г. Калуга |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А84-4808/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ю.В. Бутченко |
судей |
Л.В. Солодовой М.М. Нарусова |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: |
А.А. Кучиной |
при участии в заседании: от ГУП "Крымское управление капитального строительства" |
Головченко О.И., представителя по доверенности N 133 от 30.10.2017; Широкова С.В., представителя по доверенности N 155 от 18.01.2018; |
от Правительства Севастополя
от Министерства строительства и архитектуры Республики Крым
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
от ООО "Карпаты ЛТД"
от ООО "Мария"
от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя
от Совета Министров Республики Крым
от ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
от ГУП "Центр эффективного использования собственности города" |
Адаменко Д.А., представителя по доверенности N 3849/31/2-17 от 19.09.2017; Пучкова А.А., представителя по доверенности от 10.01.2018;
Кравец А.В., представителя по доверенности N 2338-Д от 21.12.2017; не явились, извещены надлежащим образом; не явились, извещены надлежащим образом; не явились, извещены надлежащим образом;
Бобковой В.В., представителя по доверенности N 1/01-48/5306 от 09.11.2015; не явились, извещены надлежащим образом;
Каюмовой Н.Н., представителя по доверенности N 1385 от 26.12.2017;
Лукьянчиковой Ю.А., представителя по доверенности N 9-Д от 14.02.2017; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационные жалобы Государственного унитарного предприятия "Крымское управление капитального строительства" и Министерства строительства и архитектуры Республики Крым на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.09.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 по делу N А84-4808/2016,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Крымское управление капитального строительства" (далее - истец, ГУП "Крымское управление капитального строительства") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Правительству Севастополя (далее - ответчик, Правительство) о признании недействительным свидетельства о праве собственности на объект незавершенного строительства готовности - 47%, площадь застройки - 2156,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко-Малиновского зарегистрированное за N 91-91/001/040/2015-918/1 от 03.07.2016 в Управлении государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, а также о признании за истцом права хозяйственного ведения на данный объект незавершенного строительства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО "Карпаты ЛТД", Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ООО "Мария", Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
К участию в деле в качестве соистцов привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крыма и Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора с требованием о признании за Республикой Крым права собственности на объект незавершенного строительства, степень готовности - 47%. площадь застройки - 2156,6 кв. м расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко-Малиновского привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крыма и Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 18.09.2017 (судья Смоляков А.Ю.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 (судьи Евдокимов И.В., Сикорская Н.И., Тарасенко А.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с указанными судебными актами, ГУП "Крымское управление капитального строительства" и Министерство строительства и архитектуры Республики Крым обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Представитель ГУП "Крымское управление капитального строительства" поддержал доводы кассационных жалоб; заявил ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, направленных в суд кассационной инстанции в электронном виде 11 и 14.05.2018 (исх. от 10.05.2018 N 445, 446, 447 и от 11.05.2018 N 451). Пояснил, что между сторонами спора об идентификации спорного объекта не имеется.
Представители Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и Совета Министров Республики Крым поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель Правительства Севастополя возражал против удовлетворения кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что между сторонами спора об идентификации спорного объекта не имеется.
Представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и ГУП "Центр эффективного использования собственности города" поддержали позицию Правительства Севастополя.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев заявленные ГУП "Крымское управление капитального строительства" ходатайства о приобщении дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, так как согласно статье 286 АПК РФ суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия ими судебных актов, а не исследует новые доказательства.
С учетом изложенного представленные дополнительные документы не могут быть приняты во внимание судом округа и подлежат возврату заявителю.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном в статьях 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в ней.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами установлено, что между Инкерманским городским советом депутатов и ЧП "Мария" 24.10.2005 заключен договор аренды земли N 08/05-3, на основании решения девятнадцатой сессии двадцать четвертого созыва Инкерманского городского совета депутатов от 18.02.2005 N 19/355 "О предоставлении из земель государственной собственности в аренду ЧП "Мария" земельного участка площадью 0,9 га для завершения строительства 45-квартирного жилого дома со встроенными помещениями для работы с детьми по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман сроком на 5 лет".
