г.Калуга |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А83-4777/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2017 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
|
|
при участии:
от индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны (Республика Крым, г.Ялта): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Совета министров Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, пр.Кирова, д.13): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Администрации г.Ялты Республики Крым (Республика Крым, г.Ялта, пл.Советская, д.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Муниципального унитарного предприятия "Объединенная управляющая компания" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (Республика Крым, г.Ялта, ул.Дзержинского, д.4): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2017 (судья Ищенко Г.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 (судьи Омельченко В.А., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-4777/2016,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Селямиева Мелья Серверовна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, с учётом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным пункта 4.3 решения Комиссии "По вопросам освобождения земельных участков от незаконного размещения на них объектов" Совета министров Республики Крым (далее - Совет министров, заинтересованное лицо), оформленное протоколом N 02-07/2016 от 18.07.2016, в части сноса (демонтажа) НТО по актам N 424 и N 425 от 27.04.2016 и понуждения ИП Селямиевой М.С. к ремонту крыши.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2017 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 решение в части отказа в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Селямиевой М.С. о признании незаконным пункта 4.3 решения Комиссии "По вопросам освобождения земельных участков от незаконного размещения на них объектов" Совета министров Республики Крым, оформленного протоколом N 02-07/2016 от 18.07.2016 оставлено без изменения, в части, обязывающей ИП Селямиеву М.С. осуществить за свой счет ремонт крыши первого этажа, отменено. Требования индивидуального предпринимателя Селямиевой М.С. удовлетворены в части, а именно: признан незаконным пункт 4.3 решения Комиссии "По вопросам освобождения земельных участков от незаконного размещения на них объектов" Совета министров Республики Крым, оформленного протоколом N 02-07/2016 от 18.07.2016, в части, обязывающей ИП Селямиеву М.С. осуществить за свой счет ремонт крыши первого этажа.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2017 и постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 по делу N А83-4777/2016 ИП Селямиева М.С. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление приняв по делу новый судебный акт, указав, что договор аренды муниципального имущества был продлен на неопределенный срок после окончания срока его действия, имеются иные договоры предоставляющие право пользования пляжем, кафе расположено на крыше здания и не относится к нестационарному объекту торговли и общественного питания, расположенному на земельном участке.
Совет министров Республики Крым в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, привлеченные к участию в деле отзывов не представили.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа не явились, своих представителей не направляли, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность судебных актов в оспариваемой части, то есть в той части, которыми в удовлетворении требований предпринимателя отказано, изучив материалы дела, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, предпринимателю были предоставлены в аренду на основании договора от 20.04.2012 N 305 объекты недвижимого имущества на территории пляжа "Приморский". Согласно пункту 5.1.2 дополнительного соглашения от 24.04.2014 к договору срок его действия истек 31.03.2015 в связи с вступлением в силу "Положения о передаче в аренду и безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", утвержденного решением Ялтинского горсовета от 16.03.2015 N 17.
Далее письмами и уведомлениями от 20.03.2015, от 02.04.2015, от 25.05.2015, от 26.06.2015, от 22.10.2015, от 12.11.2015, от 13.04.2016 арендодатель извещал предпринимателя о необходимости возврата муниципального имущества в связи с истечением срока действия договора аренды.
Постановлением администрации г.Ялты от 10.04.2015 N 458-п утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта" (далее - Схема размещения). Однако с учетом дополнительного постановления от 28.03.2016 N 764-п в Схеме спорные места по адресу: г.Ялта, ул.Ленина, д.14 не приведены.
На основании постановления Администрации города Ялта от 13.04.2016 N 931-п "О передаче имущества на баланс и в хозяйственное ведение МУП "Объединенная управляющая компания"" и договора закрепления и использования имущества на праве хозяйственного ведения от 21.06.2016 N 38 сооружения, расположенные по адресу: г.Ялта, ул. Ленина, д.14, переданы в хозяйственное ведение МУП "Объединенная управляющая компания".
По результатам проведения мероприятий по выявлению неправомерно размещенных и (или) эксплуатируемых объектов на территории города Ялты Республики Крым Комиссией по выявлению незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, созданной постановлением главы Администрации города Ялты от 25.01.2016 N 79-п, составлены акты о выявлении в отношении спорных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, временных строений и сооружений, находящихся на бетонных и асфальтных площадках, навесах, расположенных по адресу: г.Ялта, ул.Ленина, д.14 (Приморский пляж), а именно: акт о выявлении N 424 от 27.04.2016 в отношении нестационарного торгового объекта (далее по тексту - НТО), "летнего кафе" N 2 и акт о выявлении N 425 от 27.04.2016 в отношении нестационарного торгового объекта, "летнего кафе" N 3, правообладателем которых является ИП Селямиева М.С.
По результатам рассмотрения Комиссией Совета министров Республики Крым "По вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов" было принято решение, оформленное протоколом N 02-07/2016 от 18.07.2016, в соответствии с пунктом 4.3 которого Администрации городского округа Ялта дано поручение силами МУП "Объединенная управляющая компания" 02.08.2016 приступить к сносу (демонтажу) незаконно установленных нестационарных торговых объектов, а также понудить предпринимателя осуществить за свой счет ремонт крыши первого этажа одного из объектов.
