город Калуга |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А84-265/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Солодовой Л.В. |
судей |
Бутченко Ю.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Леоновой Л.В.
Саранчиной И.В. |
при участии в судебном заседании |
|
от истцов: Министерство обороны Российской Федерации (ответчик по встречному иску)
от ответчика: ООО "Каскад Инвестментс" (истец по встречному иску)
Украина, в лице Министерства обороны Украины
Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации (ответчик по встречному иску)
при участии военного прокурора Черноморского флота Российской Федерации
от третьих лиц: ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Правительство Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Кабинет Министров Украины
Центральное специализированное строительное управление (Хозрасчетного) ЦССУ - "Укроборонстрой"
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя |
Кузовковой О.А.- представитель (дов. N 212/1/257 от 19.12.2016)
Зорина А.Е. - представитель ( дов. б/н от 14.11.2017)
не явился, извещен надлежаще
Кузовковой О.А.- представитель ( дов. N 212/2/785 от 31.05.2017)
не явился, извещен надлежаще
Кравец А.Н.- представитель (дов. N 556 от 01.12.2017)
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каскад Инвестментс" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 15.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 по делу N А84-265/2016
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Каскад Инвестментс", Украине в лице Министерства обороны Украины о признании недействительными договоров купли-продажи от 02.09.2006, заключенных между Центральным специализированным строительным управлением Министерства обороны Украины, в лице заместителя директора филиала Центрального специализированного строительного управления (Хозрасчетного) ЦССУ - "Укроборонстрой" и ООО "Каскад Инвестментс", удостоверенных частным нотариусом И.Д. Бойко и зарегистрированных в реестре N N 4556, 4563, недвижимого имущества военного городка N Б-42, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Оборонное, 30-31 км автодороги Танковое - Оборонное.
В свою очередь, ООО "Каскад Инвестментс" предъявило встречный иск к Российской Федерации, в лице Правительства Российской Федерации о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на здания, строения и сооружения военного городка N Б-42, расположенного в г. Севастополе на 30-31 км автодороги Танковое-Оборонное, признании недействительными следующие свидетельства о праве собственности: регистрационная запись N 91-91/001- 91/001/084/2015-565/2 от 09.11.2015 г. на здание овощехранилища, кадастровый номер 91:01:066001:42, площадью 73 кв. м.; регистрационная запись N 91-91/001- 91/001/084/2015-581/2 от 09.11.2015 на здание уборной, кадастровый номер 91:01:066001:43,площадью 3 кв. м; регистрационная запись N 91-91/001- 91/001/084/2015-580/2 от 09.11.2015 на здание КПП, кадастровый номер 91:01:066001:69, площадью 4,90 кв. м.; регистрационная запись N 91-91/001 - 91/001/084/2015-579/2 от 09.1 1.2015 на здание уборной, кадастровый номер
91:01:066001:31, площадью 25 кв. м; регистрационная запись N 91-91/001- 91/001/084/2015-575/2 от 09.11.2015 на здание склада-ледника, кадастровый номер 91:01:066001:32, площадью 9 кв. м; регистрационная запись N 91-91/001- 91/001 /084/2015-574/2 от 09.11.2015 на служебное здание, кадастровый номер 91:01:066001:33, площадью 168 кв. м.; регистрационная запись N 91-91/001- 91/001/084/2015-572/2 от 09.11.2015 на здание казармы, кадастровый номер 91:01:066001:41, площадью 640 кв. м.; регистрационная запись N91-91/001- 91/001/084/2015- 571/2 от 09.11.2015 на здание ТП, кадастровый номер 91:01:066001:45, площадью 32 кв. м; регистрационная запись N91-91/001- 91/001/084/2015-570/2 от 09.11.2015 на здание бани-котельной, кадастровый номер 91:01:066001:38,площадью 103 кв. м; регистрационная запись N91-91/001- 91/001/084/2015-569/2 от 09.11.2015 на здание медпункта, кадастровый номер 91:01:066001:34, площадью 56 кв. м; регистрационная запись N91-91/001- 91/001/084/2015-567/2 от 09.11.2015 на здание сарая, кадастровый номер 91:01:066001:37, площадью 11 кв. м; регистрационная запись N91-91/001- 91/001/084/2015-566/2 от 09.11.2015 на здание гаража, кадастровый номер 91:01:066001:36, площадью 208 кв.