Данный договор зарегистрирован в Государственном комитете Украины по земельным ресурсам 08.11.2005 под N 00009 в книге регистрации договоров аренды земли (номенклатурный N 0405658).
Нахождение указанного земельного участка в коммунальной собственности подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 09.11.2013 N 12518494.
Во исполнение пункта 1.1 указанного договора в срочное платное пользование ЧП "Мария" передан земельный участок площадью 0,9 га для завершения строительства 45-ти квартирного жилого дома со встроенными помещениями, для работы с детьми, который находится по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман.
Согласно пункту 3.1 договора последний заключен на пять лет. После окончания срока договора арендатор имеет преобладающее право возобновления его на новый срок.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора, земельный участок передается в аренду для завершения строительства 45-ти квартирного жилого дома со встроенными помещениями, для работы с детьми. Целевое назначение земельного участка - завершение строительства 45-ти квартирного жилого дома со встроенными помещениями для работы с детьми.
Пунктом 13.1 данного договора аренды земли предусмотрено, что изменение условий договора осуществляется в письменной форме по взаимному согласию сторон.
В соответствии с актом приема-передачи земельного участка от 24.10.2005 земельный участок площадью 0,9 га для завершения строительства 45-ти квартирного жилого дома со встроенными помещениями, для работы с детьми, находящийся по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман, передан ЧП "Мария".
На основании решения Инкерманского городского совета депутатов двадцатой сессии пятого созыва от 15.02.2008 N 20/353 внесены изменения в пункты 1.1, 5.1, 5.2 договора аренды земли от 24.10.2005 N 08/05-3, в соответствии с которым изменился вид целевого назначения земельного участка, а именно: "для строительства многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями, расположенных по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман", в связи с чем подписано дополнительное соглашение от 26.12.2008 N 1 к договору аренды земли от 24.10.2005 N 08/05-3.
После истечения срока действия договора аренды земли от 24.10.2005 N 08/05-3 по результатам рассмотрения ходатайства ЧП "Мария", Инкерманским городским советом принято решение от 13.04.2011 N 07/163 "О возобновлении договора аренды земельного участка площадью 0,9 га для завершения строительства многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями, для работы с детьми, который находится по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман, заключенного Инкерманским городским советом с ЧП "Мария" 24.10.2005. Согласно пункту 2 указанного решения срок аренды земельного участка продлен на два года.
Инкерманским городским советом 23.08.2013 принято решение N 29/708 "О внесении изменений в договор аренды N 08/05-3 от 24.10.2005, зарегистрированный 08.11.2005 под N 040565800009, земельного участка (кадастровый номер 8536310300:73:002:0009) площадью 0,9 га, расположенного по ул. Раенко-ул. Малиновского в г. Инкерман Балаклавского района г. Севастополя, переданного для завершения строительства многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями для работы с детьми частному предприятию "Мария", в соответствии с которым: была заменена сторона в договоре аренды земельного участка от 24.10.2005 N 08/05-3 - Арендатор "ЧП "Мария" на "ООО "Карпаты ЛТД"; последнему установлен срок для завершения строительства многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями для работы с детьми, расположенного по ул. Раенко-ул. Малиновского в г. Инкерман - 5 лет с момента принятия данного решения (до 23.08.2018).
Указанное решение Инкерманского городского совета реализовано посредством подписания между арендодателем и ООО "Карпаты ЛТД" дополнительного соглашения от 02.09.2013 N 5-13/з к договору аренды земельного участка от 24.10.2005 N 08/05-3.
Право аренды ООО "Карпаты ЛТД" на земельный участок зарегистрировано в государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество 24.01.2014, номер записи 16708509.