Полагая, что пункт 4.3 решения, оформленного протоколом N 02-07/2016 от 18.07.2016 в части сноса (демонтажа) НТО по актам N 424 и N 425 от 27.04.2016 и обязывающее ее отремонтировать крышу, является незаконным и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что оспариваемый пункт решения, вынесен заинтересованным лицом в рамках предоставленных полномочий, соответствует нормам действующего законодательства, а также не нарушает права и законные интересы заявителя.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2017 по делу N А83-4777/2016 в части отменено. Требования индивидуального предпринимателя Селямиевой Мельи Серверовны удовлетворены в части возложения обязанности по ремонту крыши одного из навесов, поскольку возложение такой обязанности не отнесено к полномочиям Комиссии.
Не согласившись с решением и постановлением ИП Селямиева М.С. обратилась с кассационной жалобой, обжалуя судебные акты в той части, которой в удовлетворении её требований отказано.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель. При этом владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным пользователем земельного участка, или какого-либо муниципального имущества в случае размещения объекта в месте, определенном органом местного самоуправления.
Установка нестационарных торговых объектов и осуществляемая с помощью них торговая деятельность хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования городской округ Ялта регулируется "Порядком размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта", утвержденного постановлением Администрацией города Ялты от 08.05.2015 N 425-п "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта".
Постановление главы Администрации города Ялты от 30.01.2015 N 103-п, объявление о начале приема заявлений по вопросу включения нестационарных торговых объектов в проект схемы размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта были размещены на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым 27.02.2015. Предложения и замечания по проекту Схемы принимались в соответствии с пунктом 3 указанного Постановления до 19.03.2015. Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена и размещена 10.04.2015.
Поскольку заявлений со стороны ИП Селямиевой М.С. о включении предполагаемого места дислокации спорного объекта в Управление потребительского рынка и услуг Администрации города Ялты - в указанный срок не поступило, то и решений в отношении включения его места дислокации в Схему размещения не принималось.
Довод предпринимателя о том, что принадлежащие ей объекты общественного питания не относятся к НТО, поскольку располагаются не на земельных участках, но на кровле капитальных строений и навесов, не может быть принят, поскольку указанные кровля и навесы были получены предпринимателем в аренду в качестве площадки для размещения на них самостоятельных временных сооружений с целью осуществления торговой деятельности, то есть нестационарных торговых объектов, данные площадки находятся в муниципальной собственности (часть 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности).
Судами обоснованно отклонены доводы предпринимателя о том, что по состоянию на 18.07.2016, то есть момент вынесения оспариваемого решения, размещение НТО предпринимателя осуществлялось на законных основаниях в силу договора аренды от 20.04.2012 N 305 и положений статьи 621 ГК РФ.
Согласно пункту 2 указанной статьи, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Однако, материалы дела свидетельствуют, что после окончания срока договора аренды 31.03.2015, арендодатель неоднократно уведомлял предпринимателя о наличии возражений против продолжения действия договора и требовал возврата имущества, находившегося на балансе КП "Комбинат благоустройства" (т.3, л.7-28).
Ссылка предпринимателя на ответ от 05.05.2015 из Департамента имущественных и земельных отношений по вопросу перезаключения договора аренды, подлежит отклонению, поскольку содержание данного письма носит разъяснительный характер, на отсутствие возражений по продлению действия договора аренды на неопределенный срок в нем не указывается (т.4, л.95).
При таких обстоятельствах как окончание действия договоров аренды муниципального имущества или не включение НТО предпринимателя в Схему размещения, спорные объекты предпринимателя нельзя признать размещенными на законных основаниях по состоянию на 18.07.2016.
25.11.2014 принято Постановление Совета министров Республики Крым N 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконного размещения на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" (далее по тексту - Постановление N 465) в соответствии с которым утверждено "Положение и создана комиссия по вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов" (далее по тексту - Комиссия).
Пунктом 6.4 Положения предусмотрено, что в случае выявления незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, или подтверждения информации о незаконном размещении объекта, не являющегося объектом капитального строительства, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований составляют акты о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, по форме, утвержденной Комиссией.
Комиссией по выявлению незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, созданной постановлением главы Администрации города Ялты от 25.01.2016 N 79-п, составлены акты от 27.04.2016 о выявлении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, временных строений и сооружений, находящихся на бетонных и асфальтных площадках, навесах, расположенных по адресу: г. Ялта, ул. Ленина, 14 (Приморский пляж) - НТО "летнее кафе" N 2 и "летнее кафе" N 3, правообладателем которых является ИП Селямиева М.С.
Данные акты были переданы на рассмотрение в Комиссию Совета министров Республики Крым "По вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов".
В соответствии с пунктом 7 Положения Комиссия в течении 30 дней со дня получения акта о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, рассматривает указанный акт, иные материалы и принимает одно из следующих решений: о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства; о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
Установив, что Комиссией на законных основаниях поручено Администрации МО городского округа Ялта приступить к сносу (демонтажу) незаконно установленных НТО, предлежащих предпринимателю, суды правомерно отклонили доводы заявителя о нарушении прав оспариваемым пунктом 4.3 решения Комиссии в части сноса (демонтажа) НТО по актам N 424 и N 425 от 27.04. 2016.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 по делу N А83-4777/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.