г.Калуга |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А35-777/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 декабря 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Смирнова В.И.
|
при участии в заседании представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (305000, г.Курск, ул.Марата, д.9): Дерябина С.С. по доверенности от 12.12.2017 N 4158,
от Администрации Солдатского сельсовета Фатежского района Курской области (307106, Курская обл., Фатежский район, с.Солдатское): не явились, извещены надлежаще,
от ОБУ "Фонд имущества Курской области" (305007, г.Курск, ул. Моковская, д.2-г, каб.409): не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФАС по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 18.05.2017 (судья Суходольская Н.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А35-777/2017,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Солдатского сельсовета Фатежского района Курской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Курской области, Управление) от 15.12.2016 по делу N 02/08-127-2016.
К участию в настоящем деле в качестве третьего лица привлечено областное бюджетное учреждение "Фонд имущества Курской области".
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.05.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, 03.10.2016 Солдатским сельсоветом Фатежского района Курской области зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:25:000000:760 площадью 3 334 800 кв. м.
В отношении указанного земельного участка в адрес администрации поступали заявления от заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Указанные заявки были отклонены в связи с несоблюдением требованием Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) - не представлено доказательств использования этого земельного участка.
Также были поданы заявления о предоставлении земельного участка путем проведения аукциона.
16.11.2016 Администрацией принято постановление N 116 об объявлении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:760.
22.11.2016 постановлением Администрации N121 утверждена документация о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка, а 23.11.2016 на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение N221116/0147177/01 о проведении Администрацией открытого аукциона. Срок подачи заявок на участие в торгах установлен до 20.12.2016, дата проведения аукциона 26.12.2016.
02.12.2016 в Управление поступила жалоба ООО "Солдатское" на действия организатора торгов - Администрации при проведении открытого аукциона, которое полагало, что объявление торгов противоречит требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), а также указывало на нарушение порядка проведения торгов, установленного Законом N 101-ФЗ.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссией УФАС по Курской области вынесено решение от 15.12.2016 по делу 02/08-127-2016, согласно которому организатор торгов - Администрация Солдатского сельсовета Фатежского района Курской области признана нарушившей порядок организации торгов на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, пункт 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в части несоблюдения предусмотренного данной нормой закона срока, в течение которого гарантируется реализация преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка.
Антимонопольным органом в адрес Администрации было выдано предписание об аннулировании открытого аукциона N 221116/0147177/01 на право заключения договора аренды земельного участка, которое последним исполнено.
Не согласившись с решением УФАС, администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, удовлетворяя заявленные требования, верно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закон N 101- ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии не нарушения при этом требований к образуемым земельным участкам (пункт 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (абзац 2 пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101- ФЗ).
Вывод антимонопольного органа, содержащийся в оспариваемом решении, о том, что Администрация допустила нарушение требований статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ основан на том, что торги в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:760 проведены до окончания шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Отклоняя данный довод, суды правомерно учитывали, что поскольку до истечения 6-ти месячного срока с момента, когда за Администрацией было зарегистрировано право собственности и после истечения этого срока не было установлено лицо, которое имело бы право приобрести в собственность или аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 46:25:000000:760, то Администрация обоснованно реализовала право на проведение торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка.
Кроме того, суд округа находит правомерными выводы судов о том, что Управление вышло за пределы проверки при рассмотрении жалобы ООО "Солдатское" в силу следующего.
В статье 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что право на обжалование содержания конкурсной документации имеют только лица, подавшие заявку на участие в торгах. Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подававшим заявку на участие в торгах в случаях если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Действующее законодательство разграничивает порядок рассмотрения жалоб по Закону о защите конкуренции и по Закону о контрактной системе, тем самым разделяя содержание и объём отстаиваемых прав и интересов заявителя, в том числе и в зависимости от признания за ним статуса участника торгов.
На основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Статьей 22 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства. При этом функции и полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту конкуренции.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции перечислены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, судами установлено, что ООО "Солдатское" не подавало заявку на участие в торгах в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:760, его жалоба направлена на предмет проверки нарушения пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ по итогам мониторинга торгов на сайте www.torgi.gov.ru. Однако пункт 5.1 статьи 10 Закона N101-ФЗ не регулирует порядок размещения информации о проведении торгов.
Какие-либо нарушения порядка размещения информации о проведении торгов в рамках статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольным органом не выявлены.
Оспоренный ненормативный акт вынесен по результатам осуществления антимонопольным органом проверки соответствия процедуры организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, установленной Законом N 101-ФЗ, в связи с чем предметом рассмотрения жалобы ООО "Солдатское" должна являться именно проверка соответствия процедуры организации и проведения аукциона, а значит, Управление вышло за пределы проверки, поскольку им установлены иные нарушения в порядке реализации права аренды земельных участков, а не в процедуре организации и проведения аукциона.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 18.05.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017 по делу N А35-777/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.