г.Калуга |
|
10 октября 2017 г. |
Дело N А08-8485/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Производственная Компания "Милк Групп" (ул.Каховка, д.60, с.Великомихайловка, Новооскольский район, Белгородская область): Свиридова А.В. - представитель по доверенности от 19.12.2016 N 12;
от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (ул.Щорса, д.8, г.Белгород): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная Компания "Милк групп" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.04.2017 (судья Хлебников А.Д.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 (судьи Донцов П.В, Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А08-8485/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственная Компания "Милк Групп" " (далее - ООО "ПК "Милк Групп" ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (далее - Управление Россельхознадзора по Белгородской области, заинтересованное лицо, Управление), в котором просило с учетом уточнений признать недействительным предписание от 08.11.2016 N 31-0661/04-ВН.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.04.2017, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017, по делу N А08-8485/2016 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебными актами ООО "Производственная Компания "Милк Групп" " обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, приняв по делу новый судебный акт, ссылаясь на неприменимость к обстоятельствам настоящего дела постановления Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 15300/11, так как имеют место споры разные по предмету. По мнению заявителя в полномочия Управления не входит проверка молочной продукции, прошедшей промышленную обработку, то есть в данном случае сыра и вынесение предписания с требованием о приостановлении действия декларации соответствия сыра техническим регламентам Таможенного союза. Положение "О Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745, "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" от 21.05.2014 N 474 в полномочиях Управления имеется ограничение "в пределах своей компетенции", что не представляет прав Управлению проверять продукцию подвергшуюся промышленной или тепловой обработке. Кроме того, общество ссылается на достоверность данных деклараций по содержанию в сыре окситетрациклина, стрептомицина и пенецилина в связи с возможностью при проведении исследований применять МУК 4.1.2158-07, ГОСТ 32219-2013 и ГОСТ 31502-2012.
В отзыве Управление Россельхознадзора по Белгородской области просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Представитель ООО "Производственная Компания "Милк Групп" " в судебном заседании поддержал требования кассационной жалобы в полном объёме.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа не явилась, своих представителей не направила, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе и отзыве, выслушав представителя общества, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Проверка общества проведена по распоряжению Управления от 04.10.2016 N 1012. Согласно распоряжения проверка проводиться на основании приказа Россельхознадзора от 06.04.2016 N 200 "О проведении проверок", изданного во исполнения пункта 3 раздела 1 протокола заседания Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков от 01.03.2016 N 1, утвержденного 10.03.2016 заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Дворковичем А.В. с целью оценки соблюдения юридическими лицами при осуществлении деятельности обязательных требований в сфере качества и безопасности пищевых продуктов, требований технических регламентов при производстве и реализации молока и молочной продукции.
Дополнительно административный орган сослался на реализацию в ходе проверки приказа Россельхознадзора от 31.12.2015 N 993 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2016 год", включения общества в План государственного мониторинга качества и безопасности отечественной продукции на 2016 год на территории Белгородской области по разделу молочная продукция.
Управлением Россельхознадзора по Белгородской области в ходе проведения внеплановой выездной проверки выявлено, что декларации о соответствии ООО "ПК "Милк Групп" " N ТС RU Д-RU.АИ39.В.01230 и N ТС RU Д-RU.АЯ54.В.07550 были зарегистрированы на основании протоколов испытаний, не обеспечивающих необходимую достоверность исследований при подтверждении соответствия продукции требованиям, предусмотренным ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 033/2013.
Указанные обстоятельства, а так же выявленные при проверке конкретные случаи превышения нормы содержания окситетрациклина, стрептомицина и пенецилина, установленной ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 033/2013 в продукции общества, послужили основанием для выдачи юридическому лицу предписания от 08.11.2016 N 31-0661/04-ВН о приостановлении действия декларации о соответствии от 02.06.2016 N ТС RU Д-RU.АИ39.В.01230 и декларации о соответствии от 14.07.2016 N ТС RU Д-RU.АЯ54.В.07550.
Не согласившись с названным предписанием, ООО "ПК "Милк Групп" " обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.04.2017, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017, по делу N А08-8485/2016 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, приняв по делу новый судебный акт.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 6 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) декларация о соответствии это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
На основании статьи 34 Закона N 184-ФЗ в полномочия органов государственного контроля (надзора) входит на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) в том числе выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии.
В оспариваемом предписании обществу вменяется нарушение частей 1 и 2 статьи 7, части 1 статьи 10, пункта 1 части 4 статьи 23 ТР ТС 021/2011, приложения N 3 ТР ТС 021/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пунктов 30-32 главы VII, подпункта "а", пунктов 106, 107 главы XIV приложения N 4 ТР ТС N 033/2013, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67, части 1 статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), абзаца 1 части 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Частью 4 статьи 23 ТР ТС 021/2011 установлены следующие процедуры схемы декларирования 1д: формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов продукции; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
На основании Приложения N 3 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) Гигиенические требования безопасности к пищевой продукции в молоке и молочных продуктах (молоко и продукты переработки молока; ферментные препараты молокосвертывающие) не допускается содержание антибиотиков, в том числе: тетрациклиновая группа (норма < 0,01 мг/кг), стрептомицин (норма < 0,2 мг/кг), пенициллин (норма < 0,004 мг/кг).
