Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 мая 2017 г. N Ф10-1462/17 настоящее постановление оставлено без изменения
31 января 2017 г. |
Дело N А84-3168/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Горошко Н.П., Евдокимова И.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Ждерой А.Р.,
при участии представителей от индивидуального предпринимателя Григорянц Марата Георгиевича - Казаков Д.В. по доверенности от 01.08.2016, от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Романюк М.К. по доверенности от 30.12.2016 N 01-10/7007-Д-исх,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Григорянца Марата Георгиевича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 ноября 2016 года по делу N А84-3168/2016 (судья Колупаева Ю.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Григорянца Марата Георгиевича о признании недействительным предписания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя,
установил:
индивидуальный предприниматель Григорянц Марат Георгиевич (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее по тексту - департамент) о признании недействительным предписания N 26 от 30.05.2016, выданного в отношении предпринимателя, на демонтаж рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешений согласно приведенному перечню в срок до 29.06.2016.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03 ноября 2016 года в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Григорянца Марата Георгиевича отказано. Отменены обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда города Севастополя от 17.08.2016 в виде приостановления действия оспариваемого предписания.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 ноября 2016 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об удовлетворении его требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права. Кроме того, предприниматель ходатайствовал о назначении экспертизы.
Суд протокольным определением отклонил ходатайство о назначении экспертизы.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до разрешения Верховным Судом Российской Федерации дела N 117-АПГ16-10 по апелляционный жалобе Правительства Севастополя на решение Севастопольского городского суда по делу N 3а-29/16 по административному иску Нестеренко М.С. к Правительству Севастополя о признании недействующим постановления от 10.05.2016 N 430-ПП "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности на территории города Севастополя".
Суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу.
Представитель департамента представил отзыв на апелляционную жалобу, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность решения от 03 ноября 2016 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, департаментом 30.05.2016 в отношении предпринимателя выдано предписание N 26 на демонтаж рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешений согласно приведенному перечню в срок до 29.06.2016.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает его права, предприниматель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что срок действия выданных заявителю разрешений на размещение внешней рекламы определяется исключительно сроком, установленным этими разрешениями, а положения пунктов 3 и 5 Постановления Правительства Севастополя N 422, продлявшие действия разрешений до определения победителя торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, к возникшим правоотношениям не применимы.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, в данной ситуации для признания судом оспариваемого предписания недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Севастопольской городской государственной администрацией в период до 21.03.2014 были выданы заявителю следующие разрешения на размещение рекламных конструкций: N 50 - по ул. Пожарова (район торгового центра "Фуршет"); N 268 - ул. Хрусталева (позиция N 118); N 425 - по пр. Генерала Острякова, 99; N 426 - по пр. Генерала Острякова, район вещевого рынка; N 505 - по ул. Дм. Ульянова, 2; N 773- по ул. Пожарова (район цирка); N 809 - по пр. Генерала Острякова, 98; N 817 - по пр. Генерала Острякова, район школы N 22; N 838 - по пр. Генерала Лебедя, район ТЦ "Ален"; N 892- по ул. Пожарова (район дома N5); N 956 - по пр. Генерала Острякова, поворот к архиву; N 981 - ул. Хрусталева, 49; N 982 - ул. Хрусталева, 111; N 983 - ул. Хрусталева, 135; N 984 - ул. Галины Петровой, 1-А; N 1075 - 5- й км, район вещевого рынка; N 1076 - 5- й км, район вещевого рынка; N 1106- пересечение ул. Островской - пр-т Гагарина; N 1347 - ул. Маршала Бирюзова, 1; N 1348 - ул. Н.Музыки, 69; N 1349 - по пр. Генерала Острякова (районо "Золотой Шар"); N 1350 - 5- й км, район вещевого рынка; N 1499- пр-т Гагарина; N 1503- пр-т Гагарина. Срок действия всех перечисленных разрешений до 18.05.2016.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее по тексту - Закон N6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу приведенной правовой нормы, после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым полученные предпринимателем разрешения на размещение внешней рекламы не прекратили своего действия и не требовали какого-либо дополнительного подтверждения, а поэтому являлись правоустанавливающими документами на размещение заявителем рекламных конструкций на территории города Севастополя в пределах указанного в них срока действия до 18.05.2016.
Согласно части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
28.10.2014 Правительством Севастополя было принято постановление N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" (далее по тексту - постановление N 422), согласно пункту 1 которого, разрешения на размещение рекламных конструкций, выданные в установленном порядке и срок действия которых не истек по состоянию на 21 марта 2014 года, действуют до окончания срока их действия.
Пунктом 3 постановления N 422 также было установлено, что после истечения срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного до 21.03.2014, на рекламную конструкцию, соответствующую Схеме размещения рекламных конструкций в городе Севастополе, утвержденной в установленном законом порядке, соответствующее место размещения рекламной конструкции считается свободным (далее - свободное место) до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До определения победителя торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, являющемся свободным местом, разрешение на размещение рекламных конструкций на свободном месте, оформленное в установленном порядке по состоянию на 21.03.2014, срок действия которого истекает после этой даты, считается действующим (пункт 5 постановления N 422).
