Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2017 г. N Ф10-5316/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
24 августа 2017 г. |
Дело N A35-777/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Солдатского сельсовета Фатежского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дел;
от ОБУ "Фонд имущества Курской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 18.05.2017 по делу N А35-777/2017 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению Администрации Солдатского сельсовета Фатежского района Курской области о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 15.12.2016 по делу N 02/08-127-2016, третье лицо: ОБУ "Фонд имущества Курской области",
УСТАНОВИЛ:
Администрация Солдатского сельсовета Фатежского района Курской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Курской области, Управление) от 15.12.2016 по делу N 02/08-127-2016.
Определением суда от 15.03.2017 к участию в настоящем деле в качестве третьего лица привлечено областное бюджетное учреждение "Фонд имущества Курской области".
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 15.12.2016 по делу N 02/08-127-2016 признано незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФАС по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что оспариваемый акт является законным и соответствует положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и не нарушает права заявителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "9" часов "50" минут "17" августа 2017 года.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, 03.10.2016 Большеанненковским сельсоветом Фатежского района Курской области зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:25:000000:760 площадью 3 334 800 кв. м, выделенного из невостребованных земельных долей.
16.11.2016 Администрацией Солдатского сельсовета Фатежского района Курской области принято постановление N 116 об объявлении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:760, которым определен официальный сайт для размещения информации об аукционе www.torgi.gov.ru, сроки приема заявок на участие в аукционе (не менее 25 дней), в качестве специализированной организации по проведению торгов определено ОБУ "Фонд имущества Курской области".
22.11.2016 между Администрацией Солдатского сельсовета Фатежского района и областным бюджетным учреждением "Фонд имущества Курской области" был заключен контракт на оказание услуг по осуществлению функций специализированной организации по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, площадью 4127600 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Фатежский район, Солдатский сельсовет, кадастровый номер 46:25:000000:760.
22.11.2016 постановлением Администрации Большеанненковского сельсовета Фатежского района Курской области N 121 утверждена документация о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка.
23.11.2016 на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение N 221116/0147177/01 о проведении Администрацией муниципального образования "Солдатский сельсовет" Фатежского района Курской области открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка муниципальной собственности с кадастровым номером 46:25:000000:760, срок подачи заявок на участие в торгах установлен до 20.12.2016, дата проведения аукциона 26.12.2016.
02.12.2016 в Управление поступила жалоба ООО "Солдатское" на действия организатора торгов - Администрации муниципального образования "Солдатский сельсовет" Фатежского района Курской области при проведении открытого аукциона.
По мнению заявителя жалобы, объявление торов противоречит требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушен порядок проведения торгов, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
По жалобе ООО "Солдатское" Управлением было возбуждено дело N 02/08-127-2016 в отношении Администрации по признакам нарушения порядка организации торгов на право заключения договора аренды образованного земельного участка муниципальной собственности, обусловленному требованиями пункта 5.1 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N101-ФЗ, в части несоблюдения предусмотренного данной нормой срока, в течение которого гарантируется реализация преимущественного права аренды земельного участка.
15.12.2016 Комиссией УФАС по Курской области вынесено решение по делу 02/08-127-2016.
Организатор торгов - Администрация Солдатского сельсовета Фатежского района Курской области признана нарушившей порядок организации торгов на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, пункт 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в части несоблюдения предусмотренного данной нормой закона срока, в течение которого гарантируется реализация преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка.
Антимонопольным органом в адрес Администрации было выдано предписание об аннулировании открытого аукциона N 221116/0147177/01 на право заключения договора аренды земельного участка.
Предписание исполнено.
Не согласившись с решением УФАС, администрация обратилась в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по правилам данной статьи рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
Если такая продажа не состоялась, то орган местного самоуправления обязан выделить такую долю в участок в течение года со дня возникновения права муниципальной собственности на нее (абзац третий пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ)
В соответствии с абзацем 1 пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (абзац 2 пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101- ФЗ).
Таким образом, условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Оценив обстоятельства, установленные антимонопольным органом по делу 02/08-127-2016, суд первой инстанции не согласился с выводом УФАС по Курской области о несоблюдении Администрацией требований Федерального закона N 101-ФЗ.
Из представленных документов усматривается, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:25:000000:760 в адрес Администрации Солдатского сельсовета Фатежского района поступали заявления от заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка, в том числе путем проведения аукциона:
- ООО "Курск-Агро" от 21.10.2016 N 462 о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов и в аренду на 49 лет;
- ООО "Мираторг-Орел" от 11.11.2016 о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов и в аренду без проведения торгов;
- ИП Лукьянова М.Ю от 25.10.2016 о предоставлении земельного участка путем проведения торгов в аренду в форме аукциона;
- Волкова Ю.А. от 24.10.2016 о предоставлении земельного участка путем проведения торгов в аренду в форме аукциона.
Таким образом, право, предусмотренное пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, было реализовано заинтересованными лицами.
При этом все указанные заявки были рассмотрены Администрацией и обоснованно отклонены, в связи с не представлением документов, подтверждающих использование такого земельного участка.
Доводы Курского УФАС России по поводу наличия права неограниченного круга лиц, являются несостоятельными, так как субъектами преимущественного права в силу п.5.1 ст.10 Закона N 101-ФЗ могут быть только сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующие этот земельный участок.
Судом установлено, что в рамках подготовки к аукциону на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, организатором торгов проводилась проверка наличия оснований, установленных п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления его на льготных условиях.
Таких оснований в данном случае установлено не было.
В администрацию поступало несколько заявок о предоставлении земельного участка без проведения торгов, что само по себе является основанием для распоряжения им исключительно посредством конкурентной процедуры - торгов.
В связи с этим Администрацией было принято верное решение о проведении аукциона.
Постановлением Администрации Солдатского сельсовета Фатежского района от 16.11.2016 N 116 "Об объявлении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" были определены условия проведения аукциона.
Указанное решение в судебном порядке не было оспорено.
В силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ООО "Солдатское" наделено правом на обращение с жалобой лишь на нарушение порядка организации и проведения торгов, при условии ели указанные нарушения могут ущемить или нарушить его права и законные интересы.
ООО "Солдатское", подавшее жалобу в антимонопольный орган, не является сельскохозяйственной организацией, использующей спорный земельный участок, и не обращалось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность или аренду, а также не подавало заявку на участие в аукционе.
К моменту обращения заявителя с жалобой, в администрацию было подано уже несколько заявок от претендентов на получение преимущественного права.
Антимонопольным органом не доказан факт нарушения Администрацией муниципального образования "Солдатский сельсовет" Фатежского района Курской области порядка организации и проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка муниципальной собственности, а именно требований пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, ущемления или нарушения ООО "Солдатское" прав применительно к положениям ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не допущено.
Следовательно, не имелось оснований для признания жалобы ООО "Солдатское" обоснованной.
В решении Курского УФАС отсутствует оценка факта нарушения прав или законных интересов подателя жалобы, которые были ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Указанные обстоятельства являются основанием для признания незаконным оспариваемого решения антимонопольного органа.
Оспариваемое решение не соответствует положениям статьи 18, 23 Федерального закона "О защите конкуренции", и нарушает права и законные интересы заявителя, что выразилось в необоснованном воспрепятствовании собственнику в реализации своих прав.
Таким образом, решение суда первой инстанции является верным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 18.05.2017 по делу N А35-777/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-777/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2017 г. N Ф10-5316/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Солдатского сельсовета
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Третье лицо: Фонд ОБУ " имущества Курской области"