г.Калуга |
|
26 июля 2017 г. |
Дело N А54-5053/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г.Рязань, ул.Ленина, д.34): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (г.Рязань, ул.Семашко, д.14): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "АстраМедикал" (г.Рязань, ул.Пушкина, д.14, корпус 1, лит.А, пом.Н6): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "ПРОФМЕДМАРКЕТ", (г.Подольск, Московская область, ул.Рощинская, д.2/22А, пом.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Тиара - Мед" (г.Рязань, ул.Островского, д.21, корпус 2, лит.Б. офис 406А): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казённого учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2016 (судья Стрельникова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 (судьи Стаханова В.Н., Еримечева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А54-5053/2016,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган), при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Тиара-Мед", общества с ограниченной ответственностью "ПРОФМЕДМАРКЕТ", общества с ограниченной ответственностью "АстраМедикал", о признании недействительным решения по делу N 428-03-2/2016 от 18.08.2016.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2016 по делу N А54-5053/2016 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2016 и постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 по делу N А54-5053/2016 государственное казённое учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции ссылаясь на буквальное исполнение требований документации об аукционе о представлении со второй частью заявки участника регистрационного удостоверения на дезинфицирующие средства.
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области в кассационную инстанцию отзыва на жалобу не поступило.
Отзывов, либо пояснений, от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "АстраМедикал", общества с ограниченной ответственностью "ПРОФМЕДМАРКЕТ", общества с ограниченной ответственностью "Тиара - Мед" в кассационную инстанцию не поступило
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Из установленных судами фактических обстоятельств дела усматривается, что Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" (далее - заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (далее - электронный аукцион).
15.07.2016 извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Наименование объекта закупки: поставка дезинфицирующих средств.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 486 235 рублей 80 копеек. Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области".
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок подано три заявки от участников с порядковыми номерами 1, 2, 3 (общество с ограниченной ответственностью "Тиара-Мед", общество с ограниченной ответственностью "ПРОФМЕДМАРКЕТ", общество с ограниченной ответственностью "АстраМедикал").
При рассмотрении вторых частей заявок аукционной комиссией отклонены все заявки, что отражено в протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе от 04.08.2016.
В протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе от 04.08.2016 N 0859200001116004876-3 отражено, что аукционной комиссией принято решение о том, что заявки N 1, N 2, N 3 не соответствуют положениям законодательства и документации об электронном аукционе в связи с непредставлением документов и информации, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 части 6 статьи 69 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Закон N 44-ФЗ), подпункта 5 пункта 3.4 раздела 3 документации об аукционе, а именно отсутствуют регистрационные удостоверения, выданные уполномоченным органом Российской Федерации и оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Тиара-Мед" направило в Управление Федеральной антимонопольной службы Рязанской области жалобу на действия уполномоченного учреждения - Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области", поскольку вместе со второй частью заявки были представлены свидетельства о государственной регистрации требуемых дезинфицирующих средств.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Тиара-Мед", руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пункта "б" части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона N 44-ФЗ, комиссия антимонопольного органа по контролю в сфере закупок решила: признать жалобу ООО "Тиара-Мед" обоснованной, признать аукционную комиссию Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области", нарушившей часть 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
Аукционной комиссии 18.08.2016 выдано предписание N 428-03-2/2016, согласно которому, в частности, предписано отменить протокол подведения итогов электронного аукциона N 0859200001116004876-3 от 04.08.2016.
Учреждение, считая, что решение Рязанского УФАС России N 428-03-2/2016 от 18.08.2016 не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Решением суда первой инстанции от 27.12.2016 в удовлетворении требования Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 18.08.2016 по делу N 428-03-2/2016 отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2016 по делу N А54-5053/2016 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2016 и постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 по делу N А54-5053/2016 государственное казённое учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Порядок осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд предусмотрен Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
На основании пп.3 пункта 5 статьи 64 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
В силу части 1 статьи 68 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
По материалам дела, заказчиком в пункте 6 раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" установлено: "вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности, копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару: регистрационные удостоверения, выданные уполномоченным органом Российской Федерации и оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
Таким образом, согласно информационной карте аукциона наименование объекта закупки - поставка дезинфицирующих средств, документ, подтверждающий соответствие товара требованиям законодательства Российской Федерации согласно документации об аукционе - регистрационное удостоверение.
