г.Калуга |
|
12 декабря 2017 г. |
Дело N А23-7863/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 5 декабря 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Смолко С.И.
|
при участии в заседании представителей:
от сельскохозяйственной артели "Колхоз "Маяк" (249137, Калужская область, Перемышльский район, д. Горки): Галанкина Н.В. по доверенности от 12.01.2017, Кукушкина А.И. по доверенности от 12.01.2017,
от Государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (248000, г.Калуга, ул.Академика Королева, д.22): Гущина И.Г. по доверенности от 13.03.2017 N 14,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калужской области от 17.05.2017 (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Рыжова Е.В.) по делу N А23-7863/2016,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственная артель "Колхоз "Маяк" (далее - заявитель, СХА "Колхоз "Маяк") обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании незаконным решения от 29.08.2016 N 6631 и о признании недействительным приказа 26.07.2016 N 837 об отмене скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 17.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, фонд обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель заявителя, напротив, возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поддержал доводы, изложенные в ранее направленном отзыве, просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителей, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установлено судами, СХА "Колхоз "Маяк" 22.10.2015 обратилась в фонд с заявлением на установление скидки к страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год. Скидка установлена в размере 40%, о чем издан приказ от 29.10.2015 N 1477 тс.
Заявителю направлено уведомление от 29.03.2016 об установлении скидки к страховому тарифу на взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 40%.
26.07.2016 фондом проведена камеральная проверка СХА "Колхоз "Маяк" за 6 месяцев 2016 года на основании расчета (форма 4-ФСС) и приказа об установление скидки к страховому тарифу от 29.10.2015 N 1477-тс, результаты которой оформлены актом N 6631.
В ходе проверки установлено, что коль скоро СХА "Колхоз "Маяк" на дату подачи заявления на установление скидки к страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год на 22.10.2015 не соблюдено одно из условий предоставления скидки - своевременная уплата текущих страховых взносов, решение о предоставлении скидки подлежит отмене. В этой связи за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 доначислены страховые взносы в размере 110 757, 87 руб.
Фондом на основании указанного акта и п. 68 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по установлению страхователям скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.09.2012 N 177н (далее - Приказ Минтруда N 177н), вынесен приказ от 26.07.2016 N 837 об отмене скидки к страховому тарифу на 2016 год.
Также по результатам рассмотрения акта от 26.07.2016 N 6631 фондом принято решение от 29.08.2016 N 6631 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предложено уплатить недоимку в сумме 110 757, 85 руб. В последующем 21.09.2016 направлено требование об уплате указанной недоимки.
Не согласившись с данными приказом и решением, СХА "Колхоз "Маяк" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования заявителя, обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидок или надбавок, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Правительством Российской Федерации постановлением от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются: а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка; б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
Исходя из анализа данной нормы, перед вынесением приказа об установлении скидки, соответствующие условия должны быть предметом выяснения должностным лицом. В данном случае они должны были быть подвергнуты проверке по состоянию на 29.10.2015.
Пункты 1, 2 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ определили расчетным периодом по страховым взносам календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 9 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страхователи производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, а также скидки (надбавки) к страховому тарифу за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти.
Территориальный орган ФСС РФ вправе проводить камеральную и выездную проверки страхователя. Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением страхователем законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на травматизм страховщику, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения (ст. 26.14 Закона N 125-ФЗ).
Камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика. Данная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета.
Из акта камеральной проверки следует, что проверка проведена инспектором за 6 месяцев 2016 года, при этом фактически указано на нарушение сроков уплаты текущих страховых взносов в 2015 году.
Между тем, как верно отмечено судами, ранее период 2015 года и 1,2 кварталы 2016 года были предметом камеральных проверок. Нарушений порядка и сроков уплаты страховых взносов в указанных периодах не установлено.
Фонд, как и прежде, указывает на возможность отмены ранее вынесенного приказа об установлении скидки, ссылаясь на пункт 68 Приказа Минтруда N 177н, согласно которому текущий контроль за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами территориальных органов Фонда положений Регламента и иных нормативных правовых актов при предоставлении государственной услуги осуществляется постоянно путем проведения проверок руководителем структурного подразделения Фонда, территориального органа Фонда в соответствии с положениями о структурных подразделениях Фонда и территориальных органах Фонда.
Порядок и форма проведения данных проверок в рамках текущего контроля не установлены.
При этом, как верно указали суды, оспариваемый приказ вынесен на основании акта камеральной проверки от 26.07.2016 N 6631.
Одновременно в решении от 29.08.2016 N 6631 нет ссылки на приказ от 26.07.2016 N 837 об отмене скидки к страховому тарифу на 2016 год.
В этой связи, какой-либо проверки законности принятого Фондом решения о предоставлении скидки вышестоящим органом либо иным, компетентным в области осуществления надзора за законностью органом, не проводилось.
В отсутствие самостоятельной проверки данных о соблюдении пункта 8 Правил действующим законодательством не предусмотрен механизм и основания для отмены ранее установленной скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование.
Вопрос о порядке и сроках направления приказа был предметом исследования судами, которые установили, что приказ об отмене скидки к страховому тарифу от 26.07.2016 N 837 направлен в адрес СХА "Колхоз "Маяк" лишь только 04.10.2016. Данные обстоятельства переоценке судом округа не подлежат.
Доводы о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях получили надлежащую оценку судом апелляционной инстанции. Руководствуясь положениями статьи 49 АПК РФ, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", апелляционный суд обоснованно учел, что обстоятельства, на которых основывает свое требование заявитель, не были изменены им. Уточнив заявленные требования, сельскохозяйственная артель "Колхоз "Маяк" не привела новых доказательств, которые не были известны фонду, поэтому суд правомерно принял уточнение заявленных требований. Более того, приняв уточнение предмета заявленного требования, суд не допустил процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 17.05.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 по делу N А23-7863/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 9 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страхователи производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, а также скидки (надбавки) к страховому тарифу за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
...
Территориальный орган ФСС РФ вправе проводить камеральную и выездную проверки страхователя. Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением страхователем законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на травматизм страховщику, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения (ст. 26.14 Закона N 125-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 декабря 2017 г. N Ф10-5132/17 по делу N А23-7863/2016