г.Калуга |
|
10 августа 2017 г. |
Дело N А84-3677/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2017.
Полный текст постановления изготовлен 10.08.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень" (ОГРН 1149204039786, Терещенко, д. 14А, г. Севастополь, 299011): Булыгин Е.Н. - представитель (доверенность от 22.06.2017);
от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ОГРН 1149204005598, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011): Карнишаускене В.А. - представитель (доверенность 07.07.2017);
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ул. Гидрографическая, д. 1-В, г. Севастополь, 299003): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный камень" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.01.2017 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 (судьи Евдокимов И.В., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу N А84-3677/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень" (далее - ООО ПОРСП "Красный Камень", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными решений Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление, Севреестр, регистрирующий орган), изложенных в сообщениях об отказе в государственной регистрации от 25.08.2016 N 91/001/065/2016-592, N 91/001/065/2016-595, от 26.08.2016 N 91/001/065/2016-591, N 91/001/065/2016-593; N 91/001/065/2016-594; N 91/001/065/2016-616; N 91/001/065/2016-617; N 91/001/065/2016-618; N 91/001/065/2016-619; N 91/001/065/2016-620; N 91/001/065/2016-621, и обязании Управления зарегистрировать в трехдневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по данному заявлению право собственности Общества на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н.
Дело рассматривалось с участием Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны России (далее - ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России), Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.01.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
После отложения судебного заседания на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Бессоновой Е.В., ранее участвовавшей в рассмотрении дела, на судью Смолко С.И.; рассмотрение кассационной жалобы после замены судьи произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, представитель Управления просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат, исходя из следующего.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании договора купли-продажи от 28.04.2005, заключенного между Общественной организацией "Всеармейское военно-охотничье общество" (продавец) и Обществом с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный камень" (покупатель) Общественная организация "Всеармейское военно-охотничье общество" продало, а Общество с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный камень" купило здания, строения и сооружения охотничьей станции "Красный камень", находящиеся по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом N б/н.
По акту приема-передачи здания, строения и сооружений охотничьей станции "Красный камень" от 29.04.2005 Обществу переданы здания, строения и сооружения охотничьей станции "Красный камень" (объект недвижимости), расположенной по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое.
В разделе 1 акта отражены общие сведения указанного объекта недвижимости: основное здание (дом отдыха) лит. "А", с пристройками лит. "а", "а1", "а2" и "а3", семь сараев лит. "Б", "В", "Г", "Д", "Е", "Ж", и "З", уборная лит. "И", сауна лит. "К", два навеса лит. "Л" и "М", погреб лит. "Н", ограждение.
27.12.2006 между Севастопольской городской государственной администрацией (арендодатель) и ООО "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный камень" (арендатор) заключен договор аренды земли N 00128, согласно пункту 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в срочной платное пользование земельный участок рекреационного назначения с кадастровым номером 8536300000:53:001:0002 для обслуживания и эксплуатации строений и сооружений охотничьей станции "Красный камень", расположенный за пределами населенных пунктов по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое.
28.06.2016 Общество обратилось в Севреестр с заявлениями о регистрации права собственности на здания и сооружение (пообъектно), по результатам рассмотрения которых Севреестр отказал Обществу в государственной регистрации права собственности: на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:281, площадью 220,4 кв.м (сообщение об отказе в государственной регистрации от 25.08.2016 N 91/001/065/2016-592; на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:286, площадью 17,5 кв.м (сообщение об отказе в государственной регистрации от 25.08.2016 N 91/001/065/2016-595); на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:280, площадью 24,5 кв.м (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 91/001/065/2016-591); на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:282, площадью 67,0 кв.м (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 91/001/065/2016-593); на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:283, площадью 48,3 кв.м (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 91/001/065/2016-594); на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:288, площадью 16,2 кв.м (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 91/001/065/2016-616); на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:289, площадью 7,0 кв.м (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 91/001/065/2016-617); на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:290, площадью 19,4 кв.м (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 91/001/065/2016-618); на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:291, площадью 87,0 кв.м (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 91/001/065/2016-619); на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:292, площадью 2,9 кв.м (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 91/001/065/2016-620); на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:03:001005:1063, площадью 2,8 кв.м (сообщение об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 N 91/001/065/2016-621) на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основанием для принятия указанных решений послужили полученные Управлением ответы ФГКУ "Крымское ТУИО" и Департамента, согласно которым здания и сооружения охотничьей станции "Красный камень" являются имущественным комплексом военного городка N Б-75, который ранее использовался в интересах Министерства обороны Российской Федерации и в отношении данного имущества ведется работа по передаче в собственность города федерального значения Севастополя и включении в реестр собственности города Севастополя. Наличие указанных данных препятствует проведению государственной регистрации прав на вышеуказанные объекты недвижимости.
