г.Калуга |
|
29 мая 2017 г. |
Дело N А84-3168/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Панченко С.Ю. Лукашенковой Т.В.
Тарасовой О.В. |
от заявителя - индивидуального предпринимателя Григорянца Марата Георгиевича (г.Севастополь, ул.Вакуленчука, д.18, кв.97, почтовый адрес: г.Севастополь, пл.Восставших, 4, ТЦ "Новый бульвар", офис 206-208, ОГРНИП 314920433100130, ИНН 920100104890) - Казаков Д.В. (дов. от 01.08.2016);
от заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, д.2, ОГРН 1149204007083, ИНН 9204003736) - Бабенко Е.В. (дов. от 21.03.2017 N 01-14/941-д);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Григорянца Марата Георгиевича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.11.2016 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 (судьи Омельченко В.А., Горошко Н.П., Евдокимов И.В.) по делу N А84-3168/2016,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Григорянц М.Г. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - департамент) от 30.05.2016 N 26 на демонтаж в срок до 29.06.2016 24-х рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешений.
Решением суда от 03.11.2016 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные решения отменить, его требование удовлетворить, ссылаясь на неправильное толкование судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы, представитель департамента просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на дату вхождения Республики Крым в Российскую Федерацию у предпринимателя имелись разрешения на размещение спорных 24-х рекламных конструкций, выданные Севастопольской городской государственной администрацией, а именно: N 50 - по ул. Пожарова (район торгового центра "Фуршет"); N 268 - ул. Хрусталева (позиция N 118); N 425 - по пр. Генерала Острякова, 99; N 426 - по пр. Генерала Острякова, район вещевого рынка; N 505 - по ул. Дм. Ульянова, 2; N 773 - по ул. Пожарова (район цирка); N 809 - по пр. Генерала Острякова, 98; N 817 - по пр. Генерала Острякова, район школы N 22; N 838 - по пр. Генерала Лебедя, район ТЦ "Ален"; N 892 - по ул. Пожарова (район дома N 5); N 956 - по пр. Генерала Острякова, поворот к архиву; N 981 - ул. Хрусталева, 49; N 982 - ул. Хрусталева, 111; N 983 - ул. Хрусталева, 135; N 984 - ул. Галины Петровой, 1-А; N 1075 - 5-й км, район вещевого рынка; N 1076 - 5-й км, район вещевого рынка; N 1106 - пересечение ул. Островской - пр-т Гагарина; N 1347 - ул. Маршала Бирюзова, 1; N 1348 - ул. Н. Музыки, 69; N 1349 - по пр. Генерала Острякова (районо "Золотой Шар"); N 1350 - 5-й км, район вещевого рынка; N 1499 - пр-т Гагарина; N 1503 - пр-т Гагарина. Срок действия всех перечисленных разрешений - до 18.05.2016.
29 декабря 2014 г. между Управлением архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя (далее - управление) и предпринимателем был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что управление предоставляет предпринимателю в пользование места для эксплуатации рекламных конструкций согласно приложениям N N 1, 2 к договору.
В силу пункта 2.1 договора договор вступает в силу с 01.01.2015 и действует на период действия разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" (далее - постановление N 422).
В приложениях N N 1, 2 к договору перечислено 181 место размещения рекламных конструкций, в том числе и 24 спорных, с указанием срока действия разрешения на каждую конструкцию (т.1, л.д.18-32).
30 мая 2016 г. департамент выдал предпринимателю предписание N 26 на демонтаж 24-х спорных рекламных конструкций в срок до 29.06.2016, ссылаясь на истечение срока действия разрешений на эксплуатацию этих конструкций.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Григорянц М.Г. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что департамент полномочен выдавать предписания о демонтаже рекламных конструкций.
Согласно положению о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2015 N 171-ПП, департамент выдает разрешения на размещение рекламных конструкций, выносит обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе.
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение Закона N 6-ФКЗ и, руководствуясь Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Правительство Севастополя 28.10.2014 приняло постановление N 422 "в целях координации вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период".
Согласно пункту 1 названного постановления разрешения на размещение рекламных конструкций, выданные в установленном законом порядке и срок действия которых не истек по состоянию на 21 марта 2014 года, действуют до окончания срока их действия.
Пунктом 7 постановления N 422 предписывалось юридическим и физическим лицам, владеющим рекламными конструкциями на праве собственности или ином вещном (обязательственном) праве, расположенными на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в срок до 1 января 2015 года заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с уполномоченным органом государственной власти - Управлением архитектуры и градостроительства в соответствии с ранее выданными разрешениями на срок их действия, установленный настоящим постановлением.
Во исполнение статьи 12 Закона N 6-ФКЗ и пункта 7 постановления и был заключен 29.12.2014 договор N 03-06/6 между управлением и предпринимателем.
Таким образом, после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым полученные предпринимателем в Украине разрешения на размещение внешней рекламы не прекратили своего действия и не требовали какого-либо дополнительного подтверждения, а продолжали являться правоустанавливающими документами на размещение заявителем рекламных конструкций на территории города Севастополя в пределах указанного в них срока - до 18.05.2016.
Не соглашаясь с предписанием департамента от 30.05.2016 о демонтаже рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешений, предприниматель сослался на пункты 3 и 5 постановления N 422, полагая, что данными пунктами сохраняется режим законного размещения рекламных конструкций по истечении срока разрешений на размещение рекламных конструкций до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Суды по праву не согласились с данным доводом предпринимателя.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 422 после истечения срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного до 21.03.2014, на рекламную конструкцию, соответствующую Схеме размещения рекламных конструкций в городе Севастополе, утвержденной в установленном законом порядке, соответствующее место размещения рекламной конструкции считается свободным (далее - свободное место) до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 постановления N 422 предписывалось, что до определения победителя торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, являющемся свободным местом, разрешение на размещение рекламных конструкций на свободном месте, оформленное в установленном порядке по состоянию на 21 марта 2014 года, срок действия которого истекает после этой даты, считается действующим.
Доказательств того, что имеется утвержденная в установленном законом порядке Схема размещения рекламных конструкций в городе Севастополе (далее - Схема) и что спорные 24 места вошли в эту Схему, предпринимателем не представлено.
Так как указанные пункты могли применяться только при наличии утвержденной в установленном законом порядке Схемы и в случае, если место размещения рекламной конструкции вошло в эту Схему, а подтверждение этого не имеется, то пункты 3 и 5 постановления к рассматриваемому случаю неприменимы.
Кроме того, по результатам рассмотрения протеста прокуратуры города Севастополя от 02.02.2015 N 7-13-2015 постановлением Правительства Севастополя от 19.02.2015 N 101-ПП постановление Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 признано утратившим силу.
Решением Севастопольского городского суда от 28.04.2015 N 3-2/2015-М-8/2015 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Севастополя от 19.02.2015 N 101-ПП.
В соответствии со статьей 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Постановлением правительства Севастополя от 05.08.2014 N 192 утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Севастополе, согласно которым установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Севастополя без договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы не допускается (п.5.3.8); после прекращения действия договора рекламораспространитель обязан в течение 10 дней демонтировать объект наружной рекламы и информации; в случае невыполнения этого обязательства уполномоченный орган в сфере архитектуры и градостроительства осуществляет принудительный демонтаж объекта (п.5.3.13).
Так как срок выданных заявителю разрешений на размещение внешней рекламы истек, предприниматель не демонтировал объекты наружной рекламы, департамент по праву выдал предпринимателю предписание о демонтаже рекламных конструкций.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.11.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 по делу N А84-3168/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
С.Ю.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.