г.Калуга |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А83-11005/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2018.
Полный текст постановления изготовлен 26.04.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Ялтаовощ" (ОГРН - 1149102038282, ИНН 9103004123, ул.Руданского, д.21А, г.Ялта, Республика Крым, 298600) - Белецкой Ю.Ю. (дов. от 12.04.2018),
от Службы государственного строительного надзора Республики Крым (ОГРН 1149102049678, ИНН 9102029252, ул. Крейзера, 6, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) - Чайковского И.Г. (дов. от 23.11.2017 N 29),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Службы государственного строительного надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.10.2017 (судья Ищенко Г.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 (судьи Градова О.Г., Привалова А.В., Омельченко В.А.) по делу N А83-11005/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ялтаовощ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа Службы государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Служба, Служба стройнадзора) в регистрации декларации о начале выполнения строительных работ по объекту "Жилой комплекс по ул.Руданского, 21А, г. Ялта", выраженного в письме от 03.05.2017 N 1667/исх., обязании Службу устранить допущенные нарушения законных прав и интересов общества путем регистрации декларации от 25.04.2017 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.10.2017 заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ в регистрации декларации о начале выполнения строительных работ по объекту: "Жилой комплекс по адресу: РК, г. Ялта, ул. Руданского, 21 А", выраженный в письме Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 03.05.2017 N 1667/исх. В удовлетворении требования об обязании Службы государственного строительного надзора Республики Крым устранить допущенные нарушения законных прав и интересов ООО "Ялтаовощ" путем регистрации декларации о начале выполнения строительных работ по объекту: "Жилой комплекс по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Руданского, 21 А" от 25.04.2017 отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: признать незаконным отказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым в регистрации поданной 25.04.2017 обществом с ограниченной ответственностью "Ялтаовощ" декларации о начале выполнения строительных работ по объекту "Строительство многоквартирного жилого дома, "Жилой комплекс" по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Руданского, 21-А", изложенный в письме от 03.05.2017 за N 1667/исх; обязать Службу государственного строительного надзора Республики Крым в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта осуществить регистрацию поданной 25.04.2017 обществом с ограниченной ответственностью "Ялтаовощ" декларации о начале выполнения строительных работ по объекту "Строительство многоквартирного жилого дома, "Жилой комплекс" по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Руданского, 21-А".
В кассационной жалобе Служба стройнадзора просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества, указывая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Полагая, что выводы Двадцать первого арбитражного апелляционного суда основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального права, общество в отзыве на кассационную жалобу просит постановление суда от 01.02.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав присутвовавших в судебном заседании представителей Службы и общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, на основании постановления администрации города Ялты от 05.08.2015 N 1498-п между администрацией г.Ялты (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 26.08.2015, в соответствии с котором в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 90:25:010103:300, для строительства и обслуживания жилого комплекса, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Руданского, 21А.
25.04.2016 Службой Госстройнадзора за N РК08316007093 зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ жилого дома по адресу: г.Ялта, ул.Руданского, 21 "А", этажность:3 цокольных +8 жилых+1 технический этаж.
В соответствии с указанной декларацией ответственным за проведение авторского надзора указана Карташова Нина Ивановна-главный архитектор проекта.
28.02.2017 письмом (исх.N 11-15/1029) Служба госстройнадзора уведомила общество об отмене в соответствии с приказом от 28.02.2017 N 12 "ОД" регистрации декларации о начале строительных работ в связи с выявлением недостоверных сведений, на основании информационного письма прокуратуры Республики Крым. Недостоверными сведениями Служба посчитало информацию о лице, осуществляющем авторский надзор.
25.04.2017 общество обратилось в Службу госстройнадзора для регистрации декларации, приложив пакет документов.
Письмом от 03.05.2017 N 1667/исх Служба возвратила обществу декларацию с пакетом документов, сославшись на приостановление до 01.01.2018 регистрации документов разрешительного характера, дающих право на выполнение строительных работ и подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, в соответствии с п.2 Распоряжения Главы Республики Крым от 24.04.2017 N 198-рг "О некоторых вопросах регулирования градостроительной деятельности".
Не согласившись с отказом Службы от 03.05.2017 N 1667/исх, общество обратилось в арбитражный суд.
Признавая отказ Службы госстройнадзора от 03.05.2017 N 1667/исх незаконным, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ, решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано арбитражным судом незаконным в том случае, если оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ и разъяснениями, приведенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым урегулированы Законом Республики Крым от 16 января 2015 года N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" (далее - Закон N 67-ЗРК/2015).
В соответствии со статьей 21 Закона N 67-ЗРК/2015 разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности (выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, их регистрация) на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Таким уполномоченным органом является Служба госстройнадзора (пункт 1.1 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 169).
Действия Службы госстройнадзора РК по осуществлению регистрации деклараций о начале выполнения строительных работ регламентированы Административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации деклараций о начале выполнения строительных работ и выдаче разрешений на выполнение строительных работ, утвержденным Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 15.02.2016 N 20-"П" (ред. от 13.04.2016, далее - Административный регламент N 20-"П").
Названным Административным регламентом урегулирован стандарт предоставления государственной услуги по регистрации деклараций о начале выполнения строительных работ по объектам, относящимся к I - III категориям сложности, и выдаче разрешений на выполнение строительных работ по объектам, относящимся к IV - V категориям сложности (далее - государственная услуга), сроки и последовательность действий, в том числе требования к порядку предоставления государственной услуги.
Из материалов дела следует, что Службой стройнадзора 28.04.2017 получена декларация о начале выполнения строительных работ "жилой комплекс по ул.Руданского, 21А, г.Ялта" и пакет документов от общества "Ялтаовощ".
Подача указанной декларации обществом была обусловлено отменой приказом Службы стройнадзора от 28.02.2017 N 12-"ОД" регистрации ранее имевшейся у общества декларации о начале выполнения строительных работ по указанному объекту и зарегистрированной Службой 25.04.2016 N РК 08316007093.
Однако, уведомлением от 03.05.2017 N 1667/исх Служба возвратила обществу поданную декларацию от 25.04.2017 и пакет документов, сославшись на распоряжение Главы Республики Крым от 24.04.2017 N 198-рг.
Вместе с тем, из пункта 3.3.3 Административного регламента N 20-"П" следует, что Служба имеет право возвратить поданную декларацию только в случае если декларация подана или заполнена с нарушением Порядка.
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство в соответствии с пунктом 3.7.1 Административного регламента являются: непредставление документов, необходимых для выдачи такого разрешения; несоответствие представленных документов требованиям законодательства; выявление недостоверных сведений в представленных документах.
Таких оснований для возврата или отказа Службой не приведено.
Кроме того, судом апелляционной инстанции обоснованно, исходя из положений ст. 69 АПК РФ, учтено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.10.2017 по делу NА83-2635/2017 признан незаконным приказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 28.02.2017 N 12 "ОД" об отмене регистрации декларации N РК08316007093 от 25.04.2016. Указанное решение суда было предметом проверки судами апелляционной и кассационной инстанций (постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 и Арбитражного суда Центрального округа от 10.08.2018).
Из материалов дела следует, что фактически общество в отношении декларации о начале выполнения строительных работ "жилой комплекс по ул.Руданского, 21А, г.Ялта" осуществляло действия по внесению в разрешительный документ изменений в части указания лица, осуществляющего авторский надзор, что регулируется разделом 3.8 Административного регламента N 20-"П".
Судами верно заключено, что приведенное уполномоченным органом основание, послужившее причиной возврата поданной 25.04.2017 декларации, не является законным, поскольку по состоянию на даты подачи и возврата (03.05.2017) объект строительства заявителя не был включен в Перечень - Приложение к Распоряжению Главы Республики Крым от 24.04.2017 N 198-рг, по этому объекту Глава Республики Крым не поручал Службе госстройнадзора РК приостанавливать регистрацию деклараций о начале выполнения строительных работ этого объекта; не запрещал осуществление строительства объекта.
При таких обстоятельствах у Службы стройнадзора не имелось законных оснований для возврата декларации.
Суд округа согласен с судом апелляционной инстанции, который изменяя решение суда первой инстанции, реализовал обязанность, установленную статьей 201 АПК РФ, определив способ восстановления нарушенного права общества - возложение на Службу госстройнадзора обязанности осуществить регистрацию декларации.
При этом, суд апелляционной инстанции учел, что рассматривая споры в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права; определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
Избранный апелляционным судом способ восстановления нарушенного права правомерен, соответствует требованиям статьи 201 АПК РФ и служит целям устранения допущенных Службой стройнадзора нарушений прав и законных интересов заявителя.
Несогласие Службы с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Крым от 30.10.2017 и постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по делу N А83-11005/2017, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 26.03.2018, подлежит отмене (часть 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 4 статьи 283, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.10.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по делу N А83-11005/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Крым от 30.10.2017 и постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по делу N А83-11005/2017, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 26.03.2018.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство в соответствии с пунктом 3.7.1 Административного регламента являются: непредставление документов, необходимых для выдачи такого разрешения; несоответствие представленных документов требованиям законодательства; выявление недостоверных сведений в представленных документах.
Таких оснований для возврата или отказа Службой не приведено.
Кроме того, судом апелляционной инстанции обоснованно, исходя из положений ст. 69 АПК РФ, учтено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.10.2017 по делу NА83-2635/2017 признан незаконным приказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 28.02.2017 N 12 "ОД" об отмене регистрации декларации N РК08316007093 от 25.04.2016. Указанное решение суда было предметом проверки судами апелляционной и кассационной инстанций (постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 и Арбитражного суда Центрального округа от 10.08.2018)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 апреля 2018 г. N Ф10-1014/18 по делу N А83-11005/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11005/17
29.05.2018 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1014/18
26.04.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1014/18
09.04.2018 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1014/18
29.03.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11005/17
01.02.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2849/17
30.10.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11005/17