м; регистрационная запись N91-91/001- 91/001/084/2015-562/2 от 09.11.2015 г на здание насосной, кадастровый номер 91:01:066001:44,площадью 34 кв. м; регистрационная запись N 91-91/001- 91/001/084/2015-56/2 от 09.11.2015 на здание гаража, кадастровый номер 91:01:066001:40, площадью 146 кв. м; регистрационная запись N91-91/001- 91/001/084/2015-558/2 от 09.11.2015 на здание мастерская, кадастровый номер 91:01:066001:29, площадью 108 кв. м; регистрационная запись N91-91/001- 91/001 /084/20 к 5-560/2 от 09.11.2015 на здание столовой, кадастровый номер 91:01:066001:30, площадью 246 кв. м; регистрационная запись N 91-91/001-91/001/084/2015-553/2 от 09.11.2015 на служебное здание, кадастровый номер 91:01:066001:35, площадью 603 кв. м; регистрационная запись 91-91 /001 - 91/001/107/2015-626/2 от 09.02.2016 на нежилое здание, кадастровый номер 91:01:066001:55, площадью 17,50 кв. м; регистрационная запись 91-91/001- 91/001/107/2015-620/2 от 09.02.2016 на штольню, кадастровый номер 91:01:066001:53, площадью 2882,20 кв. м; регистрационная запись 91-91/001- 91 /001/107/2015-622/2 от 09.02.2016 на нежилое здание, кадастровый номер 91:01:066001:54, площадью 224,30 кв.м; регистрационная запись 91-91/001- 91/001/107/2015- 634/2 от 09.02.2016 г на нежилое здание, кадастровый номер 91:01:066001:65, площадью 8,40 кв. м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015- 637/2 от 09.02.2016 на склад, кадастровый номер 91:01:066001:63, площадью 42,30 кв.м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-639/2 от 09.02.2016 на здание ТП, кадастровый номер 91:01:066001:64, площадью 39,20 кв. м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-633/2 от 09.02.2016 на здание КПП, кадастровый номер 91:01:066001:62, площадью 9,40 кв.м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015- 628/2 от 09.02.2016 на нежилое здание, кадастровый номер 91:01:066001:59, площадью 82 кв. м; регистрационная запись 91-91/001 -91/001/107/2015-635/2 от 09.02.2016 на здание склада, кадастровый номер 91:01:066001:57, площадью 70,10 кв.м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-631/2 от 09.02.2016 на нежилое здание, кадастровый номер 91:01:066001:56, площадью 51,50 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 91:01:058001:7 (предыдущий номер 8536400000:58:001:0013), площадью 183 558 кв. м. Правообладатель - Севастопольская квартирно - эксплуатационная часть морская, вид права - постоянное (бессрочное) пользование на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от 23.04.2007 г серия ЯЯ N 895077 и признании за обществом право собственности на указанные объекты.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Министерство обороны Российской Федерации, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Кабинет Министров Украины, Центральное специализированное строительное управление (Хозрасчетного) ЦССУ - "Укроборонстрой".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 15.03.2017 в удовлетворении основного и встречного исков отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований Министерству обороны Российской Федерации. Судом апелляционной инстанции иск Министерства обороны РФ удовлетворен: признаны недействительными в силу ничтожности договоры купли - продажи от 02.09.2006, заключенные между Центральным специализированным строительным
управлением Министерства обороны Украины, в филиала Центральное специализированное строительное управление (Хозрасчетного) ЦССУ - "Укроборонстрой" и ООО "Каскад Инвестментс", удостоверенные частным нотариусом И.Д. Бойко и зарегистрированные в реестре N N 4556, 4563, недвижимого имущества военного городка N Б-42, расположенного по адресу: г.Севастополь, с.Оборонное, 30-31 км автодороги Танковое-Оборонное. В остальной части решение суда оставлено без изменений.
Не соглашаясь с выводом судов обеих инстанций, ООО "Каскад Инвестментс", обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить и требования общества удовлетворить в полном объеме. В иске Министерству обороны Российской Федерации отказать.
