г.Калуга |
|
22 мая 2017 г. |
Дело N А68-6822/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Смирнова В.И. |
при участии представителей:
от Общества с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой Тула" (115191, г.Москва, ул.Б.Тульская, д.46, оф.8): не явились, извещены надлежаще,
от администрации муниципального образования город Тула (300041, г.Тула, пр.Ленина, д.2): Зубченко С.В. по доверенности от 28.10.2016 N 102,
от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (300034, г.Тула, ул.Гоголевская, д.73): не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой Тула" на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.12.2016 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 (судьи Тучкова О.Г., Дайнеко М.М., Тимашкова Е.Н.) по делу N А68-6822/2015
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой Тула" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования город Тула (далее - администрация) о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования город Тула от 16.02.2015 N 660 "Об отмене постановления администрации муниципального образования Ленинский район от 10.06.2013 N 1154" (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 данный судебный акт оставлен без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ООО "МонолитСтрой Тула". Одновременно общество ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствии его представителя.
Администрация города Тулы письменным отзывом оспорила кассационную жалобу, настаивая на законности и обоснованности состоявшихся судебных актов. Соответствующие доводы поддержаны представителем в судебном заседании.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив в порядке, установленном статьями 286, 287 Кодекса, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решений судов первой и апелляционной инстанции ввиду следующего.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 02.11.2010 N 310, заключенного с Комитетом имущественных отношений администрации муниципального образования Ленинский район, ООО "СтройСервис" приобрело право собственности на земельный участок площадью 28 100 кв. м, с кадастровым номером 71:14:010501:410, расположенный по адресу: Тульская область Ленинский район с/п Рождественское д. Скобелево участок N 65, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.01.2011 серия 71-АГ N 269613; земельный участок с кадастровым номером 71:14:010501:410 относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для эксплуатации объектов недвижимости (нефтебаза).
Впоследствии между ООО "СтройСервис" (арендодатель) и ООО "МонолитСтрой Тула" (арендатор) заключен договор аренды 12.03.2012 N 1, в соответствии с п. 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату (аренду) передвижное общежитие (лит. Г), две емкости 50 куб. м (лит. Г1, Г2), девять емкостей 60 куб. м (лит. Г3 - Г11), уборная (лит. Г29), два трубопровода с бензоколонками (лит. Г12 - Г14), железнодорожный тупик, электролиния уличного освещения общей площадью 32,4 кв. м, и земельный участок площадью 28 100 кв. м, с кадастровым номером 71:14:010501:410, расположенный по адресу: Тульская область Ленинский район с/п Рождественское д. Скобелево участок N 65.
Объекты используются арендатором под общепроизводственное назначение (п. 1.4 договора).
Срок действия договора установлен в пункте 4.1 и составляет пять лет.
Кроме того, между ООО "СтройСервис" и ООО "МонолитСтрой Тула" заключено дополнительное соглашение от 11.02.2015 N 1 к договору аренды от 12.03.2012 N 1, согласно которому уточнен вид использования арендуемого имущества - для строительства объекта "Асфальтобетонный завод с битумохранилищем". Дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Росреестра по Тульской области 25.02.2015.
На основании заявки ООО "МонолитСтрой Тула" МУП МО г. Тула "Тульский городской центр градостроительства и землеустройства" изготовлен градостроительный план земельного участка, который был утвержден постановлением главы администрации муниципального образования Ленинский район от 10.06.2013 N 1154.
Законом Тульской области от 11.06.2014 N 2133-ЗТО Ленинский район Тульской области объединен с муниципальным образованием город Тула.
Главой администрации города Тулы принято постановление от 16.02.2015 N 660 об отмене постановления администрации муниципального образования Ленинский район от 10.06.2013 N 1154 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 71:14:010501:410)" в связи с несоответствием градостроительного плана Правилам землепользования и застройки муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 17.12.2012 N 44-6.
ООО "МонолитСтрой Тула" не согласившись с постановлением от 16.02.2015, указывая, что отмена постановления об утверждении градостроительного плана лишает заявителя возможности использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии со статьей 263 ГК РФ, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Верно применяя положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как верно отметили суды, Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Необходимыми приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.
Суды верно резюмировали, что исходя из положений статей 30 - 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки не могут противоречить генеральному плану.
Судами обоснованно принято во внимание вступившее в законную силу Решение Тульского областного суда от 06.04.2016 по делу N 3а-64/2016 по заявлению ООО "СтройСервис" к Тульской городской Думе о признании недействующими со дня принятия решения Собрания представителей муниципального образования Ленинский район Тульской области от 05.09.2011 N 25-10 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области" и решения Собрания представителей муниципального образования Ленинский район Тульской области от 17.12.2012 N 44-6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области" в части установления зоны государственного лесного фонда (Э1), зоны размещения военных и режимных объектов в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:14:010501:410.
В частности, судами правомерно признаны преюдициально установленными ряд существенных обстоятельств, включая расположение земельного участка с кадастровым номером 71:14:010501:410, особенности смежных земельных участков, а также то обстоятельство, что градостроительные регламенты в отношении территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 71:14:010501:410, не установлены (фактически в отношении спорного земельного участка установлены только функциональные зоны).
В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте. При этом в градостроительном плане земельного участка должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 сформулирована правовая позиция о том, что по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Таким образом, отражение в градостроительном плане определенных характеристик, не установленных в плане застройки и землепользования, при отсутствии градостроительных регламентов противоречит требованиям градостроительного законодательства, следовательно, такой градостроительный план земельного участка не может быть признан законным.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды верно заключили, что градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Ленинский район от 10.06.2013 N 1154, противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области.
В соответствии со статьей 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, либо судом. Одновременно компетентный орган местного самоуправления, контролируя соблюдение действующего законодательства при осуществлении публичных функций, вправе самостоятельно отменить ранее принятый в противоречие действующему законодательству правовой акт.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции правомерно посчитали оспариваемое заявителем постановление соответствующим действующему законодательству и не нарушающим им права и законные интересы общества.
Учитывая рассмотрение судами спора по существу, суд кассационной инстанции находит избыточной ссылку на пропуск процессуального срока, установленного положениями статьи 198 АПК РФ. Тем не менее, это не привело к принятию незаконных судебных актов и не является основанием для их безусловной отмены.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
При обращении в суд с кассационной жалобой ее заявитель оплатил госпошлину в размере 3000 руб., в то время как оплате подлежало 1500 руб. Излишне уплаченная госпошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю в соответствии с положениями ст. 333.40 НК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 22.12.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 по делу N А68-6822/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой Тула" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.