г. Калуга |
|
28 июля 2017 г. |
Дело N А62-2986/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от ответчика Савельевой Е.С. (доверенность от 12.07.2017 N 128),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Смоленск" в лице филиала в г. Сафоново на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21 ноября 2016 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2017 года по делу N А62-2986/2016,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (ОГРН 1046719803833, ИНН 6726009935, г. Сафоново Смоленской обл.; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к акционерному обществу "Газпром газораспределение Смоленск" (ОГРН 1026701455329, ИНН 6731011930, г. Смоленск; далее - общество) о взыскании 4 537 руб. 89 коп. платы за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, 1 721 руб. 53 коп. неустойки за нарушение срока внесения платы с 11.04.2015 по 01.11.2016.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2017 года, с иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 4 537 руб. 89 коп. платы, 1 387 руб. 07 коп. неустойки (суд первой инстанции: Ткаченко В.А.; апелляционный суд: Бычкова Т.В., Токарева М.В., Заикина Н.В.).
В кассационной жалобе общество просило отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением судами Нормативного сброса (НС) загрязняющих веществ, отводимых в систему коммунальной канализации г. Сафоново со сточными водами общества в г. Сафоново выпуск N 1.
По утверждению заявителя кассационной жалобы, указанный норматив прекратил свое действие в связи с прекращением действия договора от 11.11.2011 N 91/11 с 31.12.2014, в то время как отбор проб сточных вод осуществлен 16.03.2015 в отсутствие договора и норматива.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов заявителя, указав, что общество ежегодно направляло заявление о продлении нормативов сброса загрязняющих веществ, установленный в 2010 году норматив продлен до 01.01.2016, а также ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
В судебном заседании представитель ответчика подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска являются требования организации водопроводно-канализационного хозяйства к абоненту о взыскании платы за превышение в марте 2015 года нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах по договору от 01.01.2015 N 111/15 (далее - договор), неустойки за нарушение срока внесения платы с 11.04.2015 по 01.11.2016.
Суды признали обоснованным требования истца в соответствии с ч. 6.2 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310).
Как следует из материалов дела, между предприятием (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и обществом (абонент) заключен договор на прием сточных вод,
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Как указано в п.п. 2.3.4, 2.3.7 договора, абонент обязался принимать меры по соблюдению установленных нормативов загрязняющих веществ в сточных водах, производить оплату в связи с нарушением установленного режима приема сточных вод и превышению установленных нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Согласно п. 111 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 644) абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Суды установили, что общество просило продлить на 2015 год действие Нормативного сброса (НС) загрязняющих веществ, отводимых в систему коммунальной канализации г. Сафоново со сточными водами общества в г. Сафоново выпуск N 1, а затем указало на прекращение его действия в связи с прекращением действия договора от 11.11.2011 N 91/11 с 31.12.2014 (письма от 03.02.2015 N ИС-3-4/13, от 20.02.2015 N ИС-3-8/204).
В силу п. 61 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с п. 1 Постановления N 1310 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно п. 1.3 Постановления Главы Администрации Смоленской области от 17.05.2000 N 304 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Смоленской области" (далее - Постановление N 304) нормативы количественного и качественного состава сточных вод абонента и условия их приема в систему канализации населенного пункта разрабатываются, утверждаются, продлеваются и корректируются организациями водопроводно-канализационного хозяйства, к которым относится предприятие.
Постановлением Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 10.04.2012 N 450 предприятию переданы полномочия по разработке и утверждению Условий приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Сафоново Смоленской области, а также Порядка контроля за соблюдением нормативов водоотведения (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ по г. Сафонове Смоленской области.
Согласно п. 3.1 Условий приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Сафоново Смоленской области нормативный сброс загрязняющих веществ, поступающих в коммунальную канализацию г. Сафоново со сточными водами, разрабатывается, утверждается, продлевается и корректируется организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с п. 143 Постановления N 644 норматив водоотведения подлежит изменению в случае изменения технологии производства, состава и свойств сточных вод, а также по заявке абонента при изменении объема водоотведения более чем на 10 процентов по сравнению с величиной, использованной при расчете норматива водоотведения. Изменение норматива водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для установления норматива водоотведения.
Нормативный сброс (НС) загрязняющих веществ, отводимых в систему коммунальной канализации г. Сафоново со сточными водами филиала ОАО "Газпром газораспределение Смоленск" в г. Сафоново, выпуск N 1 установлен в 2010 году и продлен организацией водопроводно-канализационного хозяйства до 01.01.2016.
При заключении договора от 01.01.2015 N 11/15 норматив в виде приложения к договору качественно не изменился.
Таким образом, на момент отбора проб абоненту установлены нормативный сброс загрязняющих веществ.
В присутствии представителя абонента представители предприятия произвели отбор проб сточной воды (акт от 16.03.2015 N 130).
В результате лабораторного анализа установлено, что проба сточной воды не соответствует нормативу и превышает допустимые концентрации: азот аммонийный в 2,8 раза, фосфор фосфат в 3,3 раза (протокол от 24.03.2015 N 130).
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 7 Закон о водоснабжении и водоотведении, п. 118 Постановления N 644).
Согласно п. 7.2 Постановления N 304 за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ взимается плата в размере повышенного тарифа, рассчитанного по формуле.
Установив превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, суды проверили расчет истца, произведенный на основании данных протоколов и расчетной формулы, и пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания 4 537 руб. 89 коп. платы за превышение в марте 2015 года нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах по договору.
Согласно п. 6.4.1 договора плата сточных вод производятся до 10 числа месяца, следующим за расчетным.
В п. 9.4 договора стороны согласовали уплату неустойки, не превышающей двукратной учетной ставки Банка России, действовавшей в период такого нарушения.
В силу п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Суд первой инстанции произвел перерасчет неустойки и пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания 1 387 руб. 07 коп. неустойки за нарушение срока внесения платы с 11.05.2015 по 31.12.2015.
В кассационной жалобе общество не указало доводы о несогласии с обжалуемыми судебными актами в части взыскания неустойки.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 21 ноября 2016 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2017 года по делу N А62-2986/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.