Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 июня 2017 г. N Ф10-1849/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А14-17236/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 14 февраля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Письменного С.И., |
судей |
Яковлева А.С., |
|
Алферовой Е.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Плотниковой Е.С.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Павловск Неруд": Литвинова Т.П., представитель по доверенности N 112 от 27.12.2016;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Якименко А.А., представитель по доверенности N ТЦФТО от 22.03.2016 (до перерыва); Нужный О.Н., представитель по доверенности N ЮВОСТД-19/Д от 28.11.2016 (до перерыва); Марахова Я.И., представитель по доверенности НЮ-9/9/30Д от 29.06.2016 (до перерыва); Пешков Е.Ю., представитель по доверенности N ТЦФТО-17/Д от 22.03.2016; Акулов Б.С., представитель по доверенности N НЮ-9/33/Д от 29.06.2016 (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Павловск Неруд" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2016 по делу N А14-17236/2015 (судья Гладнева Е.П.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к открытому акционерному обществу "Павловск Неруд" (ОГРН 1133668021057, ИНН 3620013598) о взыскании 45 430 руб.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к закрытому акционерному обществу "Павловск Неруд" (далее - ответчик, ОАО "Павловск Неруд") о взыскании 45 430 руб. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на железнодорожных путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2016 по делу N А14-17236/2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Павловск Неруд" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель указывает на не исследование судом первой инстанции отношений, сложившихся между сторонами, ошибочность выводов суда первой инстанции о причине простоя вагонов. Полагает, что документально подтверждено, что ОАО "Павловск Неруд" имело возможность принять вагоны, истец внёс недостоверные сведения в Акты общей формы о причинах задержки порожних вагонов.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заявитель жалобы в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции. Представители истца в отзыве и в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 31 января объявлялся перерыв до 15 час 20 мин 07 февраля 2017 года.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Павловск Неруд" (владелец) заключен договор N 2/148 от 23.01.2014 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, предметом которого являлось осуществление эксплуатации принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Павловск-Воронежский Юго-Восточной железной дороги на продолжении: - соединительного пути N 10 станции Павловск-Воронежский - дозировочным путём N 1; - приёмоотправочного пути N 3 станции Павловск-Воронежский - выставочным путём N 2; - главного пути N 1 станции Павловск-Воронежский - выставочным путём N 3; - соединительного пути N 12 станции Павловск-Воронежский - погрузочным путём N 4; - соединительного пути N 22 станции Павловск-Воронежский - погрузочным путём N 5; - соединительного пути N 25 станции Павловск-Воронежский - погрузочным путём N 6; - соединительного пути N 31 станции Павловск-Воронежский - погрузочным путём N 7; - через стрелку N 51 к пути N 11 станции Павловск-Воронежский, обслуживаемого локомотивом владельца.
По условиям параграфа 7 договора N 2/148 от 23.01.2014 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на приёмоотправочные (выставочные) пути с N 1 по N 8 станции Павловск-Воронежский. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой вагонов по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с параграфом 8 договора N 2/148 от 23.01.2014 количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 70 вагонов.
Вагоны, возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования, выставляются локомотивом владельца на приёмоотправочные (выставочные) пути с N 1 по N 8 станции Павловск-Воронежский. С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются владельцем отправительскими маршрутами и составами, сформированными владельцем в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации по плану формирования станции примыкания Павловск-Воронежский (параграфы 9, 10 договора N 2/148 от 23.01.2014).
Согласно параграфу 13 договора N 2/148 от 23.01.2014 на железнодорожном пути необщего пользования технологический срок оборота вагонов - 7,5 часов.
На основании пункта "а" параграфа 15 договора N 2/148 от 23.01.2014 (в редакции дополнительного соглашения) владелец уплачивает перевозчику плату: - за время нахождения у владельца вагонов перевозчика и вагонов привлечённого парка, либо за время ожидания их подачи или приёма по причинам, зависящим от владельца - плату за пользование вагонами согласно Тарифному руководству N 2; - за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на приёмоотправочных (выставочных) путях с N 1 по N 8 станции Павловск-Воронежский, по причинам, зависящим от владельца, свыше двух часов с момента уведомления о времени подачи вагонов владельцу, а также за время после возврата вагонов владельцем до приёма их перевозчиком, по причинам, зависящим от владельца; а также за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, в том числе занятости путей необщего пользования владельца, плату в размере 110 рублей с учётом НДС за каждый вагон в сутки. (Плата взыскивается только за полные сутки, не истекшие сутки в расчёт не принимаются). Время нахождения вагонов и время задержки вагонов оформляется актами общей формы ГУ-23. Размер платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на приёмоотправочных (выставочных) путях станции Павловск-Воронежский, а также за время задержки вагонов в пути следования, может быть изменён по письменному соглашению сторон. Новые ставки платы подлежат применению с момента их согласования.
Как указывает истец, в период с 04.05.2015 по 11.05.2015 владельцем нарушался предусмотренный договором технологический срок оборота вагонов, вагоны находились на пути необщего пользования от 52 часов до 188 часов.