Одновременно ООО "Каскад Инвестментс" заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу и обращении с запросом в Конституционный суд о соответствии Конституции Российской Федерации положений части 2 и части 3 статьи 9 Закона города Севастополя N 46-ЗС от 25.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Обсудив указанное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Согласно ч. 3 ст. 13 АПК РФ, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
Аналогичное положение содержится и в статье 101 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В силу вышеуказанных норм, обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона является правом арбитражного суда в случае возникновения у него, а не у сторон, участвующих в деле, сомнений в соответствии примененного или подлежащего применению закона Конституции Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, суд округа не усматривает неопределенности в вопросе о соответствии норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, Конституции Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц и проверив в порядке ст.286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции, в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, на земельном участке военного городка N Б-42 площадью 18,3558 га, находится 18 объектов недвижимости, построенных за счёт сил и средств Вооруженных сил СССР.
Согласно _свидетельству от 05.03.2005 собственником всех зданий, строений, сооружений военного городка Б-42, расположенного в Севастополе на 30-м километре автодороги Танковое оборонное являлось Государство Украина в лице Министерства обороны Украины, а находилось имущество на балансе Севастопольской КЭЧ (морской) на праве государственной собственности.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 26.07.2001 N 299-р, с учетом дополнений от 11.06.2003 и 28.07.2004, был утверждён перечень недвижимого военного имущества Вооруженных Сил, которое предлагается к отчуждению.
Согласно п.п. 39-49 указанного перечня, в него включены и объекты военного городка N Б-42.
Согласно протоколу от 22.08.2006 N 15 заседания постоянно действующей комиссии при Департаменте строительства Министерства обороны Украины, ООО "Каскад Инвестментс" признано победителем в конкурсе по строительству жилья для военнослужащих и членов их семей на территории военного городка N 42, г. Севастополь, с. Оборонное, площадью около 5,9 га., в связи с чем, 23.08.2006 между Министерством обороны Украины и ООО "Каскад Инвестментс" заключен договор N 227/ДБ-19 СПЗ о совместной деятельности (без объединения вкладов участников) по строительству комплекса жилых домов с объектами социальной инфраструктуры и встроенно-пристроенными помещениями социально- бытового, торгового и административного назначения ориентировочной площадью 45 483, 2 кв.м. согласно проектно-сметной документации, на земельных участках Министерства обороны Украины (п.2.1 договора).
При этом, вкладом Министерства обороны Украины является право пользования земельным участком, которое оценивается в 10 000 000 гривен, а вкладом ООО "Каскад Инвестментс" является финансирование строительства, в сумме 25 000 000 гривен (п.п. 3.2.1, 3.2.2 договора, п.п. 1, 2 дополнительного соглашения).
В соответствии с п. 5.1. договора после введения объекта в эксплуатацию Министерство обороны Украины получает квартиры, общая площадь которых равна вкладу, ООО "Каскад Инвестментс" получает квартиры и нежилые помещения бытового, торгового и административного назначения, общая площадь которых также равна вкладу.
30.08.2006 стороны заключили дополнительное соглашение N ДУ-1/19СПЗ к данному договору, по условиям которого ООО "Каскад Инвестментс" перечисляет Министерству обороны Украины 5 910 000 гривен, 2 240 000 гривен, 1 700 000 гривен, 150 000 гривен.
При этом Министерство обороны Украины обязуется передать ООО "Каскад Инвестментс" право пользования земельным участком, который расположен в с. Оборонное, г. Севастополь (военный городок N Б 42) (п.6 соглашения).
Согласно п. 8 соглашения исполнение сторонами обязательств по передаче денежных средств и права пользования на земельный участок является основанием для отмены обязательств из договора N 227/ДБ-19СПЗ от 23.08.2006.
02.09.2006 между Государством Украина в лице Министерства Обороны Украины, от имени которого действовало Центральное специализированное строительное управление (продавец) и ООО "Каскад Инвестментс" были заключены договоры купли-продажи недвижимого военного имущества - строений, зданий, сооружений военного городка N Б-42, находящихся по адресу: г.Севастополь, 30-й км. Автодороги Танковое-Оборонное N 1 (бывший военный городок Б-42) удостоверенные частным нотариусом И.Д. Бойко и зарегистрированные в реестре за N 4556 и N 4563.
По договору N 4556 от 02.09.2006 продано имущество, находящееся на нижней стороне: здание КПП 4,90 кв.м, столовая 232,9 кв.м., казарма 590,6 кв.м., пристройка 224,3 кв.м., служебное помещение 554,2 кв.м., гараж 339,1 кв.м., здание медпункта 45,9 кв.м., овощехранилище 31,1 кв.м., баня-котельная 90,6 кв.м., пристройка, насосная, ограждения, другие сооружения (п.1.1) за 780 000 гривен.
