22 декабря 2017 г. |
Дело N А84-4808/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 декабря 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Сикорской Н.И., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глазуновой М.М.,
при участии:
от Государственного унитарного предприятия "Крымское управление капитального строительства", Головченко О.И., представитель по доверенности от 30.10.2017 N 133,
от Правительства Севастополя, Адаменко Д.А., представитель по доверенности от 19.09.2017 N 3849/31/2-17,
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Кравец А.Н., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 01-Д,
от Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Пучков А.А., представитель по доверенности от 10.01.2017 N б/н,
от Государственного унитарного предприятия "Центр эффективного использования собственности города", Лукьянчикова Ю.А., представитель по доверенности от 14.02.2017 N 9-Д,
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Каюмова Н.Н., представитель по доверенности от 10.01.2017 N 10,
от Федерального государственного казённого учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Кравец А.Н., представитель по доверенности от 01.12.2017 N 556,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного унитарного предприятия "Крымское управление капитального строительства" и Министерства строительства и архитектуры Республики Крым на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 сентября 2017 года по делу N А84-4808/2016 (судья Смоляков А.Ю.)
по иску Государственного унитарного предприятия "Крымское управление капитального
строительства" (ул. Железнодорожная, 5, г. Симферополь, Республика Крым, 295043)
к Правительству Севастополя ( ул. Ленина, 2, г. Севастополь,299011)
соистцы:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, д.17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015)
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (295001, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, дом 17)
третьи лица, заявляющие самостоятельные требований относительно предмета спора:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Государственное унитарное предприятие "Центр эффективного использования собственности города" (ул. Адмирала Октябрьского, дом 8, г. Севастополь, 299011)
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, дом 2, ул. Советская, 9, г. Севастополь, 299011)
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, дом 2)
Совет Министров Республики Крым (пр-т Кирова, дом 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005)
Федеральное государственное казённое учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (299003, г. Севастополь, ул. Гидрографическая, дом 1-В)
Общество с ограниченной ответственностью "Карпаты ЛТД" (297570, Республика Крым, Симферопольский район, с. Чистенькое, Севастопольское шоссе, дом 2-А)
Общество с ограниченной ответственностью "Мария" (299003, г. Севастополь, ул. Коммунистическая, дом 34, оф. 44)
о признании права собственности,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Крымское управление капитального строительства" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Правительству Севастополя (с учетом уточненных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с требованием о признании недействительным свидетельства о праве собственности на объект незавершенного строительства готовности - 47%, площадь застройки - 2156,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко -Малиновского зарегистрированное за N 91-91/001/040/2015-918/1 от 03.07.2016 в Управлении государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, а также о признании за истцом права хозяйственного ведения на данный объект незавершенного строительства (т.3, л. 3-8).
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 18.01.2017 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Карпаты ЛТД", Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Общество с ограниченной ответственностью "Мария", Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Федеральное государственное казённое учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в порядке статьи 51 АПК РФ(т.1, л.181-184).
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 05.04.2017 привлечены к участию в деле в качестве соистцов: Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке статьи 46 АПК РФ; привлечены к участию в деле, в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крыма и Министерство строительства и архитектуры Республики Крым с требованием о признании за Республикой Крым права собственности на объект незавершенного строительства, степень готовности - 47%. площадь застройки - 2156,6 кв. м. расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко-Малиновского (т.3, л.64-69).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 18 сентября 2017 года по делу в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Государственное унитарное предприятие "Крымское управление капитального строительства", обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования первоначального истца и соистцов.
Не согласившись с решением суда, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования первоначального истца и соистцов.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что спорный объект незавершенного строительства незаконно зарегистрирован за субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Севастополь, при этом доказательств того, что указанный объект являлся именно собственностью Украины ответчик не предоставил. Ответчик самостоятельно установил принадлежность объекта незавершенного строительства к государственной собственности Украины и осуществил ее регистрацию не учитывая при этом прав третьих лиц. Кроме того, истцом предоставлены доказательства того, что спорный объект находится в фактическом владении именно ГУП "Крымское управление капитального строительства".
16.11.2017 от Совета Министров Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что Правительство Севастополя существенно нарушило права и интересы Республики Крым. ГУП "Крымское управление капитального строительства" в нарушение статьи 294 ГК РФ, фактически утратило право владения и пользования имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения. В нарушение норм действующего законодательства Правительство Севастополя превысило предоставленные полномочия и распорядилось государственным имуществом субъекта Российской Федерации, управление которым не входит в его компетенцию.
