Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 мая 2017 г. N Ф10-1149/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А68-6822/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Дайнеко М.М., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., при участии от истца - Вежневец О.А. (доверенность от 10.01.2017); от ответчика - Зубченко С.В. (доверенность от 28.10.2016 N 102), в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой Тула" на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.12.2016 по делу NА68-6822/2015 (судья Рыжикова Н.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой Тула" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования город Тула (далее - ответчик, администрация) о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования город Тула от 16.02.2015 N 660 "Об отмене постановления администрации муниципального образования Ленинский район от 10.06.2013 N 1154" (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 02.11.2010 N 310, заключенного с Комитетом имущественных отношений администрации муниципального образования Ленинский район, ООО "СтройСервис" приобрело право собственности на земельный участок площадью 28 100 кв. м, с кадастровым номером 71:14:010501:410, расположенный по адресу: Тульская область Ленинский район с/п Рождественское д. Скобелево участок N 65, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.01.2011 серия 71-АГ N 269613; земельный участок с кадастровым номером 71:14:010501:410 относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для эксплуатации объектов недвижимости (нефтебаза).
Между ООО "СтройСервис" (арендодатель) и ООО "МонолитСтрой Тула" (арендатор) заключен договор аренды 12.03.2012 N 1, в соответствии с п. 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату (аренду) передвижное общежитие (лит. Г), две емкости 50 куб. м (лит. Г1, Г2), девять емкостей 60 куб. м (лит. Г3 - Г11), уборная (лит. Г29), два трубопровода с бензоколонками (лит. Г12 - Г14), железнодорожный тупик, электролиния уличного освещения общей площадью 32,4 кв. м, и земельный участок площадью 28 100 кв. м, с кадастровым номером 71:14:010501:410, расположенный по адресу: Тульская область Ленинский район с/п Рождественское д. Скобелево участок N 65.
Объекты используются арендатором под общепроизводственное назначение (п. 1.4 договора).
Срок действия договора установлен в пункте 4.1 и составляет пять лет.
Между ООО "СтройСервис" и ООО "МонолитСтрой Тула" заключено дополнительное соглашение от 11.02.2015 N 1 к договору аренды от 12.03.2012 N 1, согласно которому уточнен вид использования арендуемого имущества - для строительства объекта "Асфальтобетонный завод с битумохранилищем". Дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Росреестра по Тульской области 25.02.2015.
На основании заявки ООО "МонолитСтрой Тула" МУП МО г. Тула "Тульский городской центр градостроительства и землеустройства" изготовлен градостроительный план земельного участка, который был утвержден постановлением главы администрации муниципального образования Ленинский район от 10.06.2013 N 1154.
Законом Тульской области от 11.06.2014 N 2133-ЗТО Ленинский район Тульской области объединен с муниципальным образованием город Тула.
Главой администрации города Тулы принято постановление от 16.02.2015 N 660 об отмене постановления администрации муниципального образования Ленинский район от 10.06.2013 N 1154 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 71:14:010501:410)" в связи с несоответствием градостроительного плана Правилам землепользования и застройки муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 17.12.2012 N 44-6.
ООО "МонолитСтрой Тула" не согласившись с постановлением от 16.02.2015, указывая, что отмена постановления об утверждении градостроительного плана лишает заявителя возможности использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии со статьей 263 ГК РФ, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на вынесший решение орган. При этом факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Необходимыми приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.
Исходя из положений статей 30-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки не могут противоречить генеральному плану.
Определением арбитражного суда от 26.05.2016 производство по данному делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Тульского областного суда от 06.04.2016 по делу N 3а-64/2016.
В рамках дела N 3а-64/2016 рассматривалось заявление ООО "СтройСервис" к Тульской городской Думе о признании недействующими со дня принятия решения Собрания представителей муниципального образования Ленинский район Тульской области от 05.09.2011 N 25-10 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области" и решения Собрания представителей муниципального образования Ленинский район Тульской области от 17.12.2012 N 44-6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области" в части установления зоны государственного лесного фонда (Э1), зоны размещения военных и режимных объектов в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:14:010501:410.
Решением Тульского областного суда от 06.04.2016 по делу N 3а-64/2016 требования ООО "СтройСервис" оставлены без удовлетворения.
Как следует из указанного решения и установлено судом, решением Собрания представителей муниципального образования Ленинский район Тульской области от 05.09.2011 N 25-10 утвержден Генеральный план муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области, решением Собрания представителей муниципального образования Ленинский район Тульской области от 17.12.2012 N 44-6 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области.
