14 декабря 2017 г. |
Дело N А14-974/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Егорова Е.И. |
|
Радюгиной Е.А. |
при участии в заседании:
от ООО "РУСАГРО-ТАМБОВ" 393401, Тамбовская обл., р.п.Знаменка ОГРН 1166820058570
от Воронежской таможни 394030, г.Воронеж, ул.40 лет Октября, д.16 ОГРН 1023601540830 |
Ширяева А.В. - представитель, дов. от 20.01.17г. N 7
Чапской Ю.В. - представитель, дов. от 19.11.15г. N 07-59/31 Кузнецова В.В. - представитель, дов. от 28.11.17г. N 07-53/32 Кузнецовой О.В. - представитель, дов. от 21.11.167г. N 07-53/31 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Воронежской таможни на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.17г. (судьи М.Б.Осипова, Т.Л.Михайлова, Н.А.Ольшанская) по делу N А14-974/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РУСАГРО-ТАМБОВ" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными решения Воронежской таможни (далее - Таможня) от 06.12.16г. N РКТ-10104000-16/000049 о корректировке сведений в таможенной декларации N 10104100/230514/0001169 и требования от 28.12.16г. N 271 об уплате таможенных платежей/пеней/процентов на общую сумму 2115150,82 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.06.17г. в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.17г. решение суда первой инстанции отменено, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Обществом по декларации на товары N 10104100/230514/0001169 был задекларирован товар "оборудование для первичной обработки (мойки) свеклы - форсуночно-роликовую мойка", классификация товара по ТН ВЭД ЕАЭС была произведена по коду 8438300000 "оборудование для промышленного приготовления или производства пищевых продуктов или напитков, в другом месте данной группы не поименованное или не включенное; оборудование для сахарной промышленности".
По результатам проведенной проверки, на основании п.3 ст.52 ТК ТС Таможней принято решение о классификации от 06.12.16г. N РКТ-10104100-16/000049, согласно которому товар по указанной декларации был классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8424 89 000 9 "механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства, прочие, прочие".
На основании принятого решения по классификации товара Таможней 08.12.16г. принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10104100/230514/0001169 и 28.12.16г. направлено в адрес Общества требование об уплате таможенных платежей N 271 на сумму 2115150,82 руб., в том числе 1640234,57 руб. - таможенные платежи и 474916,25 руб. - пени.
Считая действия Таможни незаконными, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции согласился с доводами Таможни о том, что ввезенный Обществом товар надлежит классифицировать по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8424 89 000 9.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление Общества, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частью 5 ст.200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Верховным Судом Российской Федерации в п.20 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" от 12.05.16г. N 18 разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании п.п.6, 7 ст.52 ТК ТС решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару. Основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа предусмотренного п.3 ст.52 ТК ТС основания для принятия решения об иной классификации товара.
В соответствии с п.3 ст.52 ТК ТС в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со ст.9 ТК ТС.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с п.1 ст.106 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.10г. N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ), товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и указанным Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно п.3 ст.106 Закона N 311-ФЗ при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.12г. N 54 утверждены и введены в действие с 23.08.12г. единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым предусмотрены Основные правила интерпретации (ОПИ ТН ВЭД).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
В соответствии с правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей ОПИ 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группа, если в контексте не оговорено иное.
В силу Правила 1 ОПИ ТН ВЭД наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляются исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями правил 1, 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей правила 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное. Правила 1 - 5 применимы для классификации на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что, между тем, не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что функцией спорного товара является мойка свеклы с использованием не только форсуночного механизма распыления воды, но и с использованием валов с резиновыми роликами, каждый из которых приводится в действие отдельными приводами для многократного вращения корнеплодов свеклы. А поскольку распыление воды через керамические форсунки не является функцией спорного товара, он не должен быть классифицирован в товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 8424, в которой подлежат классификации машины и устройства для метания, разбрызгивания или распыления пара, жидкостей или твердых материалов (например песка, порошков, гранул, щебня или металлических абразивов) в виде струи, дисперсии или брызг.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил доводы Таможни о том, что спорный товар непосредственно не предназначен для промышленного производства пищевых продуктов. Суд обоснованно указал, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается применение спорного оборудования для получения окончательного продукта - сахара-песка, на первом этапе его производства - подготовительном, включающим в себя подачу свеклы, её мойку и отделение примесей.
Также обоснованно суд апелляционной инстанции отклонил доводы Таможни о том, что по заявленному Обществом коду ТН ВЭД ЕАЭС могут классифицироваться лишь свекломойки, в которых мешалки или аналогичные механизмы вращаются в больших корытах, чанах и т.п., указав, что с учетом характеристик товара, его функционального назначения, сведений о нем в документах производителя (фирмы Glass&Wolff, Германия) и описания товара, приведенного Обществом в декларации на товары N 10104100/230514/0001169 спорный товар является именно свекломойкой и может быть использован исключительно в сахарной промышленности.
С учетом этого, суд апелляционной инстанции обоснованно признал оспариваемое Обществом решение Таможни и направленное на его основании требование об уплате таможенных платежей недействительными.
Суд кассационной инстанции находит, что оценка представленных сторонами доказательств произведена судами с соблюдением положений ст.71 АПК РФ, основана на правильном применении судами норм материального права, а сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Все доводы Таможни, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, которые заявлялись Таможней при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Эти доводы проверены судом апелляционной инстанции и получили в принятом постановлении надлежащую правовую оценку.
Повторение этих же доводов в кассационной жалобе направлено на переоценку доказательств, что в силу положений ст.ст.286, 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2017 года по делу N А14-974/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.