Предметом заключенного между сторонами договора N 4563 от 02.09.2006 является недвижимое имущество, расположенное на верхней территории: штольня 2 882,2 кв.м., склад 224, 3 кв.м., склад 82 кв.м., пристройка, склад ГСМ 17,5 кв.м., крыльцо, котельная 51,5 кв.м., крыльцо, здание КПП 70, 1 кв.м., склад, крыльцо, склад. Цена указанного имущества составляет 1 260 000 гривен.
Недвижимое имущество, согласно п. 1.3 договоров, расположено на земельном участке, предоставленном для нужд Вооруженных Сил. Земельные отношения покупатель разрешает самостоятельно собственными силами и за собственный счёт, согласно действующему законодательству Украины при содействии бывшего владельца имущества (п. 4.6).
При этом, согласно пп. "г" п. 5.2 договоров продавец обязан по просьбе покупателя отказаться от права пользования земельными участками, которые находятся под недвижимостью, и земельными участками, необходимыми для обслуживания недвижимости в пользу покупателя и согласовать возможность пользования указанными земельными участками покупателем (в случае такой необходимости).
Договора купли-продажи прошли государственную регистрацию 08.09.2006, а имущество покупателю передано по актам приема-передачи от 07.09.2006.
Во исполнение договора N 227/ДБ-19 СПЗ от 23.08.2006 и дополнительного
соглашения к нему N ДУ-1/19СПЗ от 30.08.2006, договоров N 4563 и N 4556 от 02.09.2006, N 24/06-06 от 30.08.2006 ООО "Каскад Инвестментс" перечислило Министерству обороны Украины 10 340 000 гривен, что подтверждается находящимися в материалах дела платежными поручениями.
Полное исполнение обязательств по данным договорам стороны подтвердили актом от 15.09.2006 г.
Министерство обороны Украины, в свою очередь, письмом от 14.09.2006 N 220/3554 дало согласие на прекращение права пользования земельным участком военного городка N Б-42 по адресу: г. Севастополь, с. Оборонное и смену его целевого назначения с дальнейшим выделением под строительство в установленном законом порядке ООО "Каскад Инвестментс". Севастопольская КЭЧ Морская отказалась от права постоянного пользования земельным участком площадью 18,3558 га, согласно государственному акту серия ЯЯ N 395077 и обязалась снести строения и сооружения, которые не вошли в предмет договоров купли-продажи недвижимого военного имущества военного городка N Б-42.
Земельный участок включает в себя обременения: охранную зону ЛЭП площадью 0,7643 га и ограничение прав на земельный участок площадью 0,9220 га -дорога общего пользования для свободного прохода и проезда граждан и юридических лиц и фактически представляет собой единый земельный участок, состоящий из западного и восточного крыла, соединённых дорогой общего пользования.
Решением Севастопольского городского совета N 2246 от 12.06.2007 было дано согласие ООО "Каскад Инвестментс" на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 18,3558 га, в районе с. Оборонное, 30-31 км автодороги Танковое-Оборонное для строительства и обслуживания рекреационного комплекса, который впоследствии согласован со всеми службами.
22.10.2007 между территориальной громадой г.Севастополя в лице Севастопольского городского Совета и ООО "Каскад Инвестментс" был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 17,4338, находящегося в городе Севастополе, Балаклавский район, 30-31 км автомобильной дороги Танковое-Оборонное N 1, целевое назначение - для строительства и обслуживания рекреационного комплекса.
Согласно государственному акту от 15.11.2007 ООО "Каскад Инвестментс" является собственником вышеуказанного земельного участка, с целевым назначением - для строительства и обслуживания рекреационного комплекса. Земельный участок фактически состоит из пяти земельных участков площадью 8,0738 га, 6, 5228га, 2,5087 га, 0,2632 га, 0,0653 га.
Согласно инвентаризационной ведомости казарменно-жилищного фонда Севастопольской КЭЧ (морской) по состоянию на 01.01.2012 объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке находятся на балансе Севастопольской КЭЧ Морской.