Законом Тульской области от 11.06.2014 N 2133-ЗТО "Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории Ленинского района Тульской области, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в Закон Тульской области "О переименовании "Муниципального образования город Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа" и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Тульской области", вступившим в силу 22.06.2014, муниципальные образования Ленинского района Тульской области, включая муниципальное образование Рождественское и рабочий поселок Ленинский, объединены с муниципальным образованием город Тула.
В связи с признанием градостроительной документации Ленинского района Тульской области частью градостроительной документации муниципального образования город Тула решения Собрания представителей муниципального образования Ленинский район Тульской области от 05.09.2011 N 25-10 и от 17.12.2012 N 44-6 официально опубликованы 12.01.2015 на сайте муниципального образования город Тула в сети "Интернет" - http//www.npacity.tula.ru и вступили в силу.
Из Генерального плана муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области следует, что принадлежащий на праве собственности ООО "СтройСервис" земельный участок с кадастровым номером 71:14:010501:410 расположен согласно основному чертежу карты (схемы) генерального плана (схема 1) - на территориях лесных массивов и сельскохозяйственного использования (согласно условному обозначению внешнего контура территории - территория военных и режимных объектов); согласно карте (схеме) функциональных зон (схема 2) - в функциональных зонах государственного лесного фонда (Э1), размещения военных и режимных объектов.
Смежными с указанными территориями и зонами являются территории населенных пунктов и жилищного строительства, зоны застройки малоэтажными, преимущественно индивидуальными жилыми домами (Ж1); вблизи земельного участка истца расположены жилые дома, детские оздоровительные и образовательные учреждения, территории, занятые садоводческими кооперативами, зоной отдыха "Хомяковские поляны", иными объектами оздоровительно-рекреационного назначения, что послужило основанием для возражений жителей г. Тулы на состоявшихся 14.05.2015 по инициативе ООО "СтройСервис" (в связи с намерением изменения назначения земельного участка и возведения на нем асфальтобетонного завода с битумохранилищем) публичных слушаниях против внесения изменений в Генеральный план муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области путем отнесения указанного земельного участка к промышленной территории и производственной зоне промышленных объектов (П2).
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки и сообщению Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы от 15.01.2016 N УГиА/23/1 в отношении территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 71:14:010501:410, территориальные зоны, а, соответственно, и градостроительные регламенты, не установлены.
Обстоятельства, установленные судом при рассмотрении дела N 3а-64/2016, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте. При этом в градостроительном плане земельного участка должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
Из изложенного следует, что градостроительный план является составной частью пакета документов, необходимых для получения разрешения на строительство, а разрешение на строительство - это основной документ, предоставляющий право осуществлять строительство объекта на отведенном для этих целей земельном участке.
Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающей виды и состав территориальных зон, предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального образования Ленинский район от 10.06.2013 N 1154 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 71:14:010501:410.
В градостроительном плане указано, что градостроительный регламент на данный земельный участок не установлен; в разделе: Информация о разрешенном использовании земельного участка указано: производственная зона (П), для размещения производственных объектов пятого-первого класса (зона предприятий с санитарно-защитной зоной I, II, III, IV, V класса); также перечислены основные виды разрешенного использования земельного участка.
Между тем, как указывалось выше, решением Тульского областного суда по делу N 3а-64/2016 установлено, что согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки и сообщению Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы от 15.01.2016 N УГиА/23/1 в отношении территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 71:14:010501:410, территориальные зоны, а, соответственно, и градостроительные регламенты, не установлены.
Таким образом, градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Ленинский район от 10.06.2013 N 1154, противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, либо судом.
Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом правовой акт исключительно при наличии предусмотренных законом оснований.
В силу статьи 48 Закона N 131-ФЗ компетентный орган местного самоуправления, контролируя соблюдение действующего законодательства при осуществлении публичных функций, вправе самостоятельно отменить ранее принятый в противоречие действующему законодательству правовой акт.
