г. Калуга |
|
14 июня 2017 г. |
Дело N А83-2819/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.06.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
Гладышевой Е.В. Солодовой Л.В. Циплякова В.В. |
|
|
при участии в заседании:
от истца: индивидуальный предприниматель Усеинова Сусана Мусретовна, г.Алушта (ОГРНИП 314910231000040) от ответчика: Государственное автономное учреждение "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" (ОГРН 1149102041648) от третьих лиц: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, г.Симферополь (ОГРН 1149102017426) Администрация города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102091610) |
не явилась, извещена надлежащим образом
не явились, извещены надлежащим образом
не явились, извещены надлежащим образом
не явились, извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Усеиновой Сусаны Мусретовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.10.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А83-2819/2016,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Усеинова Сусана Мусретовна обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Государственному автономному учреждению "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым", в котором просит признать право аренды за истцом на недвижимое имущество - противооползневые и берегоукрепительные сооружения от очистных сооружений до "Черновских камней" (г.Алушта), южная часть бермы N 2, протяженностью 5 м, а также признать договор эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений N 37/11 от 25.07.2011 возобновленным и действующим на неопределенный срок в порядке части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.10.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
ИП Усеинова С.М. обратилась в суд округа с кассационной жалобой на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители заявителя, иных лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От Государственного автономного учреждения "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" в суд округа поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25.07.2011 между ИП Усеиновой С.М. (Пользователь) и Крымским республиканским предприятием "Противооползневое управление" заключен договор эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений N 37/11 (далее - договор), в соответствии с пунктом 1.1. которого предметом договора является находящееся на балансе Управления имущество - противооползневые и берегоукрепительные сооружения от очистных сооружений до Черновских камней (г.Алушта) южная часть бермы N 2, протяженностью 5 м (согласно приложению).
В соответствии с пунктом 1.2 договора Управление в соответствии с Постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым N 68 от 11.03.1997 "О мерах по инженерной защите берегов Черного и Азовского морей и территорий, подверженных воздействию негативных природных процессов" и действующим законодательством предоставляет Пользователю в эксплуатацию имущество, указанное в п. 1.1. настоящего договора, для осуществления уставной деятельности, а Пользователь перечисляет Управлению средства (плата за эксплуатацию имущества) на восстановление и капитальный ремонт берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений.
В соответствии с дополнительным соглашением N 60-БУС от 16.11.2015 к договору эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений N 37/11 от 25.07.2011, заменена сторона в договоре - Крымское республиканское предприятие "Противооползневое управление" на Государственное автономное учреждение "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым", пункт 8.1 Договора изложен в следующей редакции: "Договор вступает в силу с момента подписания сторонами при выполнении условий пункта 1.3 настоящего Договора и действует до 29.02.2016".
ИП Усеинова С.М. 11.03.2016 обратилась в Государственное автономное учреждение "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" с заявлением, в котором просила предоставить ей в аренду находящееся в государственной собственности Республики Крым и принадлежащее Государственному автономному учреждению на праве оперативного управления недвижимое имущество - противооползневые и берегоукрепительные сооружения от очистных сооружений до Черновских камней (г.Алушта) южная часть бермы N 2.
Ссылаясь на положения части 2 статьи 621 ГК РФ и полагая, что после истечения срока действия договора истец продолжает пользоваться имуществом при отсутствии возражений со стороны арендодателя, а поэтому договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, ИП Усеинова С.М. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, ссылаясь на положения Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", исходя из того, что договор эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений и финансирования работ по их капитальному строительству и восстановлению заключен сторонами 25.07.2011, исполнялся в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины, суды верно применили к спорным правоотношениям нормы материального права Украины, а к правоотношениям, возникшим после 18.03.2014, нормы законодательства Российской Федерации.
Статьей 606 ГК РФ также предусмотрено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 9 статьи 17 Закона Республики Крым N 46-ЗРК от 08.08.2014 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" передача в аренду гидротехнических сооружений (частей гидротехнических сооружений), находящихся в собственности Республики Крым и закрепленных за соответствующими учреждениями Республики Крым на праве оперативного управления, может осуществляться при отсутствии государственной регистрации права у арендодателя, а также при отсутствии государственного кадастрового учета указанных сооружений до 01.01.2016.
Срок аренды по таким договорам истекает не позднее 01.03.2016.
Договоры, заключенные до вступления в силу части 9 статьи 17 Закона Республики Крым N 46-ЗРК, предусматривающие переход права владения и (или) пользования гидротехническими сооружениями (частями гидротехнических сооружений), считаются прекращенными с 01.03.2016.
При этом законодатель разделяет понятия договора аренды гидротехнических сооружений, которые могут быть заключены при определенных условиях и договоры владения, пользования такими сооружениями, заключенные до вступления в силу указанной нормы закона.
Таким образом, вышеуказанными распорядительным актом и законом урегулированы вопросы, в частности в сфере пользования гидротехническими сооружениями на основании ранее заключенных договоров, до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
Как установлено судами, срок действия договора эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений, в редакции дополнительного соглашения N 60-БУС от 16.11.2015 истек 29.02.2016, и не предусматривал при этом его пролонгации.
По договору безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Крым от 23.05.2016, заключенному между ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" и Администрацией города Алушты Республики Крым, спорные укрепительные сооружения переданы в безвозмездное пользование Администрации г. Алушта Республики Крым.
Ссылаясь на вышеизложенные нормы законодательства, в том числе на положения статьи 759 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины), статей 11, части 1 статьи 626 ГК Украины, части 4 статьи 421 ГК РФ, постановление Совета Министров Автономной Республики Крым N 68 от 11.03.1997 "О мерах по инженерной защите берегов Черного и Азовского морей и территорий, подверженных воздействию негативных природных процессов", Закон Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" от 10.04.1992 N 2269-XII, исходя из условий договора от 25.07.2011, суды пришли к выводу, что данный договор эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений и финансирования работ по их капитальному ремонту и восстановлению нельзя квалифицировать как договор аренды. Заключение такого договора имеет цель получения средств для восстановления и капитального ремонта берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений, а также повышение эффективности по инженерной защите берегов и территорий, подверженных воздействию негативных природных процессов, и условия платы по договору отличны от условий арендной платы, которые установлены в специальном законе, регулирующем вопросы аренды государственного и коммунального имущества в Украине, действующим в период заключения спорного договора.
При этом суды указали, что заключая дополнительное соглашение от 16.11.2015, ответчик привел договор от 25.07.2011 в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, однако, при этом, заключение такого дополнительного соглашения не перевело правоотношения между сторонами в разряд арендных.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что доводы истца об отнесении спорного договора к договорам аренды является ошибочными, поскольку понятие эксплуатации и финансирования работ по капитальному ремонту не являются тождественными понятию аренды, установив при этом, что договор является договором эксплуатации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.10.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А83-2819/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В.Гладышева |
Судьи |
Л.В.Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.