г. Калуга |
|
27 июня 2017 г. |
Дело N А84-4000/2016 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей |
Ермакова М.Н. |
|
Радюгиной Е.А. |
| ||||
При участии в заседании от: |
|
|
||
общества с ограниченной ответственностью "Рынок "Стрелецкий" 299006, Республика Крым, г.Севастополь, ул. Молодых Строителей, д.24-Б, кв. 10 ОГРН 1149204053096 |
|
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом; |
||
судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Юриной С.И. 299014, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Правды, д. 10 |
|
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом; |
||
судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Носулич Н.В. 299014, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Правды, д. 10
судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Юриной С.И. 299014, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Правды, д. 10
Законодательного собрания города Севастополя 299011, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 3 ОГРН 1149204021339 |
|
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рынок "Стрелецкий" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.12.2016 (судья Александров А.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 (судьи: Градова О.Г., Горошко Н.П., Карев А.Ю.) по делу N А84-4000/2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рынок Стрелецкий" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по городу Севастополю Юриной С.И. при исполнении исполнительного листа N ВС011914278 от 16.12.2014 в рамках исполнительного производства N 5660/14/92012-ИП от 17.12.2014 об обязании Законодательного собрания города Севастополя повторно рассмотреть на очередной сессии вопрос об утверждении ООО "Рынок Стрелецкий" проекта землеустройства и передаче в аренду земельного участка площадью 0,2600 га по Фиолентовскому шоссе, 6 в г.Севастополе, об обязании принять все необходимые и предусмотренные законом исполнительные действия по исполнительному производству N 5660/14/92012-ИП от 17.12.2014, об обязании наложить арест и запрет Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя на осуществление регистрационных и иных юридически-значимых действий в отношении вышеуказанного земельного участка площадью 0,2600 га и в том числе как составной части земельного участка площадью 2,85 га с кадастровым номером 91:02:0010112:37, рассмотреть вопрос о привлечении к административной или иной установленной законом ответственности уполномоченных должностных лиц должника в связи с длительным добровольным неисполнением исполнительного листа N ВС011914278 от 16.12.2014, принять меры по исключению из кадастрового учета земельного участка площадью 2,85 га с кадастровым номером 91:02:0010112:37 по ул. Фиолентовское шоссе, 6 в г. Севастополе, части земельного участка площадью 0,2600 га по тому же адресу, в отношении которого в рамках исполнительного производства подлежит вопрос об утверждении проекта землеустройства и передачи в аренду ООО "Рынок Стрелецкий".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора судом привлечены - Межрайонный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по городу Севастополю, Законодательное собрание города Севастополя. В качестве заинтересованного лица судом привлечен судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по городу Севастополю Носулич Н.В.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07.12.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество выражает несогласие с судебными актами, считает их незаконными, необоснованными. Полагает, что судами были допущены существенные нарушения и неправильное применение норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита его нарушенных прав и законных интересов, а также, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Просит отменить решение и постановление арбитражный судов, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Иные лица участвующие в деле отзыв на жалобу не представили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, арбитражный суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Рассматривая заявленные требования и разрешая спор по существу, суды обоснованно руководствовались следующим.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, ратифицированный 21.03.2014.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (пункт 1 статьи 2 Закона N 6- ФКЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено названным Федеральным конституционным законом.
Частью третьей статьи 7 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Поэтому суды правильно указали, что с учётом положения части 3 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ нормативное регулирование имущественных отношений в Городе федерального значения Севастополе не может противоречить Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно части 3 статьи 11 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014 (далее по тексту Устав города Севастополя), система органов государственной власти города Севастополя устанавливается настоящим Уставом в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.
В соответствии со статьей 31 Устава города Севастополя исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя (статья 24 Устава города Севастополя).
Статьей 2 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС (ред. от 24.07.2014) "О Правительстве Севастополя" (далее - Закон N 5-ЗС) установлено, что Правительство Севастополя обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов Севастополя на территории Севастополя, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Севастополя (далее - Исполнительный орган), принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства города Севастополя. Согласно статье 7 Закона N 5-ЗС Губернатор города Севастополя формирует Правительство Севастополя и возглавляет его как председатель Правительства.
В соответствии с пунктами 2,7 части 1 статьи 20 Устава города Севастополя Законодательное Собрание города Севастополя осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения города Севастополя и предметам совместного ведения Российской Федерации и города Севастополя в пределах полномочий города Севастополя; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 10.07.2014 N 35 ЗС (в редакции Законов города Севастополя от 24.07.2014 N 40-ЗС, от 31.12.2014 N 105-ЗС) "О Законодательном Собрании города Севастополя" Законодательное Собрание города Севастополя является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Севастополя.
Частью 1 статьи 9 указанного закона установлено, что Законодательное Собрание в порядке реализации своих полномочий принимает законы города Севастополя.
