г.Калуга |
|
14 декабря 2017 г. |
Дело N А14-17165/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Ивановой М.Ю., Толкачевой И.Ю.
при участии от Министерства обороны Российской Федерации (город Москва) Раевской Ю.А. по доверенности от 28.12.2016 N 212/1/373, от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" Золотухиной А.Ю. по доверенности от 21.07.2017 N 01-17-06,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации (город Воронеж) и Министерства обороны Российской Федерации (город Москва) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.05.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 по делу N А14-17165/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж", ОГРН 1033600131366, ИНН 3663046559 (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации (город Москва), ОГРН 1123668041958, ИНН 3661057435 (далее - ВУНЦ ВВС "ВВА") о взыскании 45 000 руб. 00 коп. задолженности за тепловую энергию на нужды ГВС, поставленную за период с 01.08.2016 по 31.08.2016 на объекты: 1. нежилое здание - столовая на 1000 мест, площадью 6006,3 кв. м, кадастровый номер 36:34:0404067:1347, по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153; 2. нежилое здание - кадетская инженерная школа, площадью 6355,2 кв. м, кадастровый номер 36:34:0404067:1336, по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153, и 5000 руб. 00 коп. пени за просрочку оплаты на основании статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), начисленной за период с 11.09.2016 по 24.11.2016.
В заявлении от 23.12.2016 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил требования, согласно которым просит взыскать с ВУНЦ ВВС "ВВА" 526 594 руб. 88 коп. задолженности за тепловую энергию на нужды ГВС, поставленную за период с 01.08.2016 по 31.08.2016 на объекты: 1. нежилое здание - столовая на 1000 мест, площадью 6006,3 кв. м, кадастровый номер 36:34:0404067:1347, по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153; 2. нежилое здание - кадетская инженерная школа, площадью 6355,2 кв. м, кадастровый номер 36:34:0404067:1336, по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153; 3. нежилое помещение - учебный корпус, площадью 9963,16 кв.м, по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153/5, и 41 100 руб. 73 коп. пени на основании статьи 15 Закона N 190-ФЗ, за период с 11.09.2016 по 22.12.2016.
Определением от 21.02.2017 суд в соответствии со статьями 46 и 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации (город Москва), ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Минобороны России) и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ").
В судебном заседании 21.02.2017 истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования, просил взыскать с ВУНЦ ВВС "ВВА", а в случае отсутствия или недостаточности имущества у ВУНЦ ВВС "ВВА", в порядке субсидиарной ответственности с Минобороны России за счет средств казны Российской Федерации 526 594 руб. 88 коп. задолженности за тепловую энергию на нужды ГВС, поставленную за период с 01.08.2016 по 31.08.2016 на объекты: 1. нежилое здание - столовая на 1000 мест, площадью 6006,3 кв. м, кадастровый номер 36:34:0404067:1347, по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153; 2. нежилое здание - кадетская инженерная школа, площадью 6355,2 кв. м, кадастровый номер 36:34:0404067:1336, по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153; 3. нежилое помещение - учебный корпус, площадью 9963,16 кв.м, по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153/5, и 65 834 руб. 89 коп. пени на основании статьи 15 Закона N 190-ФЗ, за период с 11.09.2016 по 21.02.2017.
Определением председателя второго судебного состава от 02.05.2017 в связи с прекращением полномочий и уходом в отставку судьи Шулеповой Л.В. дело передано на рассмотрение судье Сазыкиной А.В.
В судебном заседании 17.05.2017 истец в соответствии со статьей 49 АПК РФ уточнил требования в части взыскания пени, увеличив сумму до 92 722 руб. 83 коп. и изменив период начисления - с 11.09.2016 по 17.05.2017, требования о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию оставил без изменения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.05.2017 (судья Сазыкина А.В.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 (судьи Колянчикова Л.А., Андреещева Н.Л., Маховая Е.В.), исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ВУНЦ ВВС "ВВА" и Минобороны России обратились в Арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами. ВУНЦ ВВС "ВВА" в кассационной жалобе просит отменить указанные судебные акты вследствие неверного толкования имеющих значение для дела обстоятельств, и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области. Минобороны России в кассационной жалобе просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению ВУНЦ ВВС "ВВА" и Минобороны России судами нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявители жалобы указывают, что ВУНЦ ВВС "ВВА" не является надлежащим ответчиком по делу, истцом неправомерно определен объем потребленной тепловой энергии расчетным способом при наличии индивидуальных приборов учета и принятии их в эксплуатацию, а также начислены пени без уведомления ВУНЦ ВВС "ВВА".
Представитель Минобороны России в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе; согласился с доводами, изложенными в жалобе ВУНЦ ВВС "ВВА".
ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" в возражениях на кассационные жалобы и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции с доводами, изложенными в жалобах, не согласились, просят судебные акты первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
ВУНЦ ВВС "ВВА" и АО "ГУ ЖКХ", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационных жалоб в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационных жалобах и в возражениях на них, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей Минобороны России и ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и видно из материалов дела, 21.09.2015 Минобороны России (государственный заказчик) и АО "ГУ ЖКХ" (исполнитель) заключен государственной контракт N 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (далее - контракт N 5-ТХ), по условиям которого исполнитель обязался, в установленный контрактом срок, оказать услуги по поддержанию резервной мощности в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом, а государственный заказчик - организовать прием услуг в объеме и сроки и на условиях, установленных контрактом, а также оплатить фактический объем оказанных услуг.
Срок действия контракта N 5-ТХ согласован сторонами в пункте 12.1 - с момента его подписания по 31.12.2016.
В приложении N 15 к контракту N 5-ТХ стороны согласовали перечень точек поставки услуг, в который входит, в том числе объект по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153.
Также 01.11.2015 ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" (теплоснабжающая организация) и АО "ГУ ЖКХ" (потребитель) заключен государственный контракт N БФ-1600 на отпуск тепловой энергии и горячей воды для федеральных нужд (далее - контракт N БФ-1600), согласно которому ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" обязалось подавать тепловую энергию в виде горячей воды на цели отопления, приготовления горячей воды, вентиляции и горячую воду, в том числе для зданий и сооружений ВУНЦ ВВС "ВВА" в городе Воронеже, а потребитель - принимать отпущенный ему энергоресурс, использовать его по назначению и полностью оплачивать.
Срок действия контракта N БФ-1600 сторонами согласован на срок с 01.11.2015 по 31.10.2016.
Во исполнение условий контракта истец в период с 01.08.2016 по 31.08.2016 осуществил поставку тепловой энергии на нужды ГВС на объекты ответчика, а именно: учебный корпус, площадью 9963,16 кв.м, расположенный по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153/5; столовую на 1000 мест, площадью 6006,3 кв. м, кадастровый номер: 36:34:0404067:1347 и кадетскую инженерную школу, площадью 6355,2 кв. м, кадастровый номер: 36:34:0404067:1336, расположенных по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153. Данные объекты принадлежат на праве собственности Российской Федерации и переданы на праве оперативного управления ВУНЦ ВВС "ВВА".
Факт приема-передачи указанного федерального имущества в оперативное управление ВУНЦ ВВС "ВВА" подтверждается актом от 24.03.2016.
Ответчик оплату за поставленную тепловую энергию не произвел, в связи, с чем его задолженность за период с 01.08.2016 по 31.08.2016 составила 526 594 руб. 88 коп.
Ссылаясь на то, что фактически поставленный ресурс на данные объекты в спорный период ответчиком не оплачен, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ фактическое потребление тепловой энергии следует рассматривать как акцепт оферты, отсутствие письменного договора не препятствует энергоснабжающей организации обратиться в суд с требованием о взыскании с потребителя задолженности за фактически потребленную энергию.
Пунктом 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Таким образом, отсутствие в спорный период письменного договора теплоснабжения сторон не освобождает заявителя, фактически получившего тепловой ресурс, от обязанности оплатить поставленную энергию.
Как следует из дела, спорные объекты ответчика, на которые осуществлялась поставка тепловой энергии на нужды ГВС являются объектами федеральной собственности, и переданы в оперативное управление ВУНЦ ВВС "ВВА" на основании приказа Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 25.01.2016 N 72 по акту приема-передачи федерального имущества в оперативное управление от 24.03.2016.
Факт поставки истцом тепловой энергии в виде горячей воды в спорный период в вышеуказанные нежилые здания, ее объем подтверждаются материалами дела, в том числе актами оказания услуг, счетами на оплату, счетами-фактурами, и не оспариваются ответчиками.
Стоимость потребленной тепловой энергии определена истцом на основании тарифа на тепловую энергию, утвержденного приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2015 N 62/29.
В связи с отсутствием у ВУНЦ ВВС "ВВА" акта ввода в эксплуатацию узла учета, расчет объема тепловой энергии на горячее водоснабжение за период с 01.08.2016 по 31.08.2016 производился ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" расчетным способом.
В материалы дела представлено письмо ВУНЦ ВВС "ВВА" от 01.09.2016 N 1/1070, в котором оно просило допустить узлы учета тепловой энергии в коммерческую эксплуатацию. ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" в ответчиком письме от 08.09.2016 N 1085 сообщило ответчику о необходимости предоставления в теплоснабжающую организацию пакета документов для допуска узлов учета тепловой энергии в коммерческую эксплуатацию, которые ответчик не представил, в связи с чем допуск узлов учета тепловой энергии в коммерческую эксплуатацию не осуществлен.