25.06.2014 между Городом федерального значения Севастополь (ссудодатель) и Федеральным казённым учреждением "Объединённое стратегическое командование Южного военного округа" заключен договор N 8/166ОМИС, по условиям которого последнему, на праве безвозмездного пользования передано имущество, в том числе, военный городок N Б-42, расположенный в г. Севастополе, пос. Оборонное, 30-31 км. Автодороги Танковое оборонное, земельный участок, площадью 18, 3558 га и 16 расположенных на нем зданий.
Из кадастрового паспорта от 27.10.2014 N 91/12/14-7369 следует, что на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 91:01:058001:7 (предыдущий номер 8536400000:58:001:0013), площадью 183558 кв. м, расположенный в г. Севастополе в районе с. Оборонное, 30-31 км. автодороги Танковое-Оборонное Балаклавского района г. Севастополя, который принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Севастопольской квартирно- эксплуатационной части (морской), на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от 23.04.2007 г серия ЯЯ N 895077.
На основании письма Министерства обороны Российской Федерации, от 19.03.2015 и в соответствии с Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП " О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность" имущество, в том числе, военный городок N Б-42, расположенный в г. Севастополе, пос. Оборонное, 30-31 км. автодороги Танковое- оборонное, площадь земельного участка 18, 3558 га, количество зданий - 16 штук, передано в федеральную собственность.
Все спорное имущество зарегистрировано на праве собственности за Российской Федерацией, что подтверждается находящимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права.
В материалы дела представлены кадастровые паспорта за август-сентябрь 2015
года в отношении указанных объектов недвижимости без указания в них сведений о правообладателе, с указанием отнесения имущества к военному городку N Б-42 по ГП N19, с указанием собственника - Российская Федерация.
ООО "Каскад Инвестментс" представлены кадастровые паспорта в отношении имущества, приобретенного обществом по договорам от 02.09.2006 N б/н, в которых собственником имущества значится ООО "Каскад Инвестментс".
При этом обществом представлены письма Министерства обороны Украины от 10.05.2016 и 02.02.2017, из которых следует, что имущество военного города Б-42 по законодательству, действовавшему в 2006 отчуждено правомерно и претензии к ООО "Каскад Инвестментс" отсутствуют, в связи с полной оплатой по договорам купли-продажи от 02.09.2006.
Третьим лицом по делу - ФГКУ Крымское ТУИО представлен договор N 141/8/13БД от 15.09.2016 о предоставлении части объектов недвижимого имущества, расположенных по адресам: г. Севастополь, 31-й км автодороги Танковое-Оборонное, N 1 /с. Оборонное, 30-31 км. автодороги Танковое- Оборонное (военный городок N Б-42) в безвозмездное пользование Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю.
Сохранность спорных объектов в натуре подтверждается актом экспертного исследования от 18.03.2016.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения сторон в суд с самостоятельными требованиями.
Отказывая в удовлетворении основного и встречного исков, суд первой инстанции исходил из того, что у ООО "Каскад Инвестментс" не возникло право собственности на спорное имущество, поскольку сделки, на основании которых имущество было приобретено являются ничтожными, а Министерством обороны Российской Федерации пропущен срок исковой давности, который начал течь с 07.09.2006, т.е. с момента передачи имущества по акту приема-передачи.
Кассационная коллегия полагает, что отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований Министерства обороны Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ч.1 ст. 23 Федерального Конституционного закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации, действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственности" имущество, в том числе, военный городок N Б-42, расположенный в г. Севастополе, пос. Оборонное, 30-31 км. автодороги Танковое-Оборонное, земельный участок, площадью 18, 3558 га. и 16 зданий передано в федеральную собственность.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу ч.3 ст.9 названного выше Закона, отсутствие государственной регистрации прав города Севастополя на недвижимое имущество, подлежащее безвозмездной передаче в федеральную собственность, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче такого имущества в федеральную собственность.
При этом, право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
Суды при рассмотрении настоящего дела правомерно руководствовались законодательством, действующим в период возникновения соответствующих правоотношений, т.е. нормами материального права Украины, в части не противоречащим нормам российского законодательства.
Как следует из материалов дела, имущество военного городка N Б-42 переданное Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП в федеральную собственность, являлось имуществом Министерства обороны Украины и находилось на балансе Севастопольской КЭЧ (морской) на праве государственной собственности.
На момент принятия указанного распоряжения имущество военного городка находилось в собственности города федерального значения Севастополя на основании закона, поскольку в силу п.6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
В силу положений п.п.10,12 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью, в связи с чем спорное имущество и было передано распоряжением N 195-РП в федеральную собственность.