Как обоснованно указано заявителем, выдача регистрационных удостоверений предусмотрена в различных случаях, в том числе Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Частью 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение).
Однако в данном случае документация об аукционе не содержала указания на закупку дезинфицирующих средств именно медицинского назначения и представление регистрационных удостоверений выданных именно Министерством здравоохранения России или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Кроме того, приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее - Номенклатурная классификация) Росздравнадзор ведет работу по присвоению видов медицинским изделиям, в том числе ранее зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации. Присвоение медицинскому изделию вида Номенклатурной классификации осуществляется на основании информации, имеющейся в комплекте регистрационной документации, находящейся в Росздравнадзоре. Соответствующие сведения о присвоении медицинскому изделию вида Номенклатурной классификации размещаются на официальном сайте Росздравнадзора www.roszdravN adzor.ru в подразделе "Электронные сервисы" - "Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий".
Согласно Номенклатурной классификации к медицинским изделиям относятся вспомогательные и общебольничные медицинские изделия, в том числе: растворы/газы для санитарной обработки/обслуживания медицинских изделий и сопутствующие изделия, а так же стерилизаторы и сопутствующие изделия, к которым относятся салфетки для дезинфекции медицинских изделий, средства для очистки медицинских инструментов, растворы на основе кокоспропилендиамина для стерилизации инструментов, средства дезинфицирующее для медицинских инструментов на основе гипохлорита натрия, средства дезинфицирующее для медицинских инструментов на основе лаурилпропилендиамина, средства дезинфицирующее для медицинских инструментов на основе щелочи.
При этом формирование аукционной документации осуществляется заказчиком, которому в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Вместе с тем, упоминаний вышеперечисленных медицинских изделий документация об аукционе и его информационная карта, а так же описание объекта закупки не содержат.
Основания для государственной регистрации дезинфицирующих средств, в отличие от оснований проведения государственной регистрации изделий медицинского назначения, установлены в статье 43 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон). Согласно положениям Закона государственная регистрация дезинфицирующих средств является мерой государственного регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и направлена, прежде всего, на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания на человека и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2001 N 262 и Приказом Минздрава России от 10.11.2002 N 344 (зарегистрирован Минюстом России 20.12.2002, рег. N 4063) проведение государственной регистрации дезинфицирующих средств отнесено к компетенции Минздрава России.
После принятия решения о государственной регистрации дезинфицирующих средств Минздрав России выдает свидетельства о государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей.
Таким образом, сфера применения дезинфицирующих средств, прошедших процедуру государственной регистрации, не ограничена медицинским назначением, но прошедшие регистрацию дезинфицирующие средства могут применяться в лечебно-профилактических учреждениях, к которым в данном случае относится заказчик.
Свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующих средств подтверждает его государственную регистрацию и возможность применения на территории Российской Федерации.
Как установил суд, участниками аукциона в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе представлены свидетельства о государственной регистрации на товары, являющиеся предметом закупки, выданные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Поскольку предметом закупки являлась поставка дезинфицирующих средств, а в соответствии с законодательством Российской Федерации для указанных средств выдается свидетельство о государственной регистрации, а не регистрационные удостоверения на дезинфицирующие средства, то суды первой и апелляционной инстанции правомерно заключили, что участники аукциона выполнили требования конкурсной документации и ими представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям аукционной документации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отклонили довод заявителя о том, что положения конкурсной документации никем не оспаривались и недействительными в установленном порядке не признаны.
Таким образом, выводы управления о том, что действия аукционной комиссии нарушают часть 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ в части неправомерного отклонения второй части заявки ООО "Тиара-Мед", являются обоснованными.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд округа поддерживает выводы обжалуемых судебных актов о том, что решение Рязанского УФАС России от 18.08.2016 N 428-03-2/2016 и принятое на основании указанного решения предписание антимонопольного органа приняты в пределах предоставленной компетенции и соответствуют действующему законодательству.
На основании изложенного, изучив доводов кассационной жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд округа приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 по делу N А54-5053/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Челдын Артему Владимировичу из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку ордеру от 19.05.2017 государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.