г.Калуга |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А35-4164/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объёме 19.04.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
|
судей |
Аникиной Е.А. Елагиной О.К. |
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Малиновской А.Н. |
|
при участии в заседании:
от истца: ОКУ "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" |
Кузнецовой Е.В. (дов. от 25.09.2015), |
|
от ответчика: ИП Бартенев Е.И.
от третьих лиц: Администрации Курской области Дорожного управления Курской области |
Калитвенцева П.А. (дов. от 22.07.2015),
не явились, извещены надлежаще, Вялых С.В. (дов. от 09.01.2018),
|
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бартенева Евгения Игоревича на решение Арбитражного суда Курской области от 09.11.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 по делу N А35-4164/2017,
УСТАНОВИЛ:
Областное казенное учреждение "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области", ОГРН 1024600964816, ИНН 4629040439, (далее - ОКУ "Комитет строительства и эксплуатации автодорог Курской области") обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к индивидуальному предпринимателю Бартеневу Евгению Игоревичу, ОГРНИП 307463212200021, ИНН 463100279086, (далее - ИП Бартенев Е.И.) о взыскании 409 054 руб. ущерба.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Курской области и Дорожное управление Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 09.11.2017 (судья Масютина Н.С.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 (судьи Ушакова И.В., Кораблева Г.Н., Щербатых Е.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ИП Бартенев Е.И. обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области от 09.11.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ОКУ "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" и Дорожного управления Курской области доводы кассационной жалобы отклонили, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон и Дорожного управления Курской области, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.03.2016 на передвижном пункте весового контроля, расположенном на автомобильной дороге Фатеж-Дмитриев 24 км 500 м, на участке, находящемся в оперативном управлении ОКУ "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области", в ходе осуществления весового контроля выявлено превышение предельно допустимой осевой нагрузки при перевозке без специального разрешения груза транспортным средством MAN TGS 33/440 6X4 BBS-WW, (государственный регистрационный номер М789 ХМ 46), прицеп 9539 9539000007010 (государственный регистрационный номер АР 549746), находящимся во временном владении и пользовании ИП Бартенева Е.И на основании договора от 11.01.2016 субаренды автотранспортного средства без экипажа.
По факту превышения осевых нагрузок составлен акт от 22.03.2016 N 31, подписанный водителем ответчика без замечаний и возражений, и произведен расчет платы за провоз тяжеловесного груза по дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения без соответствующего разрешения.
Ссылаясь на то, что требование истца об уплате спорной суммы ущерба, нанесенного транспортным средством ответчика автомобильной дороге регионального и (или) межмуниципального значения при перевозке тяжеловесных грузов, не исполнено в добровольном порядке, ОКУ "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Для возложения ответственности за причинение вреда необходимо установление общих оснований внедоговорной ответственности: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между поведением причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, вина причинителя вреда.
Деликтная ответственность, по общему правилу, наступает лишь за виновное причинение вреда, то есть вина причинителя вреда предполагается, пока не доказано обратное. В арбитражном процессе, исходя из принципа состязательности, требования и возражения доказываются предъявляющими их лицами.
Статья 1082 ГК РФ предусматривает, что при удовлетворении требования о возмещении вреда лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (п.2 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. В свою очередь ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу п. п. 11, 13, 14 ст. 11 Федерального закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка определения размера такого вреда, а также установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 1, ч. 3, п. 1 ч. 6 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для получения такого специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, а также возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В силу ч. 2 ст. 30 настоящего Федерального закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минтранса России от 12.08.2011 N 211 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (далее - Порядок осуществления временных ограничений), который определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка временные ограничения или прекращение движения устанавливаются, в том числе в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы дорог обязаны информировать пользователей о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 257-ФЗ).
Приказом Дорожного управления Курской области от 14.03.2016 N 23 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Курской области в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний период 2016 года" введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования Курской области, с превышением предельно допустимых нагрузок на оси в период с 21.03.2016 по 19.04.2016.
Информация о введенных временных ограничениях движения транспортных средств с превышением нагрузки на ось была дважды опубликована в средствах массовой информации - областная общественно-политическая газета "Курская правда" от 04.03.2016 (выпуск N 24) и от 11.03.2016 (выпуск N 26), а также размещена на официальных Интернет-сайтах ОКУ "Комитет автодорог Курской области" (20.03.2016) и Администрации Курской области (т. 1 л.д. 63-65).
Таким образом, информация о введении ограничения движения транспортных средств с превышением осевых нагрузок по дорогам общего пользования на территории Курской области была своевременно размещена в открытом источнике информации (газета от 04.03.2016 N 24), то есть не менее чем за 15 дней до начала введения временных ограничений, что соответствует требованиям Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального и местного значения Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 15.02.2012 N 103-па.
Данное сообщение содержало информацию о сроках введения ограничения (с 21.03.2016 по 19.04.2016), его причинах, а также о возможных маршрутах объезда.
Повторное извещение всех заинтересованных лиц о введении такого ограничения в указанный период произведено также через вышеуказанные печатные средства массовой информации и официальные Интернет-ресурсы уполномоченных лиц (ОКУ "Комитет автодорог Курской области" и Администрация Курской области).
При указанных обстоятельствах, ответчик как лицо, профессионально осуществляющее предпринимательскую деятельность в области перевозок, учитывая ежегодное введение ограничений движения транспортных средств в весенний период, должен был предпринять все необходимые меры для получения соответствующей информации об ограничениях движения при осуществлении перевозки на тяжеловесном транспорте.
Следует отметить, что период временного ограничения движения транспортных средств с превышением нагрузки на ось с 21.03.2016 по 19.04.2016, указанный в сообщениях средств массовой информации и в сети Интернет, соответствуют периоду такого ограничения, установленному Приказом Дорожного управления Курской области от 14.03.2016 N 23.
Факт превышения предельно допустимых нагрузок на каждую ось транспортного средства, которое находится во владении ответчика, подтвержден актом от 22.03.2016 N 31 о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси, составленным уполномоченным лицом ОКУ "Комитет автодорог Курской области", в котором содержатся сведения о расстоянии между осями автотранспортного средства ответчика, о фактических осевых нагрузках, полной массе транспортного средства. Водителем ответчика, акт N 31 подписан без замечаний.
Измерение весовых параметров транспортного средства в автоматическом режиме произведено на весовом оборудовании - автомобильные весы ВА-20П (заводской номер 13-37062), прошедших сертификацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (свидетельство RU.C.004.A N 42110 от 02.02.2011) и поверку в Курском ЦСМ от 19.11.2015 (RW-15-2Р N 080733177).
Поскольку перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза, такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 в пределах компетенции, предоставленной ч.ч. 8, 9 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов.
Исходя из системного анализа положений пунктов 2, 3, 5 Постановления N 934 превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основаниям для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
На основании постановления Администрации Курской области от 26.11.2010 N 563-па "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области", с учетом сведений, содержащихся в акте от 22.03.2016, причиненный ответчиком ущерб автомобильным дорогам определен истцом в размере 409 054 руб.
Приведенный истцом расчет суммы причиненного ущерба проверен судом и признан обоснованным.
Заявителем какие-либо документальные доказательства, свидетельствующие о несоответствии данного расчета требованиям Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, не представлены. Контррасчет подлежащей оплате суммы ущерба также не заявлен.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришёл к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для взыскания с ответчика суммы ущерба в указанном размере, причиненного в результате перевозки принадлежащим ему транспортным средством груза с превышением осевой массы по автомобильной дороге общего пользования.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводах. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 09.11.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 по делу N А35-4164/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
Е.А.Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.