Общество, считая, что отказы регистрирующего органа в государственной регистрации права не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассмотренным в рамках настоящего дела требованием.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ).
В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом города Севастополя от 24.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" (далее - Закон N 3-ЗС) установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя".
Согласно пункту 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия данного решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Статьей 1 Закона N 3-ЗС установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Таким образом, земли, находившиеся в государственной собственности Украины стали государственной собственностью города Севастополь.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о государственной регистрации (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Федерального закона N 122-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 122-ФЗ к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При проведении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления (абзац 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии с абзацами 2, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с данным Законом; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в силу названного Закона для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 46-ЗС предусмотрено, что к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Согласно части 5 статьи 7 Закона N 46-ЗС в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права государственная регистрация ранее возникшего права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом N 122-ФЗ, с учетом положений данной статьи на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами. Представление заявителями таких документов в данном случае требуется, только если указанные документы отсутствуют в названных органах и (или) организациях.
В соответствии с пунктом 5 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права, утвержденным Правительством города Севастополя от 07.08.2014 N 202, к документам, подтверждающим наличие ранее возникших прав, отнесено, в частности, изданное (выданное) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное органом местного самоуправления или органом исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства.
Суды установили, что регистратор указал на нарушение Обществом части 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Частью 1 статьи 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу положений статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 34 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 4.2, 4.21 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, принятого Правительством Севастополя 16.06.2015 N 521-ПП, предусмотрено, что Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; ведет Реестр собственности города Севастополя, обеспечивает функционирование системы учета имущества и земель, находящихся в собственности города Севастополя, полноту и достоверность информации о наличии и использовании недвижимого, движимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 19.03.2014 N 6-П, признавая само по себе наличие переходного периода необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, пришел к выводу, что конституционные требования о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (статья 4, часть 2) и об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (статья 15, часть 2) - в силу прямого действия Конституции Российской Федерации - в любом случае применимы в качестве общего правила, а разрешение возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" (далее - Закон N 56-ЗС) государственное имущество города Севастополя (объекты собственности города Севастополя) - вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие на праве собственности городу Севастополю, в том числе информационные ресурсы города Севастополя, иные объекты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 56-ЗС установлено, что от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Судами установлено, что решением, оформленным в виде протокола совещания по передаче в федеральную собственность военных городков, расположенных на территории Крымского федерального округа от 29.04.2016, в присутствии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе Белавенцева О.Е., заместителя Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе Водорезова Н.Г., главного федерального инспектора в Республике Крым Егорова А.М., главного федерального инспектора по городу Севастополю Шишкина А.Н., главы республики Крым Аксенова С.В., губернатора города Севастополя Меняйло С.И., председателя комитета по имущественным и земельным отношениям Государственного Совета Республики Крым Добрыня Е.А., Министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Анюхиной А.В., директора Департамента по земельным и имущественным отношениям города Севастополя Свечникова А.В., определена передача в федеральную собственность военных городков для использования в интересах развития города федерального значения Севастополя, в том числе: военный городок N Б-75, расположенный по адресу: г. Севастополь, Терновское лесничество, охотничья станция "Красный камень". Пунктом р) указанного решения Правительству города Севастополя определено издать распоряжение о передаче военных городков в федеральную собственность с учетом пунктов настоящего протокола, а также подготовить соответствующий акт приема-передачи недвижимого имущества (т. 2, л. 80).
