г. Калуга |
|
14 июня 2017 г. |
Дело N А14-17236/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объёме 14.06.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
||
судей |
Егоровой Н.Г. Толкачевой И.Ю. |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Малиновской А.Н. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца: ОАО "Российские железные дороги" |
Якименко А.А. (дов. N Ю-В ТЦФТО-40/Д от 27.03.2016); Нужного О.Н. (дов. N ЮВОСТД-19/Д от 28.11.2016); Пешкова Е.Ю. (дов. N Ю-В ТЦФТО-20/Д от 27.02.2017); Акулова Б.С. (дов. N НЮ-9/33/Д от 29.06.2016); |
||
от ответчика: ОАО "Павловск Неруд" |
Литвиновой Т.П. (дов. N 112 от 27.12.2016);
|
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу ОАО "Павловск Неруд" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А14-17236/2015,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к открытому акционерному обществу "Павловск Неруд", ОГРН 1133668021057, ИНН 3620013598, (далее - ОАО "Павловск Неруд") о взыскании 45 430 руб. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на железнодорожных путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2016 (судья Гладнева Е.П.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 (судьи Письменный С.И., Яковлев А.С., Алферова Е.Е.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ОАО "Павловск Неруд" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2016 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 и отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы по изложенным мотивам.
Представители ОАО "РЖД" просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.01.2014 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Павловск Неруд" (владелец) заключен договор N 2/148 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к станции Павловск-Воронежский Юго-Восточной железной дороги на продолжении: - соединительного пути N 10 станции Павловск-Воронежский - дозировочным путём N 1; - приёмоотправочного пути N 3 станции Павловск-Воронежский - выставочным путём N 2; - главного пути N 1 станции Павловск-Воронежский - выставочным путём N 3; - соединительного пути N 12 станции Павловск-Воронежский - погрузочным путём N 4; - соединительного пути N 22 станции Павловск-Воронежский - погрузочным путём N 5; - соединительного пути N 25 станции Павловск-Воронежский - погрузочным путём N 6; - соединительного пути N 31 станции Павловск-Воронежский - погрузочным путём N 7; - через стрелку N 51 к пути N 11 станции Павловск-Воронежский, обслуживаемого локомотивом владельца.
Согласно параграфу 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на приёмоотправочные (выставочные) пути с N 1 по N 8 станции Павловск-Воронежский. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой вагонов по местам погрузки, выгрузки.
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 70 (параграф 8).
В соответствии с параграфами 9, 10 договора вагоны, возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования, выставляются локомотивом владельца на приёмоотправочные (выставочные) пути с N 1 по N 8 станции Павловск-Воронежский. С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются владельцем отправительскими маршрутами и составами, сформированными владельцем в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации по плану формирования станции примыкания Павловск-Воронежский.
Согласно параграфу 13 на железнодорожном пути необщего пользования технологический срок оборота вагонов составляет 7,5 часов.
На основании пункта "а" параграфа 15 договора N 2/148 (в редакции дополнительного соглашения) владелец уплачивает перевозчику плату: за время нахождения у владельца вагонов перевозчика и вагонов привлечённого парка, либо за время ожидания их подачи или приёма по причинам, зависящим от владельца - плату за пользование вагонами согласно Тарифному руководству N2; за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на приёмоотправочных (выставочных) путях с N 1 по N 8 станции Павловск-Воронежский, по причинам, зависящим от владельца, свыше двух часов с момента уведомления о времени подачи вагонов владельцу, а также за время после возврата вагонов владельцем до приёма их перевозчиком, по причинам, зависящим от владельца; а также за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, в том числе занятости путей необщего пользования владельца, плату в размере 110 рублей с учётом НДС за каждый вагон в сутки. (Плата взыскивается только за полные сутки, не истекшие сутки в расчёт не принимаются).
Время нахождения вагонов и время задержки вагонов оформляется актами общей формы (ГУ-23).
Размер платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на приёмоотправочных (выставочных) путях станции Павловск-Воронежский, а также за время задержки вагонов в пути следования, может быть изменён по письменному соглашению сторон. Новые ставки платы подлежат применению с момента их согласования.
В период с 04.05.2015 по 11.05.2015 владельцем нарушался предусмотренный договором технологический срок оборота вагонов, которые находились на пути необщего пользования от 52 часов до 188 часов, что привело к задержке вагонов в составе поезда N 3113 (индекс 5829-533-5832), следовавших в адрес ОАО "Павловск Неруд" в пути следования на промежуточной станции Бутурлиновка, что подтверждается актом общей формы от 11.05.2015 N 2/4580, подписанным с возражениями со стороны владельца.
Ссылаясь на то, что плата в сумме 45 430 руб. за простой вагонов на железнодорожных путях не произведена ответчиком в добровольном порядке, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта, утвержденного Федеральным законом РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ, (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В соответствии с п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользовании N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке даются распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
При этом под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика.
Факт нахождения вагонов на путях общего пользования и занятость фронта погрузки истца другими вагонами подтверждены имеющимися в деле актами общей формы, в том числе актом общей формы от 11.05.2015, составленным перевозчиком, памятками приёмосдатчика на подачу и уборку вагонов, ведомостями подачи и уборки вагонов, журналами уведомления истца о готовности вагонов к подаче.
Акт общей формы содержит все необходимые сведения, предусмотренные п. 4.7 Правил N 26, в том числе: о номерах вагонов, причинах их задержки, времени начала и окончания нахождения вагонов на путях.
Довод заявителя о допущенном ОАО "РЖД" в нарушение положений статей 10, 11 Устава железнодорожного транспорта и пункта 22.1 Правил N 26 избыточном подходе вагонов для ОАО "Павловск Неруд" на станцию назначения отклонен судом, поскольку носит предположительный характер и какие-либо доказательства, подтверждающие наличие вины ОАО "РЖД" в нарушении порядка доставки ответчику не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не были представлены при разрешении настоящего спора по существу.
Отклоняя ссылку заявителя на не осведомленность владельца о количестве направленных в его адрес и не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, суд верно указал, что предоставление грузоотправителю информации о подходе в его адрес грузов (не принадлежащих перевозчику порожних вагонов) не является обязанностью перевозчика, который может предоставлять такие услуги в соответствии с заключенным возмездным договором (статья 34 Устава). Однако такой договор истцом и ответчиком не заключался, что заявителем не оспаривается.
Доводы заявителя жалобы о том, что фактической причиной отставления вагонов на путях является занятость станционных путей по вине перевозчика, а также о недопустимости применения установленного договором технологического срока оборота вагонов в отношении подвижного парка владельца путей, об отсутствии вины ответчика в задержке вагонов на промежуточных станциях, были предметом исследования арбитражного суда, получили надлежащую правовоую оценку и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах, в том числе в связи с отсутствием в деле доказательств, подтверждающих указанные кассатором обстоятельства.
Возражения ответчика относительно размера начисленной платы, предъявленной ко взысканию, также правомерно отклонены судом, поскольку расчет суммы платы произведен истцом в соответствии с порядком, предусмотренном сторонами в пункте "а" параграфа 15 договора N 2/148.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения арбитражного суда, не опровергают его выводов, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводах. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А14-17236/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.