г.Калуга |
|
4 октября 2017 г. |
Дело N А48-1074/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 октября 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (г.Орел, Наугорское шоссе, д.2"А";): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Луна" (г.Орел, ул.Игнатова, д.21"А"): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Луна" на решение Арбитражного суда Орловской области от 07.04.2017 (судья Соколова В.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А48-1074/2017,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Орловской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Луна" (далее - ООО "Луна", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей с конфискацией продукции, указанной в протоколе ареста от 27.01.2017 N 76.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 07.04.2017, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017, по делу N А48-1074/2017 заявленные требования удовлетворены. ООО "Луна" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей с конфискацией продукции, указанной в протоколе ареста от 27.01.2017 N 76.
Не согласившись с решением и апелляционным постановлением общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, ссылаясь на недоказанность наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека, наличие свидетельств о государственной регистрации.
В отзыве на жалобу Управление просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку стеклоомывающая жидкость оказывает непосредственное влияние на жизнь и здоровье потребителей, надлежащие свидетельства о государственной регистрации спорной жидкости отсутствовали у общества как на момент проверки, так на настоящий момент.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа не явились, своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Как установлено судами по материалам дела, ООО "Луна" осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине "Продукты", расположенном по адресу: Орловская область, Орловский район, д.Никуличи, ул.Раздольная, д.1"Д".
Главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Орловской области при проведении совместно с сотрудниками отделения Министерства внутренних дел по Орловскому району проверочных мероприятий в отношении ООО "Луна" 27.01.2017, выявлены нарушения требований технических регламентов и обязательных требований к процессам реализации продукции, создавшие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Так, в ходе проверки установлено, что в магазине "Продукты" осуществлялась продажа товаров без документов, подтверждающих их качество и безопасность: незамерзающая стеклоомывающая жидкость серии "Зимний -30" "Байкал", объемом 5л., изготовитель ООО "ПрофСтиль", г.Москва, ул.Новорожская, д.4, стр.1, ТУ 2384-001- 86485873-2015, дата изготовления 09.2016 в количестве 7 штук (35л.), по цене 80 рублей за штуку; стеклоомывающая жидкость "Ice Storm -30", объемом 5л., изготовитель ООО "Регалит", г.Москва, 1-ый Коптельский пер., д.6, стр.1, дата изготовления 01.2016 в количестве 6 штук (30л.) по цене 80 рублей за штуку; стеклоомывающая жидкость "Ice Storm -30", объемом 5л., изготовитель ООО "Регалит", г.Москва, 1-ый Коптельский пер., д.6, стр.1, дата изготовления 05.2016 в количестве 2 штуки (10л.), по цене 80 рублей за штуку.
По результатам проверки главным специалистом - экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Орловской области 30.01.2017 в отношении ООО "Луна" был составлен протокол об административном правонарушении N 106 по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В порядке статьи 27.14 КоАП РФ применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - арест товаров, являющихся предметом административного правонарушения.
В соответствии с протоколом ареста товаров, вещей от 27.01.2017 N 76 арестована продукция при отсутствии документов, подтверждающих безопасность товаров, а именно:
- незамерзающая стеклоомывающая жидкость серии "Зимний -30" "Байкал", объемом 5л., изготовитель ООО "ПрофСтиль", г.Москва, ул.Новорожская, д.4, стр.1, ТУ 2384-001-86485873-2015, дата изготовления 09.2016 в количестве 7 штук (35л.), по цене 80 руб. за штуку;
- стеклоомывающая жидкость "Ice Storm -30", объемом 5 л, изготовитель ООО "Регалит", г.Москва, 1-ый Коптельский пер., д.6, стр.1, дата изготовления 01.2016 в количестве 6 штук (30л.) по цене 80 рублей за штуку;
- стеклоомывающая жидкость "Ice Storm -30", объемом 5л, изготовитель ООО "Регалит", г.Москва, 1-ый Коптельский пер., д.6, стр.1, дата изготовления 05.2016 в количестве 2 штуки (10л.), по цене 80 рублей за штуку.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 07.04.2017, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017, по делу N А48-1074/2017 заявленные требования удовлетворены. ООО "Луна" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа, с конфискацией продукции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Не согласившись с решением и постановлением общество обратилось с кассационной жалобой.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Вменяемой обществу частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Таким образом, диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия продавца, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть и продавец продукции.