Во исполнение указанного решения, оформленного в виде протокола совещания по передаче в федеральную собственность военных городков, расположенных на территории Крымского федерального округа от 29.04.2016, Департаментом проводится соответствующая работа, 25.10.2016 направлено письмо N 13817 в адрес ГКУ "Фонд государственного имущества" о необходимости в срок до 03.11.2016 проведения инвентаризации имущественных комплексов военных городков. Акты инвентаризации имущества, схему размещения и использования нежилых помещений объектов необходимо направить в адрес Управления имущественных отношений Департамента. 27.10.2016 Департаментом направлено письмо N 14025 в адрес ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России о направлении информации, в целях контроля за использованием государственного имущества, и осуществления процедуры включения объектов в Реестр собственности города Севастополя имущественных комплексов военных городков, об объектах недвижимости по форме N 400 и земельных участках, в том числе: военный городок N Б-75, Терновское лесничество, охотничья станция "Красный камень" (земельный участок площадью 1,1486 га и 4 объекта).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды установили, что спорное имущество изначально входило в состав соответствующего военного городка с момента его создания и впоследствии принято решение о передаче в федеральную собственность для использования в интересах развития города федерального значения Севастополя.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что спор о правах на недвижимое имущество не может разрешаться путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
С учетом установленных обстоятельств фактически в отношении заявленных объектов возник спор о праве, который не подлежит разрешению в порядке административного производства по правилам главы 24 АПК РФ в рамках оспаривания отказа Севреестра по регистрации.
При этом ООО ПОРСП "Красный Камень" обратилось за государственной регистрацией прав собственности на отдельные самостоятельные объекты недвижимости (дом отдыха, 7 сараев, сауна, погреб, уборная), входившие в состав объекта недвижимости - охотничья станция "Красный камень", выразив волеизъявление о государственной регистрации указанных объектов в качестве отдельных самостоятельных объектов гражданских прав, каждый из которых обладает признаками объекта недвижимости.
Сведений о наличии у Общества ранее выданных в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года свидетельств о праве собственности на здания, строения и сооружения как самостоятельные объекты недвижимости, свидетельствующих о подчинении каждого из таких объектов режиму недвижимых вещей в силу своих природных свойств либо в силу прямого указания закона, не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
По смыслу указанных положений право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13).
В силу названной нормы понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
Вещи, обладающие таким признаком, как физическая связь с землей, могут быть признаны недвижимостью в случае, если они созданы как объекты недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил.
Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.09.2013 N 1160/13, требования о государственной регистрации прав установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права; если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных гражданских прав.
Кроме того, проведение в отношении объектов технического и кадастрового учета не может служить основанием для признания объекта недвижимостью, поскольку кадастровый паспорт содержит характеристики объекта недвижимости, предназначен для информационного обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Документы кадастрового и технического учета не относятся к правоустанавливающим, их составление является следствием, а не причиной распространения на конкретный объект правового режима недвижимого имущества.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для проведения государственной регистрации права на указанные объекты за заявителем в связи с невозможностью осуществления таких регистрационных действий.
Рассматривая по существу заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанции не установили нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми решением регистрирующего органа.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют доводы, ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Оснований для переоценки выводов суда, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Нормы материального права применены судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.01.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 по делу N А84-3677/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
По смыслу указанных положений право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13).
...
Как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.09.2013 N 1160/13, требования о государственной регистрации прав установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права; если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных гражданских прав."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 августа 2017 г. N Ф10-2375/17 по делу N А84-3677/2016
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2375/17
03.08.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-357/17
13.07.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-357/17
06.04.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-357/17
25.01.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3677/16