г.Калуга |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А08-1406/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 20.03.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области (ОГРН 1023101671746, ИНН 3123021870, пр.Славы, 70, г.Белгород, 308000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от администрации города Белгорода (ОГРН 1033107000728, ИНН 3123023081, ул.Н.Чумичова, 31-а, г.Белгород, 308000 ) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (ОГРН 1094027005071, ИНН 4027096522, ул.Попова, д.20, г.Белгород, 308600) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Белгорода на решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2017 (судья Белоусова В.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 (судьи Протасов А.И., Михайлова Т.Л., Миронцева Н.Д.) по делу N А08-1406/2017,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области (далее - Управление, УМВД по Белгородской области) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа администрации города Белгорода (далее - Администрация) от 28.11.2016 N 5033-г в передаче в федеральную собственность нежилого здания с кадастровым номером 31:16:0114026:221, площадью 481,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Белгород, Свято-Троицкий бульвар, д. 30, корп. 1, и возложении обязанности на Администрацию совершить действия по передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность указанного нежилого здания в установленном Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N374 порядке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, указывая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, на основании постановления Главы администрации г. Белгорода N 1199 от 01.07.1994 между комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Белгорода и Октябрьским РОВД г.Белгорода заключен договор от 05.01.1995 о передаче в оперативное управление РОВД здания общей площадью 486 кв.м. по пр.Ленина, 80 "А" для размещения батальона патрульной постовой службы.
В целях обеспечения деятельности правоохранительных органов на территории г. Белгорода и в связи с реорганизацией Октябрьского РОВД г.Белгорода, постановлением Главы Администрации г. Белгорода от 18.04.1997 N 524 здание нежилого муниципального фонда по ул. Ленина, 80-А, передано Управлению внутренних дел Белгородской области в бессрочное и безвозмездное пользование.
Постановлением администрации города Белгорода от 01.07.2004 N 149 "О переименовании улиц исторического центра города Белгорода", объекту, расположенному по адресу пр. Ленина 80а, присвоен постоянный адрес: Свято-Троицкий бульвар, 30, корпус 1.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Белгородской области от 04.12.2015 по делу N А08-3208/2015 на объект недвижимого имущества: нежилое здание, общей площадью 481,9 кв. м, с кадастровым номером 31:16:01140263:221, расположенное по адресу: г. Белгород, бульвар Свято-Троицкий, д. 30, признано право собственности муниципального образования городской округ "Город Белгород".
Земельный участок площадью 3 965 кв. м с кадастровым номером 31:16:0114026:21, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации нежилых зданий административного назначения, расположенный по адресу: Белгородская область, г. Белгород, бул. Свято-Троицкий, 30, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 02.02.2016 сделана запись N 31-31/001-31/999/001/2016-87/1, что подтверждается представленным свидетельством о государственной регистрации права от 24.02.2016.
20.10.2016 Управление обратилось в Администрацию с заявлением о передаче в федеральную собственность нежилого здания, расположенного по адресу: г. Белгород, бульвар Свято-Троицкий, д. 30.
Сообщением от 28.11.2016 N 5033-г Администрация отказала Управлению в передаче в федеральную собственность испрошенного нежилого здания, поскольку оно используется для размещения музея УМВД по Белгородской области и не является необходимым для обеспечения деятельности полиции.
Не согласившись с отказом администрации, УМВД по Белгородской области обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции, исходил из того, что спорный объект недвижимого имущества используется органами внутренних дел для обеспечения публичных функций с 1994 года на основании договора о передаче в оперативное управление и в силу прямого указания Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N3-ФЗ) подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ и пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N374.
Согласно частям 9 и 10 статьи 54 Закона N 3-ФЗ используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Судами при разрешении спора установлено, что имущество, которое может находиться в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальной собственности, а также процедура передачи имущества из одного уровня собственности в другой, установлены в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, неоднократно отмечал в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи.
В то же время само по себе отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления без достаточных оснований для отказа в передаче в федеральную собственность имущества, которое в силу закона подлежит такой передаче и используется для реализации соответствующих публичных функций в сфере полномочий органов и предметов ведения Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в восстановлении защищаемого интереса.
При рассмотрении настоящего спора суды исходили из того, что спорный объект недвижимого имущества принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ "Город Белгород" на основании, вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Белгородской области от 04.12.2015 по делу N А08-3208/2015, передан в постоянное (бессрочное) пользование УМВД по Белгородской области на основании постановления Главы администрации города Белгорода от 15.07.1997 N117; земельный участок с кадастровым номером 31:16:0114026:21, площадью 3 965 кв.м., на котором расположено спорное здание, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись в ЕГРП от 02.02.2016 N 31-31/001-31/999/001/2016-87/1).
Согласно справке, представленной в материалы дела, за подписью начальника ЦФО УМФД России по Белгородской области, затраты на содержание спорного нежилого здания (текущий ремонт, коммунальные, эксплуатационные и необходимые административно-хозяйственные услуги) до 2012 года осуществлялись за счет средств бюджета субъекта РФ и внебюджетных источников, а с 2012 года - за счет средств федерального бюджета.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учтя, что администрацией не представлено доказательств фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения, а также для каких целей и каким именно образом предполагается использование спорного нежилого здания, суды пришли к выводу, что используемое Управлением МВД по Белгородской области имущество подлежит передаче в федеральную собственность, и удовлетворили требования УМВД по Белгородской области.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.2013 N 10278/2013.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по делу N А08-1406/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.