При этом 26.12.2012 между Министерством обороны Украины в лице временно исполняющего обязанности начальника Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины Широкова С.В. (заказчик) и ООО "Карпаты ЛТД" (генподрядчик) заключен договор N 227/ДКБ Буд подряда на закупку работ по завершению строительства 28-квартирного жилого дома по адресу: г. Севастополь, Инкерман, ул. Малиновского (шифр 9123) сроком действия до 30.09.2014 (с учетом дополнительного соглашения N 2 от 31.12.2013), предметом которого в силу пункта 1.1 является выполнение работ по завершению строительства 28-квартирного жилого дома по адресу: г. Севастополь, Инкерман, ул. Малиновского, общей площадью 1629,09 кв. м. (шифр 9123), которые заказчик поручает выполнить и оплатить генподрядчику, а генподрядчик обязуется на свой риск выполнить и сдать ему законченные работы.
Крымское управление капитального строительства Министерства обороны Украины передало данный объект незавершенного строительства ГУП "Крымское управление капитального строительства" по акту о приеме-передаче групп объектов основных средств (объекты незавершенного строительства) от 30.12.2014 N 0000-00001.
Советом Министров Республики Крым принято распоряжение от 09.12.2014 N 1344-р, на основании которого за ГУП "Крымское управление капитального строительства" закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, находящееся на балансах Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины.
Приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 29.01.2015 N 21 "О закреплении имущества" за ГУП "Крымское управление капитального строительства", на праве хозяйственного ведения закреплен 28-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь. г. Инкерман, ул Малиновского. (Приложение N 1 к Приказу от 29.01.2015 N 21).
ГУП "Крымское управление капитального строительства" (заказчик) и ООО "Карпаты ЛТД" (подрядчик) 19.02.2015 заключили договор подряда N 1 по завершению строительства 28-квартирного 4-этажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Малиновского, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по завершению строительства 28-квартирного 4-этажного жилого дома, общая площадь 1629,09 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Малиновского в объеме, указанном в Приложении N 1 к договору, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Заказчик уполномочен на организацию проведения указанных в настоящем договоре работ на основании преобразования ранее действовавшего Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины и преемственности его прав и обязанностей, а также на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 09.12.2014 N 1344-р "О закреплении имущества" за ГУП "Крымское управление капитального строительства" (пункт 1.3 договора).
Распоряжением Правительства Севастополя от 26.06.2015 N 537-РП "О регистрации прав на объекты недвижимого имущества" в реестр собственности города Севастополя включено следующее имущество: земельный участок (кадастровый номер 91:01:073002:126), площадью 9001 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского; объект незавершенного строительства (кадастровый номер 91:01:073002:128), расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского.
При этом, государственное имущество - объект незавершенного строительства (кадастровый номер - 91:01:073002:128), расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП "Центр эффективного использования собственности города" (пункт 2 распоряжения).
Согласно Выписке из реестра собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь от 01.07.2015 N 000185 объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского с кадастровым номером 91:01:073002:128, является собственностью субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь, правообладателем является ГУП "Центр эффективного использования собственности города".
Согласно Выписке из реестра собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь от 02.07.2015 N 000027 земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского с кадастровым номером 91:01:073002:126, включен в Перечень недвижимого имущества (земельные участки), включенного в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь.
Управлением государственной регистрации права и кадастра 03.07.2015 оформлены свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество:
- земельный участок, по адресу: г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского, кадастровый номер 91:01:073002:126; категория земель: земли населенных пунктов - для завершения строительства 45-квартирного жилого дома со встроенными помещениями для работы с детьми; собственник - субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь;
- объект незавершенного строительства площадью застройки 2156 кв. м по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского, кадастровый номер 91:01:073002:128; собственник - субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь.
Данные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.12.2016 по делу N А84-1167/2015, которым отказано в удовлетворении иска Правительства Севастополя к ООО "Карпаты ЛТД" о признании недействительной сделки по замене стороны в договоре аренды земли от 24.10.2005 N 08/05-З, заключенном между Инкерманским городским советом депутатов и ЧП "Мария", зарегистрированном в Государственном комитете Украины по земельным ресурсам 08.11.2005 под N 00009 в Книге регистрации договоров аренды земли (номенклатурный номер 0405658) и признании недействительным дополнительного соглашения от 02.09.2013 N 5-13/з к указанному договору аренды; истребовании из незаконного владения ООО "Карпаты ЛТД" земельного участка площадью 0,9 га, который находится по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман, для завершения строительства многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями для работы с детьми.
ГУП "Крымское управление капитального строительства", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крыма и Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, ссылаясь на то, что регистрация права собственности на земельный участок и объект незавершенного строительства за городом федерального значения Севастополем существенно препятствует реализации их прав и законных интересов, обратились в суд с настоящими требованиями.
По мнению суда кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно пункту 3 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом. Пунктом 6 указанного решения предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Из положений части 3 статьи 7 и статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно положений статей 2, 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", статей 3 и 6 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", статьи 34 Устава города Севастополя, Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти. Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом установленных настоящей статьей особенностей.
В соответствии с абзацем 9 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона города Севастополя 24.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17.03.2014, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Из анализа указанных норм следует, что при формировании нормативной базы распределения предметов ведения органов государственной власти города федерального значения Севастополя и Республики Крым применен территориальный принцип отнесения объектов и полномочий по распоряжению ими к предмету ведения того или иного субъекта.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона города Севастополя от 03.06.2014 N 17-ЗС "Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе" город Инкерман наделен статусом внутригородского муниципального образования.
Суды установили, что спорный земельный участок площадью 0,9 га находится в г. Инкерман по ул. Раенко - ул. Малиновского, то есть на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, а объект незавершенного строительства до 18.03.2014 находился на балансе Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины и государственного предприятия Министерства обороны Украины "Крымвоенстрой".
Следовательно, спорный объект находился в государственной собственности Украины и расположен на территории города Севастополя.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями частей 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона города Севастополя 24.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", пункта 2 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", части 2 статьи 4 Закона города Севастополя от 03.06.2014 N 17-ЗС "Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе", части 2 статьи 31, пункта 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя, и принимая во внимание распоряжение Правительства Севастополя от 26.06.2015 N 537-РП "О регистрации прав на объекты недвижимого имущества", согласно которому в реестр собственности города Севастополя включены: земельный участок (кадастровый номер 91:01:073002:126), площадью 9001 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского, а также объект незавершенного строительства (кадастровый номер 91:01:073002:128), расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского, который закреплен на праве хозяйственного ведения за ГУП "Центр эффективного использования собственности города", суды пришли к выводу о том, что право государственной собственности на объект незавершенного строительства, расположенный адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского и закрепления его на праве хозяйственного ведения за ГУП "Центр эффективного использования собственности города", в силу действующего нормативно-правового регулирования, является собственностью субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя в силу закона.
Принятие органами государственной власти Республики Крым распорядительных актов в отношении данного имущества (распоряжение Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 N 1344-р о закреплении за ГУП "Крымское управление капитального строительства" права хозяйственного ведения на имущество, находящееся на балансах Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины и Государственного предприятия Министерства обороны Украины "Крымвоенстрой", приказ Министерства строительства и архитектуры Республики Крым N 21 от 29.01.2015, которым за ГУП "Крымское управление капитального строительства" закреплено на праве хозяйственного ведения, в том числе 28 квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Малиновского) не влечет прекращения зарегистрированного права собственности города федерального значения Севастополя.
При этом, суды учли, что нормы действующего законодательства Российской Федерации не имеют обратного действия; правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства (Определение ВС РФ от 27.10.2014 N 308-ЭС14-1939).
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам и не противоречат им.
С учетом изложенного, отсутствуют основания считать, что право собственности на спорное имущество зарегистрировано за городом федерального значения Севастополем неправомерно.
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителей кассационных жалоб в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы, а фактически выражают несогласие с ними, в связи с иной правовой оценкой установленных обстоятельств, и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателей жалоб с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов.
Нарушений Арбитражным судом города Севастополя и Двадцать первым арбитражным апелляционным судом норм процессуального права, являющихся согласно статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.09.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 по делу N А84-4808/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Бутченко |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.