Квалифицирующим признаком по части 2 статьи является в том числе создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
На основании пункта 1.1 подраздела I раздела 5 главы II "Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическом) надзору (контролю)" (далее - Единые санитарно-эпидемиологические требования), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, в перечень продукции, отнесенной к объектам Единых санитарных требований, включены, в том числе, стеклоомывающие жидкости.
Согласно пункту 7 раздела II "Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на Таможенной границе и Таможенной территории Евразийского экономического Союза", утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 N 299, к товарам, подлежащим государственной регистрации, относятся стеклоомывающие жидкости.
В целях подтверждения безопасности продукции (товаров), включенной в раздел II Единого перечня товаров, и ее соответствия санитарно-эпидемиологическими гигиеническим требованиям предусмотрена выдача свидетельств о государственной регистрации.
В силу части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Соответственно как правильно определено судами, без подтверждения безопасности стеклоомывающей жидкости действующим свидетельством о государственной регистрации, такой товар создаёт угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Статья 13 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения) предусматривает, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления несоответствия продукции или связанных с ее производством процессов требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить.
Из материалов дела следует, что ООО "Луна" допустило в продажу 2 наименования спиртосодержащей продукции в отсутствие документов в месте продажи, что свидетельствует о создании угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Учитывая вид реализуемой продукции, отсутствие у общества на момент реализации продукции свидетельств о её государственной регистрации, суд округа поддерживает вывод обжалуемых судебных актов о том, что данная продукция представляет угрозу для здоровья человека.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.01.2017 N 74, протоколом ареста товаров, вещей от 27.01.2017 N 76, объяснениями директора ООО "Луна" к протоколу об административном правонарушении от 30.01.2017 N 106.
Представленные обществом свидетельства о государственной регистрации реализуемой продукции от 10.10.201610.05.2016, 10.01.2016 получили надлежащую судебную оценку, с которой суд округа согласен.
Так, несмотря на то, что все свидетельства выданы в разное время и различным юридическим лицам ООО "ПрофСтиль" и ООО "Регалит", они имеют один и тот же номер N RU 23.KK.08.015.E.000808.07.15 и один и тот же номер бланка - 0306932, при этом одна из организаций - ООО "ПрофСтиль" на момент получения бланка 10.10.2016 уже год как прекратила свою деятельность. Само свидетельство N RU 23.KK.08.015.E.000808.07.15 выданное ООО "ПрофСтиль" 10.07.2015 на бланке 0306932 аннулировано 17.01.2017, свидетельств с вышеуказанным номером в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации Евразийской Экономической Комиссии не значится.
Таким образом, вывод о том, что факт осуществления ООО "Луна" предпринимательской деятельности, выразившийся в осуществлении продажи стеклоомывающей жидкости без свидетельств о государственной регистрации, подтверждающих качество и безопасность товаров, с нарушением требований технических регламентов, создавших угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, подтвержден, соответствует материалам дел. Противоправные действия общества получили надлежащую квалификацию по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вина общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения ООО "Луна" требований вышеназванных технических регламентов в материалах дела не представлено.
Суд первой инстанции с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ счел возможным привлечь ООО "Луна" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей с конфискацией продукции, указанной в протоколе ареста от 27.01.2017 N 76.
Существенных нарушений процессуальных требований при проведении проверки и составлении административного материала суд округа не усматривает.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено. Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению - как основанные на неправильном толковании норм права и направленные и переоценку доказательств.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 07.04.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 по делу N А48-1074/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.