Пунктом 7 постановления N 422 устанавливалась обязанность юридических и физических лиц, владеющих рекламными конструкциями на праве собственности или ином вещном (обязательственном) праве, расположенными на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в срок до 01.01.2015 заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с уполномоченным органом государственной власти в соответствии с ранее выданными разрешениями на срок их действия, установленный данным постановлением.
Во исполнение пункта 7 постановления N 422 между Управлением архитектуры и градостроительства города Севастополя, правопреемником которого является департамент, и Григорянцем М.Г. 29.12.2014 заключен договор N 03-06/6 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя (далее по тексту - договор N 03-06/6), в соответствии с пунктом 1.1 договора N 03-06/6 Управление архитектуры и градостроительства города Севастополя предоставляет Григорянцу М.Г. в пользование находящиеся в государственной собственности города Севастополя места для эксплуатации рекламных конструкций согласно Приложению 1 к данному договору, которым согласован перечень мест размещения рекламных конструкций, в том числе тех, которые были ранее установлены заявителем на основании перечисленных выше разрешений со сроком действия до 18.05.2016.
Пунктом 2.1 договора N 03-06/6 предусмотрено, что договор вступает в силу с 01.01.2015 и действует на период действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определяемый в соответствии с постановлением N 422.
Вместе с тем, в целях приведения нормативных правовых актов Севастополя в соответствие с действующим законодательством, по результатам рассмотрения протеста прокуратуры города Севастополя от 02.02.2015 N 7-13-2015, постановлением Правительства Севастополя от 19.02.2015 N 101-ПП "О признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" постановление N 422 признано утратившим силу.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности применения постановления N 422 к правоотношениям в сфере размещения объектов рекламы на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, в том числе в целях признания действующими разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, срок действия которых истекает после 21.03.2014.
Согласно статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (части 9, 10 статьи 19 Закона о рекламе).
Постановлением Правительства Севастополя от 05.08.2014 N 192, в целях формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, сохранения историко-архитектурного облика, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Севастополе, эффективного использования имущества города Севастополя в целях распространения наружной рекламы, утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации (далее по тексту - Правила N 192).
В соответствии с пунктом 1.4 Правил N 192 установка объектов наружной рекламы и информации осуществляется на основании разрешения, выданного уполномоченным органом в сфере архитектуры и градостроительства в порядке, предусмотренном данными Правилами.
Согласно пункту 5.1 Правил N 192 к разрешительным документам на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации относятся разрешение на установку объектов наружной рекламы и информации или разрешение на установку объекта информационного оформления предприятий и организаций обслуживания населения. Уполномоченным органом по оформлению разрешительных документов на установку объектов наружной рекламы и информации является уполномоченный орган в сфере архитектуры и градостроительства.
В соответствии с пунктами 5.3.1, 5.3.2 Правил N 192 установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, правомочным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов, проводимых органом государственной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Уставом города Севастополя и Законом города Севастополя N 6-ЗС от 30.04.2014 "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя" (статьи 9, 10) исполнительные органы формируются Правительством Севастополя и действуют на основании положения о них, которые утверждаются Правительством Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2015 N 171-ПП утверждено положение о Департаменте архитектуры и градостроительства Севастополя, согласно пунктам 1.1, 2.1 которого Департамент является исполнительными органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере архитектуры и градостроительства на территории города Севастополя.
Департамент выдает разрешения на размещение рекламных конструкций, выносит обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе, законодательства, регламентирующего требования к размещению, содержанию и внешнему виду информационных конструкций (подпункты 3.1.18, 3.1.29 пункта 3.1 Положения).
Поскольку срок действия разрешений на размещение внешней рекламы N 50, 268, 425, 426, 505, 773, 809, 817, 838, 892, 956, 981, 982, 983, 984, 1075, 1076, 1106, 1347, 1348, 1349, 1350, 1499, 1503 истек 18.05.2016, департаментом в пределах своих полномочий 30.05.2016 было вынесено предписание N 26 на демонтаж рекламных конструкций.
Договор N 03-06/6 не может быть основанием для установки и эксплуатации спорных рекламных конструкций, срок действия разрешений на которые истек, поскольку он действует на период действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определяемый в соответствии с постановлением N 422, утратившим силу в связи с противоречием ряда его положений нормам статьи 12 Закона N 6-ФКЗ, имеющего большую юридическую силу, и не содержащих прямого указания, как на регламентирование правоотношений в области рекламы, так и на установление особенностей применения законодательства о рекламе на территории города Севастополя.
Таким образом, поскольку доказательства наличия действующих разрешений на размещение рекламных конструкций по адресам, указанным в разрешениях N 50, 268, 425, 426, 505, 773, 809, 817, 838, 892, 956, 981, 982, 983, 984, 1075, 1076, 1106, 1347, 1348, 1349, 1350, 1499, 1503, заявителем не представлены, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности предписания департамента.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявления предпринимателя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на общество.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 ноября 2016 года по делу N А84-3168/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
Н.П. Горошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3168/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 мая 2017 г. N Ф10-1462/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Григорянц Марат Георгиевич
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2415/16
29.05.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1462/17
20.04.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2415/16
18.04.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2415/16
31.01.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2415/16
03.11.2016 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3168/16