г. Калуга |
|
20 июня 2017 г. |
Дело N А68-8434/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
|
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
|
Смолко С.И. |
|
при участии в заседании: |
|
|
общества с ограниченной ответственностью "Центр европейской медицины" (ОГРН 1067107021948, ИНН 7107095914, ул. Перекопская, д. 7а, г. Тула, 300045); |
|
|
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (ОГРН 1027100748950, ИНН 7107026090, ул. Жаворонкова, д. 2, г. Тула, 300012). |
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2016 (судья Большаков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 (судьи Рыжова Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А68-8434/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр европейской медицины" (далее - ООО "Центр "Евромед", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Тульской области (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 12.08.2016 N 02-03/46-2016 и выданного на его основании предписания от 12.08.2016.
Решением суда от 21.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.03.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя УФАС, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 29.06.2016 в ходе проведения контрольных мероприятий за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом установлено, что над входной дверью в "Центр "Евромед", расположенный по адресу: город Тула, улица Михеева, дом 23, размещена реклама следующего содержания: "Центр европейской медицины. Анализы - УЗИ - консультации врачей".
Данная информация признана антимонопольным органом рекламой медицинских услуг, которая в нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, а поэтому решением от 12.08.2016 УФАС признало её ненадлежащей рекламой.
Не согласившись с названными решением и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что спорная информация представляет собой перечисление услуг, которые оказывает Общество в целях доведения до сведения потребителей информации о его деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 38-ФЗ объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом товар определен как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона N 38-ФЗ).
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона N 38-ФЗ).
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, установлены статьей 24 Закона N 38-ФЗ.
На основании части 7 статьи 24 Закона реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В силу пункта 2 названной статьи до сведения потребителя в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет следующую деятельность по оказанию медицинских услуг: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: терапии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: кардиологии, неврологии, эндокринологии, ультразвуковой диагностике, функциональной диагностике, гастроэнтерологии, организации здравоохранения и общественному здоровью; при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе временной нетрудоспособности.
Спорная информация размещена над входом в медицинский центр и представляет собой перечисление услуг, которые оказывает Общество в целях доведения до сведения потребителей информации о его деятельности.
При этом указанная информация обезличена и не содержит конкретных сведений ни о предлагаемых услугах, ни об условиях их приобретения. Какие-либо указания на методы лечения, данные об использовании конкретных лекарственных средств отсутствуют.
Перечисленные обстоятельства, с учетом места расположения рассматриваемой конструкции и содержащейся в ней информации, свидетельствуют о размещении сведений, носящих информационный характер о деятельности Общества, которые не могут быть отнесены к рекламе.
Следовательно, оснований для признания наличия в действиях Общества нарушения части 7 статьи 24 Закона N 38-ФЗ у УФАС не имелось.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Общества.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А68-8434/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.