Представленный истцом расчет стоимости полученной вышеуказанными нежилыми объектами энергии в период с 01.08.2016 по 31.08.2016 проверен судами, признан арифметически верным и соответствующим положениям законодательства о теплоснабжении, действующего в данный период потребления.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в указанный период поставка теплового ресурса в отношении данных объектов осуществлялась иной теплоснабжающей организацией, в материалы дела в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Исходя из вышеизложенного, выводы суда о правомерности требований истца о взыскании с ВУНЦ ВВС "ВВА" 526 594 руб. 88 коп. задолженности за фактически поставленный ресурс в спорный период, а также 92 722 руб. 83 коп. неустойки за период с 11.09.2016 по 17.05.2017, начисленной в порядке пункта 9.1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ за нарушение потребителем сроков оплаты теплоэнергии, являются обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам по делу.
Контррасчет объема тепловой энергии для нужд ГВС за спорный период по указанным выше объектам, а также доказательств введения в эксплуатацию в установленном законом порядке приборов учета тепловой энергии на них, в материалы дела в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило.
В случае недостаточности у ВУНЦ ВВС "ВВА" денежных средств и имущества для погашения спорной задолженности судом правомерно привлечена к субсидиарной ответственности Российская Федерация в лице Минобороны России за счет казны Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 123.21, пунктами 4-6 статьи 123.22, пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, статьями 158, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом подпункта 71 пункта 7, подпункта 31 пункта 9, пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что ВУНЦ ВВС "ВВА" и Минобороны России являются ненадлежащими ответчиками по настоящему требованию, поскольку в соответствии с контрактом N 5-ТХ единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015 - 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных учреждений, определено АО "ГУ ЖКХ", были предметом исследования арбитражного суда, получили надлежащую оценку и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами факт заключения ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" и АО "ГУ ЖКХ" самостоятельного контракта N БФ-1600 на отпуск тепловой энергии и горячей воды для федеральных нужд на объекты, подведомственные Минобороны России, перечень которых согласован в приложении N 1, и спорные объекты, находящиеся в оперативном управлении ВУНЦ ВВС "ВВА", в данный перечень не входят.
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в письме от 21.07.2016 N 141/22035 указывает, что по состоянию на июль 2016 года сети, посредством которых осуществляется теплоснабжение спорных объектов, не были переданы в безвозмездное пользование АО "ГУ ЖКХ".
Письмом АО "ГУ ЖКХ" от 19.06.2017 N 1461/Исх17 подтверждается, что сети теплоснабжения спорных объектов ему не передавались.
Документальные доказательства, опровергающие данные сведения и подтверждающие передачу спорных объектов в эксплуатацию АО "ГУ ЖКХ", в материалах дела отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что в спорный период АО "ГУ ЖКХ" не являлось организацией, обеспечивающей поставку на указанные объекты тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения.
Принимая во внимание, что сам факт поставки ресурса заявителями не оспаривается, суд правомерно признал ВУНЦ ВВС "ВВА" и Минобороны России надлежащими ответчиками по требованию ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" о взыскании стоимости полученного ресурса.
Довод заявителей о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора в отношении задолженности за поставку горячей воды в учебный корпус, расположенный по адресу: город Воронеж, улица Краснознаменная, дом 153/5, обоснованно признан судом несостоятельными, поскольку предмет иска (денежное требование о взыскании задолженности за поставку энергоресурса за период с 01.08.2016 по 31.08.2016) тождественен требованиям, изложенным в претензии истца, направляемой основному должнику, и имеющейся в материалах дела. При этом увеличение суммы исковых требований по сравнению с указанными в претензии не может быть признано безусловным основанием, подтверждающим несоблюдение истцом претензионного порядка разрешения спора.
Ссылка заявителя на необоснованное применение расчетного метода при определении объема поставленного ресурса не может быть принята во внимание суда ввиду отсутствия в деле надлежащих доказательств, подтверждающих произведенный в установленном порядке в спорный период ввод в эксплуатацию узла учета, установленного на спорном объекте.
Иные доводы кассационных жалоб были предметами оценки арбитражных судов и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу обжалуемых судебных актов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены оспариваемых судебных актов, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При подаче кассационной жалобы ВУНЦ ВВС "ВВА" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в сумме 3000 руб. 00 коп. за рассмотрение кассационной жалобы, которая подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.05.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 по делу N А14-17165/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1123668041958, ИНН 3661057435) в доход федерального бюджета 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
М.Ю. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.