г. Калуга |
|
3 ноября 2017 г. |
Дело N А83-9226/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.11.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|
Шильненковой М.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Жаркиной М.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Ямпольской В.П. (дов. N 37 от 04.10.2017); |
от ответчика |
представитель не явился, извещен надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу ГУП РК "Крымские морские порты" в лице филиала "Ялтинский торговый порт" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.05.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 по делу N А83-9226/2016,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" (далее - ГУП РК "Крымские морские порты" в лице филиала "Ялтинский торговый порт", порт, истец), ОГРН 1149102012620, обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к индивидуальному предпринимателю Матящук Анатолию Николаевичу (далее - ИП Матящук А.Н.), ОГРНИП 314910233804195, о взыскании задолженности в сумме 147 366 руб. 52 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.05.2017 (судья Белоус М.А.) исковые требования удовлетворены частично, в сумме 23 956 руб. 36 коп.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 (судьи Мунтян О.И., Елагина О.К., Рыбина С.А.) решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ГУП РК "Крымские морские порты" в лице филиала "Ялтинский торговый порт" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить в части отказа во взыскании задолженности за услуги по безопасной стоянке судна у причала без осуществления коммерческой деятельности, по безопасной стоянке судна у причала с осуществлением коммерческой деятельности, услуги по использованию гидротехнических сооружений всего в сумме 123 224 руб. 16 коп., и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в указанной части, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах в обжалуемой части, обстоятельствам дела, неправильное применение судами в этой части норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Поскольку судебные акты обжалуются только в части отказа во взыскании задолженности в размере 123 224 руб. 16 коп., их законность в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, судно т/х "Дискавери", находящееся во владении и пользовании ИП Матящук А.Н., работало в границах акватории и зоны ответственности, отведенных филиалу ГУП РК "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт".
Договор на прием и обслуживание судна портом и ИП Матящук А.Н. не заключался.
Ссылаясь на то, что в период с мая по сентябрь 2015 года портом оказаны ИП Матящук А.Н. услуги по приему и обслуживанию т/х "Дискавери" на общую сумму 147 366 руб. 52 коп., однако оплата оказанных услуг не произведена, ГУП РК "Крымские морские порты" в лице филиала "Ялтинский торговый порт" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим иском.
Исковые требования были заявлены о взыскании стоимости операций по швартовке судна, услуг по безопасной стоянке судна у причала без осуществления коммерческой деятельности, по безопасной стоянке судна у причала с осуществлением коммерческой деятельности, по использованию гидротехнических сооружений, платы за въезд на территорию порта, и удовлетворены судами в части взыскания стоимости услуг по швартовке судна в сумме 23 956 руб. 36 коп., предоставление которых истцом ответчику на указанную сумму суды признали доказанным.
Отказывая в иске в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно частям 1, 2, 3, 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) (в редакции, действовавшей в спорный период) оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту. В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: корабельный; канальный; ледокольный; лоцманский; маячный; навигационный; причальный; экологический; транспортной безопасности акватории морского порта. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а ставки портовых сборов и правила их применения - в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
В силу пункта 64, введенного Приказом Минтранса России N 306 от 06.11.2014 в Перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2012 N 387, в морском порту Ялта взимаются следующие сборы: корабельный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический, транспортной безопасности акватории морского порта сборы.
Указанный перечень является исчерпывающим.
ГУП РК "Крымские морские порты" взимает канальный, навигационный, маячный сборы, в том числе в морском порту Ялта.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона N 261-ФЗ тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Согласно пункту 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - Постановление N 293), тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Постановлением N 293 утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
В соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов, сборов, платы) в сфере железнодорожных перевозок, услуг в морских портах и аэропортах на территориях Республики Крым и г. Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1546 (действовавшим в спорный период), до введения в действие цен (тарифов, сборов) на оказание услуг в морских портах, аэропортах Республики Крым и г. Севастополя в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", указанные цены (тарифы, сборы) устанавливаются хозяйствующим субъектом, оказывающим такие услуги.
В Перечне услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденном Постановлением N 293, спорные услуги не указаны.
Согласно части 7 статьи 17, части 2 статьи 18 Федерального закона N 261-ФЗ услуги в морском порту оказываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договоров с пользователями, размер оплаты услуг в морском порту, не относящихся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.
Как установлено судами, сторонами такой договор не заключен.
Поскольку договор на оказание спорных услуг сторонами не заключен, эти услуги ответчиком в заявках, поданных истцу, не заказывались, доказательств фактического оказания портом ответчику спорных услуг не представлено, суды сделали обоснованный вывод об отказе в иске о взыскании платы за пользование гидротехническими сооружениями порта, за оказание услуг по безопасной стоянке судна у причала с осуществлением коммерческой деятельности, по безопасной стоянке судна у причала без осуществления коммерческой деятельности.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оказание спорных услуг подтверждается справками (актами выполненных работ), выпиской из вахтенного журнала диспетчерской порта, не может быть принят во внимание, поскольку в справках не содержится перечень спорных услуг, не указаны их объем и согласованная сторонами стоимость, а журнал является внутренним документом истца.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.05.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 по делу N А83-9226/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.