Пунктами 30-32 Раздела VII. Требования безопасности к молочной продукции ТР ТС N 033/2013 установлено, что молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Производство молочной продукции должно осуществляться из сырого молока, и (или) сырого обезжиренного молока, и (или) сырых сливок, соответствующих требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом, и подвергнутых термической обработке, обеспечивающей получение молочной продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента.
Иное продовольственное сырье, используемое для производства молочной продукции, должно соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на него распространяется.
Уровни содержания в молочной продукции, предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, токсичных элементов, потенциально опасных веществ, микотоксинов, антибиотиков, пестицидов, радионуклидов, микроорганизмов и значения показателей окислительной порчи не должны превышать уровней, установленных в приложениях N 1 - 4 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и в приложении N 4 к настоящему техническому регламенту.
Подпунктом "а" пункта 106 ТР ТС N 033/2013 определена схема декларирования 1д (для серийно выпускаемой продукции). Указано, что заявитель при декларировании предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства молочной продукции был стабильным и обеспечивал ее соответствие требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Заявитель формирует техническую документацию, доказательственные материалы и проводит их анализ.
Заявитель проводит испытания образцов молочной продукции. Испытания образцов молочной продукции проводятся в испытательной лаборатории заявителя (по выбору заявителя испытания образцов молочной продукции могут проводиться в аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза).
Заявитель оформляет декларацию о соответствии молочной продукции требованиям настоящего технического регламента, которая оформляется по единой форме и по правилам, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293.
Срок действия декларации о соответствии молочной продукции, выпускаемой серийно, составляет не более 3 лет.
На основании пункта 107 ТР ТС N 033/2013 в качестве доказательственных материалов, являющихся основанием для принятия декларации о соответствии, используются в том числе протоколы исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента, а также требований других технических регламентов Таможенного союза, действие которых распространяется на молочную продукцию.
Согласно Приложению N 4 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) сырое молоко, сырое обезжиренное молоко, сырые сливки и вся молочная продукция не допускает содержание антибиотиков тетрациклиновая группа (менее 0,01), стрептомицин (менее 0,2), пенициллин (менее 0,004).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
На основании абз.1 части 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов.
При этом согласно положениям статьи 2 Закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, применяются правила международного договора.
Таким образом, на обществе, как изготовителе молочной продукции, к которой относится и сыр, лежит обязанность изготовления продукции соответствующей требованиям технического регламента Таможенного Союза, указания в декларации на молочную продукцию достоверных сведений о содержании в ней антибиотиков соответствующих нормам технических регламентов. Соответствующий надзорный орган вправе потребовать, при выявлении недостоверности сведений - приостановления действия декларации.
Доводы общества о том, что Управление не является органом, уполномоченным на проведение проверки соответствия достоверности сведений, указанных в декларации, требованиям Технических регламентов Таможенного союза не может быть принят.
Согласно статье 14 Закона N 29-ФЗ в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий органами государственного надзора организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения. Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения проводится в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утвержденным постановление Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации входят в перечень органов, осуществляющих такой мониторинг.
Согласно статье 21 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Так же следует учитывать положения раздела IX ТР ТС 033/2013 об отборе проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза, согласно которым (пункт 116) отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза, может осуществляться по запросу производителя или владельца данного товара или по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе:
а) осуществления государственной программы мониторинга, проводимой в рамках государственного ветеринарного контроля (надзора) за безопасностью подконтрольных товаров (продукции), которые находятся в обороте на таможенной территории Таможенного союза;
б) осуществления государственного ветеринарного контроля (надзора) подконтрольных товаров (продукции) с целью их экспортной сертификации;
в) осуществления усиленного лабораторного контроля безопасности подконтрольных товаров (продукции), произведенных предприятием, в случае обнаружения нарушения соответствующих требований Таможенного союза (в отношении подконтрольных товаров (продукции), предназначенных для обращения на таможенной территории Таможенного союза) или третьей страны (в отношении подконтрольных товаров (продукции), предназначенных для экспорта). Усиленный лабораторный контроль в этих случаях является мерой, вводимой в качестве альтернативы временному запрету на перемещение товаров (продукции), произведенных данным предприятием, на территорию других государств-членов или на экспорт;
г) государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении предприятия.
В соответствии с "Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Постановление N 327), Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии и осуществляет такие полномочия как государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.13 Раздела II Постановления N 327 Россельхознадзор осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Аналогичные положения содержаться в положении об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" государственный контроль (надзор) осуществляет, в том числе, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках государственного ветеринарного надзора.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2014 N 474 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" осуществляется, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках соответственно государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ" утверждено "Положение о государственном ветеринарном надзоре".
