г.Калуга |
|
21 августа 2017 г. |
ДелоN А08-8429/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Смирнова В.И. |
|
Якимова А.А. |
при участии:
от Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ( ул.Народный Бульвар, д.53, г.Белгород, 308009) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от акционерного общества "Оскольский электрометаллургический комбинат" (ИНН 3128005752, ОГРН 1023102358620, пр.Алексея Угарова, д.218 здание 2, г.Старый Оскол, 309515) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.02.2017 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 (судьи Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л., Осипова М.Б.) по делу А08-8429/2016,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оскольский электрометаллургический комбинат" (далее - Общество, АО "ОЭК") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Государственному учреждению - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 3 (далее - Учреждение, Фонд) о признании недействительным решения от 02.11.2016 N 171 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (с учетом уточнений предмета требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 10.02.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017, требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Фонд в кассационной жалобе просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В отзыве на кассационную жалобу АО "ОЭК" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Фонд ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами, Фондом проведена выездная проверка АО "ОЭК" по вопросам исчисления, уплаты страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 30.09.2016 N 171 н/с и вынесено решение N 171 от 02.11.2016 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, о привлечении АО "ОЭМК" к ответственности, предусмотренной статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 159 978,05 руб. Этим же решением Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 042 571,18 руб. и начисленные пени в сумме 72 663,13 руб.
Основанием для произведенных указанных доначислений послужил вывод Фонда о занижении страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате невключения в базу для их исчисления произведенных в пользу работников выплат:
- на стоимость путевок на санаторно-курортное лечение,
- на непринятые к зачету пособия по временной нетрудоспособности.
Несогласие с решением послужило основанием обращения Общества в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Общества в части выводов относительно стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, суды двух инстанций обоснованно пришли к выводу, что спорные выплаты закреплены в разделе 4 коллективного договора на 2014-2016, носят социальный характер и не связаны с оплатой труда, в связи с чем они не могут быть отнесены к выплатам за труд и не подлежат обложению страховыми взносами.
Так, Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В силу ст.4.4. Федерального закона N 255-ФЗ определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в рассматриваемый период - Законом N212-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В частности, к таким выплатам относятся указанные в пункте 1 части 1 статьи 9 названного Закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Закона виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением выплат, прямо указанных в данной норме.
Как указали суды, под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Суды, применив положения ст.ст. 132, 135, 164, 165, 191 ТК РФ, заключили, что наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Судами верно указано, что вышеперечисленные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
По эпизоду доначисления страховых взносов на не принятые к зачету суммы выплат по листкам временной нетрудоспособности суды обоснованно исходили из того, что факт наступления нетрудоспособности работников Воротынцева С.Н. и Соколовой И.В. в ноябре 2013 года не опровергнут.
В отсутствие опровержения фактов наступления нетрудоспособности застрахованных лиц, отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения (по мотиву нарушений в оформлении листков нетрудоспособности) не ставит под сомнение правомерность их выплаты за счет работодателя, поскольку социальная природа указанных выплат сохраняется, что не позволяло Фонду утверждать, что эти суммы приобретают характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, а соответственно, воспринимать их, как вознаграждение работников за труд и включать указанные суммы в базу для начисления страховых взносов.
С учетом выводов об отсутствии оснований для начисления обществу страховых взносов, суды пришли к правомерному выводу и о незаконности начисления страхователю оспариваемым решением пени и штрафа.
Доводы кассационной жалобы об обратном сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, что в силу части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, в кассационной жалобе не приведено и судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.02.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 по делу А08-8429/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.