Согласно части 2 статьи 11, части 2 статьи 31 Устава города Севастополя Правительство Севастополя является высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
Статьей 35 Устава города Севастополя определено, что Правительство Севастополя, исполнительные органы государственной власти города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора издают постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Пунктом 6 Решения внеочередной сессии от 17.03.2014 N 7156 Севастопольского городского Совета "О статусе города-героя Севастополя" установлено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 46-ЗС от 25.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" установлено, что право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя.
В соответствии со статьей 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 5-ЗС Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти. Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 34 Устава города Севастополя).
В соответствии с пунктом 1.1 положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 521-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координируют в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Суды правильно указали, что из содержания указанных норм следует, что каждый из органов исполнительной и законодательной власти Севастополя наделен соответствующей компетенцией, реализация которой осуществляется в процессе деятельности указанных органов.
Судами установлено, что постановлением Окружного административного суда города Севастополя от 06.11.2013 по делу N 827/1847/13-а Севастопольский городской Совет был обязан повторно рассмотреть на очередной сессии вопрос об утверждении ООО "Рынок Стрелецкий" проекта землеустройства и о передаче в аренду земельного участка площадью 0,2600 га по Фиолентовскому шоссе,6.в г. Севастополе для строительства и обслуживания торгового комплекса для торговли автозапчастями. В процессе рассмотрения апелляционной жалобы на указанное постановление, определением Севастопольского апелляционного административного суда от 09.07.2014 в связи с переименованием ответчика Севастопольского городского Совета в Законодательное Собрание города Севастополя согласно решению Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7158, была произведена замена ответчика. При этом в определении апелляционного суда указано лишь наименование ответчика без каких-либо учетных данных. Однако, при выдаче исполнительного листа NВС011914278 06.11.2014 в качестве реквизитов ответчика были указаны ИНН и дата регистрации (02.10.2014) Законодательного Собрания города Севастополя, которое при том же наименовании, являлось иным юридическим лицом, наделенным иными полномочиями. Выборы в указанное Законодательное Собрание города Севастополя были проведены 14.09.2014, то есть после замены ответчика по делу N827/1847/13-а. Одноименное Законодательное собрание города Севастополя (в которое был переименован Севастопольский городской Совет У1 созыва) в силу требований Закона N6-ФКЗ прекратило свое существование в правовом поле Российской Федерации с 01.01.2015.
Поэтому суды пришли к обоснованному выводу, что Законодательное Собрание города Севастополя (зарегистрированное 02.10.2014 и действующее на момент рассмотрения спора в суде) не является управомоченным органом по рассмотрению вопросов в сфере исполнения и распоряжения собственностью города Севастополя, в частности, об утверждении проектов землеустройства и разрешении вопросов о передаче в аренду земельных участков, находящихся в собственности города федерального значения Севастополя, не является правопреемником как Севастопольского городского Совета, так и Законодательного Собрания города Севастополя, в которое последний был переименован.
Следовательно, Законодательным Собранием города Севастополя, зарегистрированным 02.10.2014, не могут быть исполнены требования исполнительного документа - исполнительного листа N ВС011914278, ввиду того, что компетенция действующего Законодательного Собрания города Севастополя, как высшего органа законодательной власти субъекта Российской Федерации, не соответствует компетенции, которой был наделен Севастопольский городской Совет и Законодательное Собрания города Севастополя (переименованное из Севастопольского городского Совета), действовавшее в переходный период.
Также суды верно обратили внимание на то, что законодательством Российской Федерации предусмотрен иной, чем указано в постановлении Окружного административного суда города Севастополя по делу N 827/1847/13-а от 06.11.2013 порядок предоставления земельных участков в пользование юридическим лицам, а нормы, предусматривающие урегулирование возникших с участием заявителя и субъекта публичного права правоотношений с учетом специфики правового регулирования земельных отношений в городе Севастополе, отсутствуют.
Судами также установлено, что в ходе исполнительного производства должностными лицами службы судебных приставов, в том числе и судебным приставом-исполнителем Юриной С.И., предпринимались необходимые и достаточные меры для восстановления нарушенных прав взыскателя ООО "Рынок Стрелецкий".
В рамках исполнительного производства службой судебных приставов было установлено, что Законодательное собрание города Севастополя (действующее с 02.10.2014 по настоящее время) не обладает законными полномочиями совершить действия, предусмотренные судебным актом, требованиями судебного пристава - исполнителя, не является участником судебного разбирательства по делу N 827/1847/13-а и не является правопреемником Севастопольского городского совета.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагает, что оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд установит, что оспариваемое бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, он принимает решение о признании бездействия незаконным, при этом в резолютивной части (в том числе) указывает на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Учитывая, что Общество в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлены требования о признании незаконным бездействия, то остальные требования суды обоснованно расценили как способ устранения допущенных нарушений.
В связи с тем, что требования о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя удовлетворению не подлежат, то суды правомерно не оценивали предложенные Обществом способы устранения допущенных бездействием нарушений.
Арбитражный суд округа полагает, что судами не было нарушено положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств. Нормы права применены правильно.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов арбитражного суда области и арбитражного апелляционного суда, а направлены на переоценку установленных обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем арбитражным судом округа отклоняются.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.12.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А84-4000/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рынок "Стрелецкий" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.