Так, пунктом 3 данного Положения определено, что Федеральный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований в области ветеринарии, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что федеральный государственный надзор осуществляет в том числе Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы:
- в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в "Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" (далее - Решение Таможенного союза, подконтрольные товары); в отношении подконтрольных товаров при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления;
- в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
При этом сыры код ТН ВЭД 0406 входят в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), то есть являются подконтрольными товарами.
В данном случае, вопреки доводам жалобы общества, ветеринарный контроль (надзор) осуществлялся управлением на основании пункта 3 раздела 1 протокола заседания Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков от 01.03.2016 N 1, утвержденного 10.03.2016 заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Дворковичем А.В. с целью оценки соблюдения юридическими лицами при осуществлении деятельности обязательных требований в сфере качества и безопасности пищевых продуктов, требований технических регламентов при производстве и реализации молока и молочной продукции в отношении подконтрольного товара произведенного на территории таможенного союза, а так же приказа Россельхознадзора от 31.12.2015 N 993 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2016 год".
При таких обстоятельствах ссылки общества на постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" и на постановление Правительства РФ от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" согласно которому, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору обладает полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении таких объектов ветеринарного надзора как продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках, нельзя признать исчерпывающими, в том числе с учетом постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 15300/11 подтвердившего полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по проверке продукции, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, а также продукции животного происхождения промышленного изготовления.
Кроме того, следует учитывать, что действовавший ранее Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", ограничивавший область ветеринарно-санитарного надзора с 01.01.2016 утратил силу, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (Санкт-Петербург, 18.11.2010) со дня вступления в силу соответствующего Технического регламента Таможенного союза на территориях сторон обязательные требования, установленные законодательствами сторон, не применяются.
Следовательно доводы жалобы общества в целом не учитывают Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67.
При таких обстоятельствах, суд округа считает, что предписание вынесено Управлением в рамках его полномочий.
При анализе протоколов испытаний, на основании которых ООО "ПК "Милк "Групп"" были зарегистрированы декларации о соответствии, выявлено, что лабораторные исследования на антибиотики, предусмотренные Приложением N 3 ТР ТС 021/2011, приложением N 4 ТР ТС 033/2013, проведены средствами, не обеспечивающими необходимую достоверность исследований.
Так, в протоколах испытаний N N 4890, 4892, 6946 содержится ссылка на МУК 4.1.2158-07 "Определение остаточных количеств антибиотиков тетрациклиновой группы и сульфаниламидных препаратов в продуктах животного происхождения методом иммуноферментного анализа".
Вместе с тем согласно пункту 5.2 МУК 4.1.2158-07 специфичность метода (отсутствие ошибочных результатов) для тетрациклина и хлортетрациклина - 100%, для окситетрациклина - 10%, для доксициклина - 5%. Чувствительность метода по окситетрациклину в молоке составляет 0,015 мг/кг, по доксициклину предел обнаружения не установлен.
Однако в соответствии с Приложением N 4 ТР ТС 033/2013, Приложением N 3 ТР ТС 021/2011 содержание антибиотиков тетрациклиновой группы в молочной продукции не допускается и должно составлять менее 0,01 мг/кг (на уровне определения метода).
Доводы общества о возможности применения МУК 4.1.2158-07 "Определение остаточных количеств антибиотиков тетрациклиновой группы и сульфаниламидных препаратов в продуктах животного происхождения методом иммуноферментного анализа" при проведении испытаний декларируемой молочной продукции получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанции, с которой суд округа согласен.
В протоколах испытаний N 7102, 7105, 7288, 7289 содержится ссылка на ГОСТ 31903-2012, который не включен в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 033/2013 и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, а также в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 021/2011 и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Согласно протоколу испытаний N 865 исследования на антибиотики тетрациклиновой группы, левомицетин (хлорамфеникол), стрептомицин и пенициллин проводились по ГОСТ 32219-2013, который распространяется на сырое, пастеризованное, стерилизованное и предварительно восстановленное сухое коровье молоко и устанавливает качественные иммуноферментные методы определения наличия антибиотиков.
Следовательно, ООО "ПК "Милк Групп" был выбран некорректный метод исследования. Вышеперечисленные нарушения отражены в акте проверки от 12.10.2016 N 31-0661/07-ВР. Оснований для переоценки выводов обжалуемых судебных актов в указанной части с учетом доводов жалобы у суда округа не имеется.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что декларации зарегистрированы на основании протоколов испытаний, в которых содержатся данные об исследовании продукции на соответствие требованиям ТР ТС 033/2013 и ТР ТС 021/2011 с использованием методов, которые не могут быть признаны достаточными при определении соответствия такой молочной продукции как сыр. Указанное является безусловным основанием для приостановления действия деклараций о соответствии.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.04.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по делу N А08-8485/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.