г.Калуга |
|
20 ноября 2017 г. |
Дело N А83-5289/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2017 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. Стерегелевой Г.А. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул.Севастопольская, д.17, г.Симферополь, Республика Крым): Шароватова Ю.В. - представитель по доверенности от 12.01.2017 N 03-Д;
от Государственного унитарного предприятия "Трест "Крымспецагрострой-2" в лице конкурсного управляющего Булда Владимира Николаевича (ул.Трубаченко, д.23"А", г.Симферополь): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ул.А.Невского, д.29, г.Симферополь, Республика Крым): Усеинова О.Ш. - представитель по доверенности от 30.01.2017 N 08-21/01071@;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Симферополю (ул.Матэ Залки, д.1/9, г.Симферополь, Республика Крым): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Совета Министров Республики Крым (пр-т Кирова, д.13, г.Симферополь, Республика Крым): Володькин С.А. - представитель по доверенности от 12.04.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики и Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Трест "Крымспецагрострой-2" в лице конкурсного управляющего Булда В.Н. на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2017 (А.В. Привалова, В.А. Омельченко, А.Ю. Карев) по делу N А83-5289/2016,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Симферополю (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 11.09.2015 о государственной регистрации юридического лица - Государственного унитарного предприятия "Трест "Крымспецагрострой-2" (далее - предприятие, ГУП "Трест "Крымспецагрострой-2").
Дело рассмотрено при участии третьих лиц - Государственного унитарного предприятия "Трест "Крымспецагрострой-2" в лице внешнего управляющего Калюжина Д.Н., конкурсного управляющего Булда В.Н., Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее - Управление), Совета министров Республики Крым (далее - Совмин).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.03.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.03.2017 по делу N А83-5289/2016 отменено, принят новый судебный акт.
Не согласившись с постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда ГУП "Трест "Крымспецагрострой-2" в лице конкурсного управляющего Булда В.Н. обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции указав, что первое собрание кредиторов, на котором должны быть принято решение о внесении сведений в ЕГРЮЛ, означает ближайшее после введения соответствующей процедуры банкротства по Закону об особом порядке после его вступления в силу 30.06.2015. Дело о банкротстве начало слушаться до вступления республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. При прохождении процедуры внешнего управления, учредители государственного предприятия лишены права управления и распоряжения имуществом Учреждения, поэтому права Министерства как учредителя не нарушены.
В отзыве на кассационную жалобу УФНС России по Республике Крым указывает на отсутствие у регистрирующего органа оснований для отказа во внесении сведений в ЕГРЮЛ.
Совет министров Республики Крым в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы отзыва.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебном заседании просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Представитель Совмин возражал в удовлетворении кассационной жалобы.
ИФНС России по г.Симферополю, ГУП "Трест "Крымспецагрострой-2", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа не явились, своих представителей не направляли, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием рассмотрения дела в их отсутствие
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность постановления, выслушав представителей сторон по делу, изучив материалы дела, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в отношении предприятия "Трест "Крымспецагрострой-2" определением Арбитражного суда Республики Крым от 14.11.2014 возбуждено дело о банкротстве N А83-2123/2009, введена процедура наблюдения сроком на 6 месяцев, до 13.05.2015, временным управляющим назначен Олифиров Владимир Ильич.
При этом, процедура наблюдения введена судом в соответствии с требованиями постановления Государственный Совет Республики Крым 28.05.2014 N 2173-6/14 "Об особенностях правового регулирования проведения процедур банкротства на территории Республики Крым в переходный период", пункта 1 постановления Государственного Совета Республики Крым N 2385-6/14 от 30.07.2014, которым установлено, что в переходный период до 1 января 2015 года, в течении которого урегулируются вопросы интеграции Республики Крым в правовую систему Российской Федерации, процедуры банкротства на территории Республики Крым осуществляются с учетом особенностей, указанных в постановлении, а так же Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно пункту 1.3 Постановления N 2385-6/14 от 30.07.2014 "О внесении изменения в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 28.05.2014 N 2173-6/14 "Об особенностях правового регулирования проведения процедур банкротства на территории Республики Крым в переходный период", не позднее 15 дней со дня утверждения Советом министров Республики Крым Перечня, арбитражный управляющий обращается в Хозяйственный суд Республики Крым с ходатайством о введении в отношении должника процедуры наблюдения, предусмотренной Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Первое собрание кредиторов проведено 05.05.2015.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10.06.2015, в соответствии со статьями 45, 75, 93-96, 106, 107 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ в отношении должника введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев, до 04.12.2016, внешним управляющим утвержден Калюжин Дмитрий Николаевич.
На собрании кредиторов 17.08.2015 в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации приняты решения об утверждении организационно-правовой формы предприятия - государственное унитарное предприятие, нового названия предприятия - Государственное унитарное предприятие "Трест "Крымспецагрострой-2", об определении адреса (места нахождения) постоянно действующего органа должника - 295048, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Трубаченко, 23-А, а также утвержден устав данного юридического лица. Внешнему управляющему поручено внести сведения о должнике - юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации.
09.09.2015 внешний управляющий Калюжин Д.Н. обратился с нотариально заверенным заявлением формы N Р18001 в Инспекцию о перерегистрации должника в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированного ранее (19.01.2000, регистрационный номер 01195492) на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, приложив к нему определение Арбитражного суда Республики Крым от 10.06.2015 по делу N А83-2123/2009, протокол собрания кредиторов Предприятия "Трест "Крымспецагрострой-2" от 17.08.2015, устав ГУП "Трест "Крымспецагрострой-2".
На основании представленных для государственной регистрации документов Инспекция 11.09.2015 приняла оспариваемое решение N 14387А о государственной регистрации юридического лица - Государственного унитарного предприятия "Трест "Крымспецагрострой-2" с последующим внесением сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.01.2017 по делу N А83-2123/2009 о ГУП "Трест "Крымспецагрострой-2" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, до 19.07.2017. Указанным решением конкурсным управляющим утверждён Булда Владимир Николаевич.
Не согласившись с решением инспекции о регистрации, Минимущество обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым, которое решением от 14.01.2016 за N 09-23/00198@ оставило жалобу Министерства без удовлетворения на основании статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ).
Полагая, что решение Инспекции принято с нарушением закона, поскольку учредительные документы предприятия не были утверждены Минимуществом, как уполномоченным органом по распоряжению собственностью Республики Крым, последнее обратилось за судебной защитой.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.03.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у Инспекции не имелось оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.03.2017 по делу N А83-5289/2016 отменено, принят новый судебный акт, поскольку право утверждать учредительные документы государственного предприятия Министерством не утрачено.
Не согласившись с постановлением ГУП "Трест "Крымспецагрострой-2" в лице конкурсного управляющего Булда В.Н. обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа приходит к следующему заключению.
Право заинтересованного лица обжаловать в судебном порядке решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица предоставлено пунктом 1 статьи 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
На основании подпункта 1, 10 пункта 4 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" уполномоченный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, функции и полномочия собственника имущества Республики Крым; согласовывает уставы предприятий и учреждений.
Согласно "Положению о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым", утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157, Минимущество в пределах своей компетенции и в соответствии с предоставленными полномочиями выступает в порядке, установленном законодательством, учредителем государственных предприятий, учреждений, отнесенных к ведению Минимущества, утверждает их уставы, формирует, изменяет их уставный фонд, а также контролирует использование их резервных и иных фондов, принимает решения о проведении аудиторских проверок.
Предприятие "Трест "Крымспецагрострой-2" согласно постановлению Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15.03.2000 N 982-2/2000 "О составе имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым", а также постановлению Совета министров Автономной Республики Крым от 24.04.2007 N 240 "Об управлении имуществом" входило в состав имущества, принадлежащего Республике Крым и находилось в сфере управления Республиканского комитета Автономной Республики Крым по делам межнациональных отношений и депортированных граждан.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", действующего с 01.07.2014 (далее - Закон N 52-ФЗ), в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.03.2015.
Однако для организаций, в отношении которых осуществляются процедуры несостоятельности Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) установлен иной срок приведения учредительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 7 статьи 19 Закон N 52-ФЗ обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако, на основании пункта 15 статьи 1 Закона N 154-ФЗ в случае введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника - юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", положения пункта 7 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не применяются.
Согласно части 16 статьи 1 Закона N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу Закона N 154-ФЗ 30.06.2015 сведения о должнике - юридическом лице не внесены в единый государственный реестр юридических лиц, арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом в деле о банкротстве должника в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", обязан обратиться с заявлением о внесении сведений о должнике - юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц не ранее даты введения арбитражным судом в соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 154-ФЗ процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и не позднее окончания соответствующей процедуры.
Предусмотренные частью 16 статьи 1 Закона N 154-ФЗ процедуры осуществляются по правилам статьи 19 вышеуказанного Закона N 52-ФЗ.
Из пунктов 5, 6 статьи 19 Закона N 52-ФЗ следует, что указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202 ГК РФ) становится право Российской Федерации. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 Кодекса.
Законом N 154-ФЗ в пункт 5 статьи 19 Закона N 52-ФЗ введен абзац 2, согласно которому особенности несостоятельности (банкротства) указанных в пункте 1 настоящей статьи юридических лиц регулируются законодательством Российской Федерации с момента вынесения определения о назначении судебного заседания по рассмотрению вопроса о принятии решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, Закон N 52-ФЗ предусматривал право предприятия на приведение своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации. Закон N 154-ФЗ установил в свою очередь для организаций, в отношении которых осуществляются процедуры несостоятельности по Российскому Законодательству, обязанность арбитражного управляющего обратиться с заявлением о внесении сведений о должнике - юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц и специальный срок для такого обращения после 30.06.2015. При этом данная обязанность арбитражного управляющего не может быть осуществлена без внесения изменений в учредительные документы должника - Предприятия "Трест "Крымспецагрострой-2" с целью приведения их в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Указанные законоположения связаны с порядком приобретения указанными организациями прав и обязанности российских организаций, распространения на них требований Закона о несостоятельности.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 28.09.2017 N 1961-О отметил, что положения Закона N 52-ФЗ, пунктов 1 и 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 1 Закона N 154-ФЗ не ограничивают юридическое лицо, созданное ранее на территории Украины и ликвидируемое после 18.03.2014, в праве на внесение сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц, но закрепляют специальные меры, связанные с особым случаем - образованием в составе Российской Федерации новых субъектов и направлены на обеспечение прав указанной в них категории юридических лиц и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы в качестве конкурсного управляющего.
Кроме того, обращает на себя внимание следующее.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 154-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи должника не введена процедура, применяемая в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не позднее чем через тридцать дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Арбитражным судом Республики Крым или Арбитражным судом города Севастополя, которым в установленном Федеральным законом от 23.06.2014 N 154-ФЗ "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядке передано соответствующее дело о банкротстве (далее - арбитражный суд), выносится определение о назначении судебного заседания по рассмотрению вопроса о принятии решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Судебное заседание проводится не ранее чем через шестьдесят дней с даты вынесения определения о назначении судебного заседания по рассмотрению вопроса о принятии решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктами 5 и 6 той же статьи по результатам рассмотрения вопроса о принятии решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд:
1) выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, разработанным и представленным должником;
2) при отсутствии предусмотренных настоящей частью оснований для введения финансового оздоровления выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
3) при наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и при отсутствии предусмотренных настоящей частью оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
4) прекращает производство по делу о банкротстве.
С даты вынесения арбитражным судом в соответствии с частью 5 настоящей статьи определения или принятия решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Как следует из обстоятельств настоящего дела, введение в отношении должника как процедуры наблюдения, так и процедуры внешнего управления уже осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации. Определение о введении внешнего управления было вынесено по делу N А83-2123/2009 Арбитражным судом Республики Крым 10.06.2015, то есть до вступления в силу Закона N 154-ФЗ с учетом решения первого собрания кредиторов от 05.05.2015.
Решение о внесении изменений в учредительные документы должника согласно части 16 Закона N 154-ФЗ, являющиеся основанием для внесения изменений в учредительные документы, принимаются первым собранием кредиторов.
Вместе с тем, Закон N 154-ФЗ не дает какого-либо специального определения понятию первого собрания кредиторов, в то время как согласно статье 72 Закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дату проведения первого собрания кредиторов определяет временный управляющий и первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. К участию в собрании кредиторов привлекается представитель собственника имущества должника.
В данном случае решение о внесении изменений в учредительные документы было принято по инициативе арбитражного управляющего на собрании кредиторов 17.08.2015, то есть не на первом собрании кредиторов, а на стадии процедуры внешнего управления и без участия представителя собственника имущества должника - Республики Крым.
Судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что принятие решения собранием кредиторов от 17.08.2015 о внесении изменений в учредительные документы должника, учредителем и собственником имущества которого является Республика Крым, само по себе не является достаточным для регистрации юридического лица, без учета требований Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N161-ФЗ), поскольку права учредителя и собственника предприятия, которым является Республика Крым, на момент проведения первого собрания кредиторов от 05.05.2015 прекращены не были и к арбитражному управляющему не переходили на основании статей 126, 129 Закона о несостоятельности.
Вопреки доводам кассационной жалобы такой вывод не означает, что обязанность арбитражного управляющего по обращению с заявлением о регистрации юридического лица не может быть исполнена только потому, что соответствующее решение о внесении изменений в учредительные документы должника принято не на собрании от 05.05.2015, но на собрании от 17.08.2015.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Закона N 161-ФЗ от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (пункт 1 статьи 8 Закона N 161- ФЗ). Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 161-ФЗ уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, изменения в устав предприятия, принятые решением собрания кредиторов подлежали утверждению органом, уполномоченным от имени Республики Крым выступать учредителем и собственником имущества.
На этом основании довод жалобы об отсутствии нарушения прав Минимущества подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона N 52-ФЗ, внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных в пункте 1 настоящей статьи юридических лицах осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Законом N 129-ФЗ и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Заявление о внесении сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (далее - заявление) представляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ.
Решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 настоящей статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.
Часть 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ устанавливает обязанность регистрирующего органа проверить достоверность включаемых в единый государственный реестр юридических лиц изменений устава юридического лица или иных данных, не связанных с изменениями устава.
В этой связи доводы кассационной жалобы об отсутствии такой обязанности у регистрирующего органа ошибочны и не соответствуют названным положениям части 3 статьи 51 ГК РФ и части 4 статьи 19 Закона N 52-ФЗ.
Согласно сведениям, указанным заявителем в заявлении формы Р18001 управляющей организацией ГУП "Трест "Крымспецагрострой-2" является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, размер уставного капитала - 17 400 000 рублей.
В пункте 1.1 устава ГУП "Трест "Крымспецагрострой-2", утверждённого протоколом собрания кредиторов от 17.08.2015, указано, что предприятие создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Законом N 161-ФЗ, и является правопреемником украинского предприятия: Предприятие "Трест "Крымспецагрострой-2", созданного в 1990 году.
В соответствии с пунктами 1.6, 1.7, 1.8 устава ГУП "Трест "Крымспецагрострой-2" учредителем предприятия и собственником имущества предприятия является Республика Крым. Правомочия собственника имущества предприятия осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Вместе с тем представленный в регистрирующий орган устав ГУП "Трест "Крымспецагрострой-2" в новой редакции утвержден протоколом собрания кредиторов от 17.08.2015, а не Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, как того требуют положения пункта 3 статьи 113 ГК РФ, пункта 2 статьи 9 Закона N 161-ФЗ.
Заслуживают внимание и доводы заявителя о том, что заявление о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ оформлено арбитражным управляющим по форме Р18001, не предусмотренной согласно приказу ФНС России от 09.06.2014 N ММВ-7-14/316@ для категории юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или участником которых является публично-правовое образование.
Согласно пункту 1 приложения N 2 Требования к оформлению заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (форма NР18001) данное заявление о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - заявление) оформляется в случае приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации учредительных документов юридического лица, которое имело в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридического лица, имущество которого находится в собственности публично-правового образования, или юридического лица, участником которого является публично-правовое образование).
Таким образом, представленные на регистрацию устав и заявление по форме N Р18001 не являются надлежащим образом оформленными документами, необходимыми для государственной регистрации.
Согласно подпунктам "а", "ж" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона. Нарушение требований к содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 12101/10, в случаях, если заявление, представленное для государственной регистрации содержит недостоверные сведения, регистрирующий орган правомерно расценивает такое заявление как не представленное в регистрирующий орган и, руководствуясь положениями подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, принимает решение об отказе в государственной регистрации.
При таких обстоятельствах доводы арбитражного управляющего получили надлежащую оценку суда апелляционной инстанции, обжалуемое постановление соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2017 по делу N А83-5289/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.