г.Калуга |
|
4 декабря 2017 г. |
Дело N А83-880/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 ноября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 4 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Чаусовой Е.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
при участии в заседании представителей:
от ИП Нагурного Олега Николаевича (299058, Республика Крым, г.Севастополь, ул.Героев Бреста, д.49, кв.46): Рейтенбах И.В. по доверенности от 07.03.2017 N 92АА0291388,
от Государственного комитета ветеринарии Республики Крым (295022, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Жени Дерюгиной, д.5а): не явились, извещены надлежаще,
от Совета Министров Республики Крым (295000, Республика Крым, г.Симферополь, пр.Кирова, д.13): не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Государственного комитета ветеринарии Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 (судьи Котлярова Е.Л., Гонтарь В.И., Оликова Л.Н.) по делу N А83-880/2017,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Нагурный Олег Николаевич (далее - Нагурный О.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к заместителю председателя Государственного комитета ветеринарии Республики Крым заместителя Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Крым Умеров Э.В. о признании незаконным постановления N 03-001 по делу об административном правонарушении от 25.01.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.06.2017 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 решение суда области отменено. Признано незаконным и отменено постановление Государственного комитета ветеринарии Республики Крым N 03-001 от 25.01.2017.
Не согласившись с апелляционным постановлением, Государственный комитет Республики Крым (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, представитель предпринимателя возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поддержал доводы, изложенные в ранее направленном отзыве.
Представитель комитета, извещенный надлежащим образом, явку полномочного представителя не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами, Указом Главы Республики Крым от 04.01.2017 N 1-У установлены ограничительные мероприятия (карантин) по африканской чуме свиней в личных подсобных хозяйствах Завалишина И.Г., Мурашова А.И. и Дедкова А.В. в с. Дмитровка Советского района Республики Крым.
05.01.2017 Указом Главы Республики Крым от 05.01.2017 N 2-У установлены ограничительные мероприятия (карантин) по африканской чуме свиней в личных подсобных хозяйствах Черенова В.Б. и Верхогляда О.В. в с. Дмитровка Советского района Республики Крым.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 05.01.2017 N 2-р "Об организации и проведении отчуждения свиней на территории первой угрожаемой зоны" были созданы рабочие группы по отчуждению свиней в первой угрожаемой зоне эпизоотических очагов заболевания чумой свиней на территории с. Дмитровка Дмитровского района Советского района Республики Крым
В этот же день заместителем Руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и г. Севастополь было принято Решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
08.01.2017 уполномоченными лицами ветеринарной службы составлен Акт об отказе в отчуждении и изъятии животных Нагурным О.Н., который был предупрежден о соответствующих действиях по отчуждению свиней в телефонном режиме.
09.01.2017 комитетом вынесено письменное Требование N 01-15/2-94/1 о предоставлении в течение 24-х часов свиней, содержащихся в свиноводческом хозяйстве ИП Нагурного О.Н. (Советский район, за пределами населенного пункта с.Дмитровка, территории СТФ).
По факту неисполнения требования 12.01.2017 комитетом составлен протокол N 03-001 об административном правонарушении в отношении Нагурного О.Н. по части второй статьи 10.6 КоАП РФ, а 25.01.2017 комитетом вынесено постановление N 03-001 по делу об административном правонарушении, которым ИП Нагурный О.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного части второй статьи 10.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7000 рублей.
Несогласие с указанным постановлением послужило поводом для обращения предпринимателя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование предпринимателя.
Суд округа поддерживает вывод суда апелляционной инстанции, учитывая следующее.
В соответствии частью 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 10.6 КоАП РФ, является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животный мир, здоровье людей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ, составляют противоправные действия или бездействие лиц, не исполняющих требования правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность карантинирования животных и соблюдения других ветеринарно-санитарных правил.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, целью данной статьи является предупреждение с помощью административно-правовых средств распространения заразных, инфекционных болезней, опасных для человека и животных, а также отравлений людей некачественными пищевыми продуктами животного происхождения.
В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны в том числе соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращения распространения и ликвидации очагов африканской чумы свиней утверждены приказом Минсельхоза РФ от 31.05.2016 года N 213
В силу положений пунктов 20-21 Ветеринарных правил руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть определены эпизоотический очаг (очаги), инфицированный объект (объекты), иные указанные в пункте 11 настоящих Правил объекты в зависимости от места, где установлено заболевание АЧС, первая угрожаемая зона (территория, прилегающая к эпизоотическому очагу, радиус которой составляет не менее 5 км от его границ и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между населенными пунктами, хозяйствами, расположенными в этой зоне, и в эпизоотическом очаге), вторая угрожаемая зона (прилегающая к первой угрожаемой зоне территория, радиус которой составляет до 100 км от границ эпизоотического очага и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между населенными пунктами, хозяйствами, расположенными в этой зоне и в эпизоотическом очаге) и указан перечень вводимых ограничительных мероприятий, а также срок, на который устанавливается ограничительные мероприятия (карантин).
Пункт 6 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310) устанавливает, что Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта Российской Федерации при получении указанной в пункте 4 настоящих Правил информации немедленно направляет в письменной форме информацию о выявлении на закрепленной за ним территории очага особо опасных болезней животных в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в 2-дневный срок с даты получения указанной в пункте 6 настоящих Правил информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению N 1. Указанное решение направляется главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации, государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также для принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства - руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 310 исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения.
Пункт 8 Правил N 310 определяет, что организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Соответствующее правовое регулирование на территории Республики Крым осуществляется также в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 01.02.2016 N26, которым утвержден Порядок организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Республики Крым.
Основанием для отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства является распоряжение Совета министров Республики Крым, принятое по представлению Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Крым, подготовленному на основании решения территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 года N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" (пункт 2).
Гражданам и юридическим лицам - собственникам животных и продуктов животноводства, подлежащих отчуждению и изъятию, направляется (вручается) копия распоряжения Совета министров Республики Крым о проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 4 ).
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывал отсутствие в материалах дела соответствующего решения, вынесенного в отношении Нагурного О.Н. до даты 08.01.2017 (даты составления акта об отказе в отчуждении и изъятии животных), а также недоказанности факта направления данного решения в адрес предпринимателя.
При этом до указанной даты были изданы Указ Главы РК от 04.01.2017 N 1-У, Указ Главы РК от 05.01.2017 N 2-У, которые содержали указание на личные подсобные хозяйства конкретных физических лиц. Именно на указанные акты имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении.
Судом апелляционной инстанции было обоснованно принято во внимание, что Советом министров Республики Крым 19.01.2017 вынесено Распоряжение N 18-р "Об организации и проведении отчуждения свиней на территории первой угрожаемой зоны у ИП Нагурного О.Н.", пунктом 1 которого предписано Республиканской чрезвычайной противоэпизоотической комиссии создать рабочую группу по отчуждению свиней у ИП Нагурного О.Н.
Во исполнение указанного распоряжения у ИП Нагурного О.Н. изъято 183 свиньи суммарным весом 16 703,6 кг, что подтверждается актом об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасных болезней животных от 20.01.2017.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях предпринимателя события административного правонарушения.
При этом апелляционным судом также обоснованно учтено следующее.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как указывалось ранее, переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений ст. 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
На основании изложенного суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что судом апелляционной инстанции судебный акт принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и при правильном применении норм материального права, а заявленные в кассационной жалобе направлены исключительно на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 по делу N А83-880/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.