Учитывая нормы Положения от 16.08.2004 N 1082 "О министерстве обороны Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", в соответствии с которыми Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, судебные инстанции правомерно признали его надлежащим истцом по делу.
При этом суд обоснованно признал избранный Министерством обороны Российской Федерации способ защиты надлежащим и соответствующим нарушенному праву, поскольку оспариваемые договора купли- продажи, подлежат оценке суда, как при рассмотрении требований истца, так и в связи с требованиями ООО "Каскад Инвестментс" оспаривающего право Российской Федерации на спорное имущество.
Давая оценку недействительности договоров купли-продажи от 02.09.2006, удостоверенных частным нотариусом и зарегистрированных в реестре N N 4556, 4563, суд апелляционной инстанции указал, что полномочия, подписавшего спорные договора от имени Министерства обороны Украины руководителя Центрального специализированного строительного управления (хозрасчетного) ЦССУ "Укроборонстрой" ограничены и указанное лицо имеет право совершать сделки по отчуждению имущества Вооруженных Сил Украины, списанного в установленном законом порядке.
Министерство обороны производит отчуждение имущества в соответствии с Положением о порядке отчуждения и реализации военного имущества, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.2000 N 1919 и внесенного в перечень имущества, подлежащего отчуждению.
При этом судом сделан вывод о том, что имущество, являющееся предметом непосредственно оспариваемых договоров, не включено в утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 26.07.2001 N 229-р, а дополнительный перечень N 1 утверждён Решением Правительственного комитета по вопросам обороны, оборонно-промышленного комплекса и правоохранительной деятельности от 22.10.2004, полномочия которого на совершение таких действий не подтверждены материалами дела.
При этом в материалах дела отсутствует Представление Министерства обороны Украины, адресованного Кабинету Министров Украины, либо решения Кабинета Министров Украины о включении недвижимого имущества военного городка Б-42 в перечень имущества, подлежащего отчуждению, что противоречит положениям Закона Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины".
Кроме того, спорное имущество не прошло процедуры списания, тогда как в соответствии с п.п. 3,4,6 Положения о порядке отчуждения и реализации военного имущества, утверждённого постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.200 N 1919, отчуждение недвижимого имущества вооруженных сил Украины возможно только после процедуры его списания.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, судом правомерно отклонен довод ООО "Каскад Инвестментс" о соблюдении на момент совершения оспариваемых сделок требований законодательства об отчуждении военного имущества.
При этом суд обоснованно указал, что ответчик (покупатель), действуя добросовестно и осмотрительно, должен был убедиться в юридической чистоте сделки.
Как следует из материалов дела, на дату заключения оспариваемых договоров (02.09.2006) спорное имущество находилось на балансе Севастопольской квартирно-эксплуатационной части морской, что исключает право Центрального специализированного строительного управления (хозрасчетного) ЦССУ "Укроборонстрой" его отчуждать.
В силу п.12 Положения о порядке отчуждения и реализации военного имущества, реализация целостных имущественных комплексов, в том числе военных городков и иного недвижимого имущества осуществляется на торгах.
Как указал суд, в данном случае, заключение ряда сделок, в течение непродолжительного периода, в обход закона, без проведения торгов, фактически
привело к отчуждению имущественного комплекса, военного городка Б-42.
В соответствии с п.14 вышеуказанного Положения отчуждение военного имущества путем его передачи юридическим лицам в обмен на жилье осуществляется на основании решения Министерства обороны, по рыночным ценам, которые сложились на момент отчуждения.
Судом установлено, что оценка стоимости отчуждаемого имущества субъектом оценочной деятельности не осуществлялась.
Согласно ст.228 Гражданского кодекса Украины сделка, направленная на незаконное завладение государственным имуществом, квалифицируется как сделка, нарушающая публичный порядок и является ничтожной.
Ничтожная сделка ничтожна сама по себе, независимо от признания ее таковой судом.
С учетом всех обстоятельств дела, судом сделан вывод о том, что ООО "Каскад Инвестментс", заключая оспариваемые договоры, не имело намерений создать обусловленные сделкой правовые последствия, а преследовало цели, противные основам правопорядка - приобретение государственного недвижимого имущества на земельном участке в целях приобретения земельного участка по правилам преимущественного права, в отсутствие для совершения такой сделки правовых оснований.
