Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 октября 2004 г. N КА-А40/9568-04
(извлечение)
По данному делу см. также:
постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2007 г. N КА-А40/6662-08,
постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2006 г. N КА-А40/739-06,
постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 ноября 2005 г. N КА-А40/10802-05,
постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 марта 2005 г. N КА-А40/1585-05
Рыболовецкие колхозы "им. Калинина", "Заря", "им. В.И. Ленина", "40 лет Октября" обратились в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Госкомрыболовству России о признании недействительными протоколов Межведомственной комиссии по определению долей, закрепленных за российскими заявителями: п. 1, 2 ч. 2 протокола от 05.01.04 N 11 в части определения долей на вылов для каждого заявителя только с учетом квот за 2002 г.; протокола от 08.01.04 N 12 в части определения и закрепления долей на вылов водных биологических ресурсов в промышленных целях на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации на 2004-2008 г.г. для заявителей и для рыболовецкого колхоза "Красное Знамя"; протокола от 09.01.04 N 13 в части определения доли на вылов водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации на 2004-2008 г.г. для заявителей и для рыболовецкого колхоза "Красное Знамя". Также просили признать незаконными действия Госкомрыболовства России, выразившиеся в принятии решений без учета требований ст. 1041-1043 ГК РФ. п. 6 ст. 8 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и обязании установить порядок определения долей на 2004-2008 г.г. для заявителей и рыболовецкого колхоза "Красное Знамя".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено рыболовецкий колхоз "Красное Знамя".
Решением первой инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.04 заявленное требование удовлетворено.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 31.08.04 отменил указанное судебное решение и отказал в иске.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, рыболовецкие колхозы "им. Калинина", "Заря", "им. В.И. Ленина", "40 лет Октября" подали кассационную жалобу, в которой просят его отменить как незаконное. При этом сослались на то, что требование заявлено к надлежащему лицу.
В отзывах на жалобу Госкомрыболовство России, рыболовецкий колхоз "Красное Знамя" возражали против удовлетворения жалобы, считая обжалованное постановление суда апелляционной инстанции соответствующим законодательству.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представители ответчика и третьего лица настаивали на ее отклонении по мотивам, приведенным в представленных отзывах.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм права, суд кассационной инстанции находит подлежащим отмене обжалованное постановление апелляционного суда по следующим основаниям.
Отменяя решение первой инстанции Арбитражного суда г. Москвы и отказывая рыболовецким колхозам "им. Калинина", "Заря", "им. В.И. Ленина", "40 лет Октября" в признании частично недействительными протоколов от 05.01.04 N 11, от 08.01.04 N 12, от 09.01.04 N 13 Межведомственной комиссии по определению долей, закрепленных за российскими заявителями, Девятый арбитражный апелляционный суд исходил из того, что данное требование заявлено ненадлежащему ответчику - Госкомрыболовство России. Межведомственная комиссия, уполномоченная определять доли и устанавливать порядок определения долей на вылов (добычу) биологических ресурсов и являющаяся административным органом, к участию в деле не привлечена.
Апелляционный суд также указал на то, что, определив доли, подлежащие распределению между заявителями требования и третьим лицом, суд первой инстанции вышел за пределы полномочий, предусмотренных АПК РФ.
Данный вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным.
В соответствии с п. 1 Положения о Госкомрыболовстве России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.03 N 557, названный Комитет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в сфере использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитателей. Комитет является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования водных биологических ресурсов и среды их обитания. Согласно п. 6 Положения одной из основных задач Госкомбрыболовства России является реализация в пределах компетенции государственной политики и осуществления государственного управления в сфере использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и сферы их обитания в поверхностных водных объектах во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в открытой части Мирового океана (с учетом международных договоров Российской Федерации); обеспечение в пределах компетенции соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и сфер их обитания.
С учетом изложенного, вопросы государственного регулирования управления водными биологическими ресурсами, распределения квот на вылов (добычу) отнесены к компетенции Госкомрыболовства России.
В п. 8, 9 Положения о Госкомрыболовстве России предусмотрено право Комитета в установленном порядке образовывать комиссии и группы для реализации вопросов, находящихся в ведении комитета, утверждать положения о них.
В п. 5 Положения предусмотрено, что свою деятельность Госкомрыболовство России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Межведомственная комиссия по определению долей, закрепленных за российскими заявителями, определяемыми в установленном порядке законодательством Российской Федерации, подавшими заявки на их получение, в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в промышленных целях на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за исключением Балтийского и Черного морей), а также долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемых Российской Федерацией в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству, создана приказом Госкомрыболовства России от 28.11.03 N 420 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.03 N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов". Этим же приказом Госкомрыболовство России утвердило Положение об этой комиссии, возложив на нее организацию работ по определению долей по объектам и районам промысла. Иными функциями и полномочиями комиссия не наделялась. Правительство Российской Федерации вышеупомянутую межведомственную комиссию не создавало и соответствующими полномочиями госоргана не наделяло.
В п. 1.4 Положения предусмотрено, что комиссию возглавляет председатель Госкомрыболовства России, являющийся ее руководителем. Согласно п. 3.1 Положения решения комиссии оформляются протоколами, которые утверждаются председателем комиссии.
Оспариваемые протоколы подписаны председателем Госкомрыболовства России одновременно от имени председателя межведомственной комиссии и председателя названного Комитета - руководителя специального уполномоченного органа исполнительной власти, отвечающего за распределение квот на вылов (добычу) и определение долей.
При таких обстоятельствах при рассмотрении дела суд первой инстанции правомерно признал Госкомрыболовство России надлежащим ответчиком по делу.
Вывод суда апелляционной инстанции в этой части является неверным.
Поскольку законность оспариваемых по делу протоколов не была предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в названную судебную инстанцию.
Требование об определении долей не является самостоятельным, зависит от результатов разрешения требования о признании недействительными протоколов, в связи с чем в этой части дело также подлежит направлению на рассмотрение суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 284-289 АПК РФ, суд постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.04 N 09 АП-718/04-АК по делу Арбитражного суда г. Москвы N А40-13558/04-96-85 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 октября 2004 г. N КА-А40/9568-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании