытков.
Доводы Федеральной таможенной службы о необоснованном взыскании с нее, а не с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет казны, расходов, понесенных обществом по уплате государственной пошлины, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании положений статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационных жалобах доводы повторяют заявленные таможенными органами доводы при рассмотрении спора в судах первой и апелляционной инстанций, которыми судами дана надлежащая правовая оценка, не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, в связи с чем отклоняются.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.09.2016 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 г. по делу N А62-3356/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.