г.Калуга |
|
7 августа 2017 г. |
Дело N А14-16185/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 августа 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. Лукашенковой Т.В. |
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Шабалиным И.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (пр-т Революции, д.18, г.Воронеж): Дуденков Р.М. - представитель по доверенности от 27.07.2016 N М109/103/Д;
от государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ул.Станкевича, д.43, г.Воронеж): Ситникова Т.В. - представитель по доверенности от 20.01.2017 N 2;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2017 (судья Козлов В.А.) и на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Осипова М.Б.) по делу N А14-16185/2016,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции по капитальному строительству - структурное подразделение Дирекции по строительству сетей связи - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "Российские железные дороги", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда социального страхования, фонд, страховщик) о признании незаконным решения филиала N 9 отделения Фонда социального страхования от 12.10.2016 N 629н/с "О привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Определением от 10.11.2016 года по делу N А14-16185/2016 суд области принял заявление общества к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, впоследствии удовлетворив ходатайство отделения Фонда социального страхования и перейдя к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, предусмотренным частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2017 требования общества были удовлетворены, решение от 12.10.2016 N 629н/с признано недействительным в оспариваемой части.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.042017 по делу N А14-16185/2016 решение арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2017 по делу N А14-16185/2016 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2017 и постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 по делу N А14-16185/2016 государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции ссылаясь на то, что спорные выплаты не являются компенсационными, подлежат обложению страховыми взносами.
В отзыве общество просило отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Судами установлено, что фондом была проведена документальная выездная проверка общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции по капитальному строительству - структурного подразделения Дирекции по строительству сетей связи - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой был составлен акт от 12.09.2016 N 629н/с.
Рассмотрев акт и материалы проверки с учетом возражений общества, заместитель директора филиала N 9 отделения Фонда социального страхования вынес решение от 12.10.2016 N 629н/с "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Указанным решением общество было привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 223 рубля 27 копеек за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Кроме того, данным решением страхователю было предложено перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 1 116 рублей 34 копейки, пени в сумме 77 рублей 45 копеек и штрафные санкции, а также отразить в бухгалтерском учете и по странице 3 Таблицы Раздела II в Расчете по начисленным и уплаченным стразовым взносам по форме 4-ФСС недоимку по стразовым взносам в сумме 1 116 рублей 34 копейки.
Основанием для принятия данного решения послужил, в том числе, вывод фонда о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов вследствие необоснованного не включения в нее компенсаций за санаторно-курортное лечение, за занятия физкультурой и спортом и в связи с выплатой единовременно поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию.
Полагая решение фонда от 12.10.2016 N 629н/с незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд Воронежской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя решением от 31.01.2017 заявленные требования, суд области указал, что выплаты частичной компенсации затрат работника на занятия физической культурой и спортом, компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников общества и единовременного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию закреплены в коллективном договоре общества на 2014-2016 годы как носящие социальный характер и не связанные с оплатой труда, в связи с чем они не могут быть отнесены к выплатам за труд и не подлежат обложению страховыми взносами.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.042017 по делу N А14-16185/2016 решение арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2017 по делу N А14-16185/2016 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Не согласившись с решением от 31.01.2017 и постановлением от 04.04.2017 учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 125-ФЗ страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, а также на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (добровольное страхование).
На основании статьи 20 Закона N 125-ФЗ (пункт 1) средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, а также иных источников, перечисленных в названной норме. При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются, как это следует из пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.2. Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Пунктом 3 "Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (в действующей редакции) предусмотрено, что страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и положений Закона N 125-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Из содержания статьи 129 ТК РФ следует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
К мерам стимулирующего характера статья 191 ТК РФ относит предусмотренные в данной статье меры поощрения работодателем работников за добросовестное исполнение ими трудовых обязанностей -благодарность, премии, ценные подарки и т.п.
Понятие компенсаций определено в статья 164 ТК РФ, согласно которой под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Из статьи 132 ТК РФ следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статья 164 ТК РФ содержит понятие гарантий, предоставляемых работникам. Под гарантиями названной нормой понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 ТК РФ.
От мер стимулирующего характера гарантии и компенсации отличаются тем, что они не обусловлены непосредственно характером и качеством выполняемой работником работы и не направлены на поощрение работника за результаты работы.
Из приведенных правовых норм и их толкования следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
Выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
В соответствии с положениями коллективного договора на 2014-2016 годы обществом за 2014-2015 годы были оплачены санаторно-курортные путевки своим работникам на общую сумму 239 000 рублей, частично компенсированы затраты на занятия физической культурой и спортом на общую сумму 7 900 рублей, а также выплачены единовременные поощрения при увольнении в связи с уходом работников на пенсию в сумме 311 264 рубля 07 копеек.
Страхователем в материалы дела представлен коллективный договор общества "Российские железные дороги" на 2014-2016 годы (л.д.22-28), из содержания которого следует, что частичная компенсация затрат работников на занятия физической культурой и спортом, компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников, а также выплата единовременного поощрения за добросовестный труд при увольнении в связи с уходом на пенсию произведены на основании положений пунктов 5.3.3, 5.3.4 и 5.3.8 коллективного договора.
Вышеперечисленные доказательства получили надлежащую оценку в обжалуемых решении и постановлении, поэтому вывод судов о неправомерности включения сумм предусмотренных локальным нормативным актом общества компенсаций сотрудникам за санаторно-курортное лечение, за занятия физкультурой и спортом и единовременная выплата при увольнении в связи с выходом на пенсию в страховую базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, так как данные выплаты не связаны с оплатой труда работников, является правомерным и обоснованным.
Поскольку страхователем не занижалась база для исчисления страховых взносов и не допускалось неправильного исчисления страховых взносов, то у фонда не имелось оснований для привлечения его к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов.
При таких обстоятельствах, решение отделения Фонда социального страхования от 12.10.2016 N 629н/с "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обоснованно признано недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Иное толкование заявителем положений закона не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 по делу N А14-16185/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.