Таким образом, администрация города Тулы, установив, что постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка противоречит действующему законодательству, приняла оспариваемое постановление от 16.02.2015.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно посчитал оспариваемое заявителем постановление соответствующим действующему законодательству и не нарушающим им права и законные интересы, в связи с этим в соответствии с частью 3 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не принимает во внимание изложенные в жалобе возражения относительно вышеуказанного вывода суда первой инстанции как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В Решении Тульского областного суда по делу N 3а-64/2016 установлено, что в отношении спорного земельного участка установлены только функциональные зоны, территориальные зоны не установлены, соответственно не установлены и регламенты, определяющие градостроительный порядок использования земельного участка. Данный вывод судом был сделан из совокупного анализа графических документов (схем) генерального плана и правил застройки и землепользования. Из генерального плана муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области следует, что принадлежащий на праве собственности ООО "СтройСервис" земельный участок с кадастровым номером 71:14:010501:410 расположен согласно основному чертежу карты (схемы) генерального плана (схема 1) - на территориях лесных массивов и сельскохозяйственного использования (согласно условному обозначению внешнего контура территории - территория военных и режимных объектов); согласно карте (схеме) функциональных зон (схема 2) - в функциональных зонах государственного лесного фонда (Э-1), размещения военных и режимных объектов.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки и сообщению Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы от 15.01.2016 N УГиА/23/1 в отношении территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 71:14:010501:410, территориальные зоны, а, соответственно, и градостроительные регламенты, не установлены.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 сформулирована правовая позиция о том, что по смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Таким образом, отражение в градостроительном плане определенных характеристик, не установленных в плане застройки и землепользования, при отсутствии градостроительных регламентов противоречит требованиям градостроительного законодательства, следовательно, такой градостроительный план земельного участка не может быть признан законным.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Ленинский район от 10.06.2013 N 1154, противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования Рождественское Ленинского района Тульской области.
Ссылка общества в жалобе на дело N А68-3126/2015 не имеет преюдициального значения для рассмотрения данного спора, исходя из предмета и оснований требований, рассмотренных в рамках дела N А68-3126/2015, и рассматриваемых в данном деле.
Также не обоснована ссылка заявителя апелляционной жалобы на приказ Минрегиона Российской Федерации от 11.08.2006 N 93 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка" как на документ, регулирующий порядок заполнения градостроительного плана земельного участка при отсутствии территориальной зоны и соответственно градостроительных регламентов, а также на то, что на дату разработки градостроительного плана земельного участка Правила землепользования и застройки не действовали, в силу следующего.
Общество ошибочно истолковало порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка, ссылаясь на то, что актами, устанавливающими вид разрешенного использования и требования к назначению земельного участка с КN 71:14:010501:410 при отсутствии градостроительных регламентов, являются Постановления Главы администрации МО Ленинский район N 2200 от 20.10.2010, постановление главы администрации МО Ленинский район N 1561 от 03.08.2012. Однако указанные акты является ненормативными, в то время, как Инструкция говорит о решении органа местного самоуправления, принятое в форме нормативного правового акта. Кроме того, в силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату утверждения градостроительного плана земельного участка) до принятия правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 данного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. В материалах дела отсутствуют доказательства проведения публичных слушаний по вопросу определения правового режима использования земельного участка с КN 71:14:010501:410, в отношении которого не установлены территориальная зона и градостроительные регламенты. Приведенные выше постановления не являются документами, свидетельствующими об определении правового режима земельного участка.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 3 Определения от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Таким образом, Конституционный суд Российской Федерации, исходит из того, что право на защиту, а также отдельные правомочия, входящие в его содержание, не являются абсолютными, то есть могут при определенных обстоятельствах быть ограничены национальным законодательством в соответствии с критериями допустимости и соразмерности.
Согласно части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
В силу части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В свою очередь, отсутствие причин к восстановлению срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Поскольку нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду, рассматривающему дело.
При рассмотрении данного спора судом установлено, что общество обратилось с заявленным требованием 14.07.2015, представило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления от 15.04.2016, в котором указало, что об оспариваемом постановлении узнало из письма администрации города Тулы от 03.07.2015 об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Между тем, из представленных администрацией доказательств следует, что оспариваемое постановление было направлено в адрес общества 19.02.2015.
Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, обществом в материалы дела не представлено.
Частью 1 статьи 9 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявителем пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок на обжалование постановления администрации.
Возражения относительно вышеуказанного вывода суда, изложенные в жалобе, отклоняются апелляционным судом как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Пропуск срока для подачи заявления в арбитражный суд, определенный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 22.12.2016 по делу N А68-6822/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6822/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 мая 2017 г. N Ф10-1149/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МонолитСтрой Тула", ООО "МонолитСтройТула"
Ответчик: Администрация МО г. Тула
Третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Тулы, Управление градостроительства и архитектуры города Тулы