Невыполнение технологического срока оборота вагонов на пути необщего пользования в указанный период привело к задержке вагонов, следовавших в адрес ОАО "Павловск Неруд" в пути следования на промежуточной станции Бутурлиновка.
По факту задержки вагонов в пути следования в составе поезда N 3113 индекс 5829-533-5832 на ст. Павловск-Воронежский составлен акт общей формы N 2/4580 от 11.05.2015 с отнесением ответственности за простой вагонов на промежуточной станции на ОАО "Павловск Неруд" из-за несоблюдения владельцем технологического срока оборота вагонов на пути необщего пользования.
Ответчику начислено 45 430 руб. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования и выставлена претензия от 22.06.2015 исх. N ТЦФТОю-17/193, которой истец потребовал добровольно исполнить обязанность по внесению платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях.
Ссылаясь на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошёл по вине ответчика, при этом последний необоснованно уклоняется от оплаты за пользование инфраструктурой, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
К отношениям, вытекающим из железнодорожных транспортных накладных, подлежат применению нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договорах перевозки и положения Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Согласно статье 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования (статья 1 Устава).
Статья 39 Устава в редакции на момент возникновения оснований начисления платы регулировала отношения по оплате за пользование вагонами, контейнерами за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, за время ожидания их подачи или приёма по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из договора N 2/148 от 23.01.2014 следует, что истец и ответчик согласовали размер платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику.
В соответствии со статьёй 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приёма на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра: первый прикладывается к перевозочному документу; второй хранится в делах перевозчика. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в Правилах N 27, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.
В силу пункта 4.7 Правил N 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке даются распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
При этом под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика.
Согласно пункту "а" параграфа 15 договора N 2/148 от 23.01.2014 ответчик принял на себя обязательство по внесению указанных платежей перевозчику.
В связи с этим по ведомостям подачи и уборки названных вагонов ответчику была начислена плата за пользование вагонами в сумме 45 430 руб.
Статья 39 Устава (в редакции с 01.04.2015) содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приёма владельцами пути необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками (статья 39 Устава). В данном случае стороны согласовали условие о взимании указанной платы с ответчика в пользу истца, подписав договор N 2/148 от 23.01.2014.
Расчёт платы за пользование вагонами произведён перевозчиком в соответствии с пунктом "а" параграфа 15 договора N 2/148 от 23.01.2014.
Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждённых приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26, предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно подпункту 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов.
В материалы дела истцом представлены оформленные в соответствии с Правилами акты общей формы, свидетельствующие о простое вагонов, с указанием их номеров и ссылкой на соответствующие памятки приёмосдатчика.
Суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным довод ответчика о том, что ОАО "РЖД" в нарушение положений статей 10 и 11 Устава и пункта 22.1 Правил N 28 само допустило избыточный подход вагонов для ОАО "Павловск Неруд" на станцию назначения Павловск-Воронежский. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие довод ответчика о вине ОАО "РЖД" в нарушении порядка доставки ответчику не принадлежащих перевозчику порожних вагонов.
Ссылку ответчика на тот факт, что он не был осведомлен о количестве направленных в его адрес не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, также несостоятельна, поскольку предоставление грузоотправителю информации о подходе в его адрес грузов (не принадлежащих перевозчику порожних вагонов) не является обязанностью перевозчика. Согласно статье 34 Устава перевозчик может предоставлять такие услуги в соответствии с заключенным возмездным договором. Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что такой договор между истцом и ответчиком не заключался.
Возражения ответчика, в том числе относительно размера начисленной платы и согласовании сторонами её размера обоснованно были отклонены судом области, поскольку в соответствии с параграфом 15 заключенного сторонами договора предусмотрено начисление платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время их нахождения на путях общего пользования в ожидании их приёма владельцем пути необщего пользования.
Доводы ответчика, заявленные также суду апелляционной инстанции, о наличии возможной вместимости поданных вагонов на железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО "Павловск Неруд", указывая, что фактической причиной отставления вагонов является занятость станционных путей по вине перевозчика, недопустимость применения установленного договором технологического срока оборота вагонов в отношении подвижного парка владельца путей, отсутствие вины ответчика в задержке вагонов на промежуточных станциях, подлежали отклонению. Ответчик в нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств, подтверждающих названные обстоятельства, суду не представил.
В связи с изложенными обстоятельствами, исковые требования судом области удовлетворены правомерно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о причине простоя вагонов, подлежат отклонению. Судом первой инстанции были исследованы представленные сторонами акты общей формы, памятки приёмосдатчика на подачу и уборку вагонов, ведомости подачи и уборки вагонов, журналы уведомления истца о готовности вагонов к подаче, которыми подтверждена занятость фронта погрузки истца другими вагонами.
По мнению суда апелляционной инстанции, оценка доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с правилами, установленными статьёй 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2016 по делу N А14-17236/2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платёжным поручением N 46567 от 28.11.2016 на сумму 3000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 163, 266 - 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2016 по делу N А14-17236/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Павловск Неруд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Письменный |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17236/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 июня 2017 г. N Ф10-1849/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Павловск Неруд"