Таким образом, договора купли-продажи от 02.09.2006 являются ничтожными по основаниям п.п. 2, 3 ст. 228 Гражданского кодекса Украины, поскольку нарушают публичный порядок и направлены на отчуждение недвижимого имущества в обход закона.
Отказывая в удовлетворении встречных требований ООО "Каскад Инвестментс" о признании права собственности на спорное имущество, суд с учетом положений п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" обоснованно указал, что ООО "Каскад Инвестментс" не подтверждено владение спорным имуществом, которое Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП было передано в федеральную собственность", а в дальнейшем по договору от 25.06.2014 передано Федеральному казённому учреждению "Объединённое стратегическое командование Южного военного округа" на праве безвозмездного пользования.
По договору от 15.09.2016 ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Севастополь, 31-ф км автодороги Танковое-Оборонное, N 1 /с. Оборонное, 30-31 км. автодороги Танковое- Оборонное (военный городок N б-42) передано в безвозмездное пользование Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю.
В удовлетворении требований ООО "Каскад Инвестментс" о признании данного Распоряжения недействительным в части передачи спорного имущества в федеральную собственность, решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.03.2016 (дело N А84-2197/15) было отказано.
Поскольку договоры купли-продажи от 02.09.2006 являются ничтожными сделками, права собственности на указанное в них имущество на момент их регистрации у ООО "Каскад Инвестментс" не возникло, поскольку недействительная сделка не порождает юридических последствий, кроме тех, которые связаны с её недействительностью, что соответствует нормам п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Украины и п. 1 ст. 167 ГК РФ.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 и п.1 ст.2 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В данном случае, право ООО "Каскад Инвестментс" на спорное имущество не зарегистрировано в установленном законом порядке и фактически имуществом общество не владеет. При таких обстоятельствах следует признать, что поскольку у ответчика не возникло право собственности на спорное имущество, отсутствует и факт его нарушенного права, а следовательно, способ защиты права путем предъявления иска о признании права отсутствующим является ненадлежащим.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении настоящего спора ООО "Каскад Инвестментс" было заявлено о пропуске Министерством обороны Российской Федерации срока исковой давности для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав.
Кассационная коллегия полагает, что суд апелляционной инстанции при исчислении срока исковой давности исходил из того, что спорное военное имущество, входящее в составе военного городка Б-42, было передано в федеральную собственность на основании Распоряжения Правительства Севастополя N 195-РП от 20.03.2015, а до этого времени указанное имущество не
находилось в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, как уполномоченный орган, до этого времени оно не могло реализовать право на обращение с соответствующим иском в суд.
Что касается сроков исковой давности по искам в защиту права собственности
Российской Федерации, то следует исходить из того, что в силу части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и части 1 статьи 1 Договора "О принятии в Российскую Федерацию
Республики Крым", законодательство Российской Федерации действует на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 18.03.2014.
При этом течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как
собственника имущества.
Министерство обороны Российской Федерации, являясь уполномоченным органом в отношении спорного имущества, обратилось в Арбитражный суд города Севастополя 01.02.2016, т.е. в пределах срока исковой давности.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки суда, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, что в силу положений ст. 286 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч.1 п.1и 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство общества с ограниченной ответственность "Каскад Инвестсментс" о приостановлении производства по делу оставить без удовлетворения.
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 по делу N А84-265/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В.Солодова |
Судьи |
Ю.В.Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку договоры купли-продажи от 02.09.2006 являются ничтожными сделками, права собственности на указанное в них имущество на момент их регистрации у ООО "Каскад Инвестментс" не возникло, поскольку недействительная сделка не порождает юридических последствий, кроме тех, которые связаны с её недействительностью, что соответствует нормам п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Украины и п. 1 ст. 167 ГК РФ.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 и п.1 ст.2 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
...
Российской Федерации, то следует исходить из того, что в силу части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и части 1 статьи 1 Договора "О принятии в Российскую Федерацию"
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 января 2018 г. N Ф10-4966/17 по делу N А84-265/2016
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4966/17
22.01.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-702/17
11.01.2018 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4966/17
18.12.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-702/17
18.12.2017 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4966/17
29.11.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-702/17
25.07.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-702/17
15.03.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-265/16
07.04.2016 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-265/16