20.11.2017 от Правительства Севастополя потупил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на то, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах являются необоснованными и противоречат доказательствам, имеющимся в материалах дела, в связи с чем, просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 18.12.2017 представитель Государственного унитарного предприятия "Крымское управление капитального строительства", Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым поддержали апелляционные жалобы, просят их удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенных в них.
Представители Правительства Севастополя, Государственного унитарного предприятия "Центр эффективного использования собственности города", Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Федерального государственного казённого учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, просили в их удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.12.2016 по делу N А84-1167/2015 в удовлетворении иска Правительства Севастополя к Обществу с ограниченной ответственностью "Карпаты ЛТД" о признании недействительной сделки по замене стороны в договоре аренды земли от 24.10.2005 N 08/05-З, заключённом между Инкерманским городским советом депутатов и Частным предприятием "Мария", зарегистрированном в Государственном комитете Украины по земельным ресурсам 08.11.2005 под N 00009 в Книге регистрации договоров аренды земли (номенклатурный номер 0405658) и признании недействительным дополнительного соглашения от 02.09.2013 N 5-13/з к указанному договору аренды; истребовании из незаконного владения ООО "Карпаты ЛТД" земельного участка площадью 0,9 га, который находится по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман, для завершения строительства многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями для работы с детьми, отказано (т.1, л.150-169).
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из содержания данной правовой нормы следует, что факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены в судебном акте, приобретают качества достоверности, пока акт не отменен или не изменен путем надлежащей процедуры
Указанным решением установлено, что 24.10.2005 на основании решения девятнадцатой сессии двадцать четвертого созыва Инкерманского городского совета депутатов от 18.02.2005 N 19/355 "О предоставлении из земель государственной собственности в аренду ЧП "Мария" земельного участка площадью 0,9 га для завершения строительства 45-ти квартирного жилого дома со встроенными помещениями для работы с детьми по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман сроком на 5 лет" между Инкерманским городским советом депутатов и Частным предприятием "Мария" заключен договор аренды земли N 08/05-3.
Данный договор зарегистрирован в Государственном комитете Украины по земельным ресурсам 08.11.2005 под N 00009 в книге регистрации договоров аренды земли (номенклатурный N 0405658).
Нахождение указанного земельного участка в коммунальной собственности подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 09.11.2013 N 12518494.
Во исполнение пункта 1.1 указанного договора в срочное платное пользование ЧП "Мария" передан земельный участок площадью 0,9 га для завершения строительства 45-ти квартирного жилого дома со встроенными помещениями, для работы с детьми, который находится по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман.
Согласно пункту 3.1 договора последний заключен на пять лет. После окончания срока договора арендатор имеет преобладающее право возобновления его на новый срок.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора, земельный участок передается в аренду для завершения строительства 45-ти квартирного жилого дома со встроенными помещениями, для работы с детьми. Целевое назначение земельного участка - завершение строительства 45-ти квартирного жилого дома со встроенными помещениями для работы с детьми.
Пунктом 13.1 данного договора аренды земли предусмотрено, что изменение условий договора осуществляется в письменной форме по взаимному согласию сторон.
В соответствии с актом приема-передачи земельного участка от 24.10.2005 земельный участок площадью 0,9 га для завершения строительства 45-ти квартирного жилого дома со встроенными помещениями, для работы с детьми, находящийся по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман, передан ЧП "Мария".
На основании решения Инкерманского городского совета депутатов двадцатой сессии пятого созыва от 15.02.2008 N 20/353 внесены изменения в пункты 1.1, 5.1, 5.2 договора аренды земли от 24.10.2005 N 08/05-3, в соответствии с которым изменился вид целевого назначения земельного участка, а именно: "для строительства многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями, расположенных по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман", в связи с чем подписано дополнительное соглашение от 26.12.2008 N 1 к договору аренды земли от 24.10.2005 N 08/05-3.
После истечения срока действия договора аренды земли от 24.10.2005 N 08/05-3 по результатам рассмотрения ходатайства ЧП "Мария", Инкерманским городским советом принято решение от 13.04.2011 N 07/163 "О возобновлении договора аренды земельного участка площадью 0,9 га для завершения строительства многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями, для работы с детьми, который находится по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман, заключенного Инкерманским городским советом с ЧП "Мария" 24.10.2005.
Согласно пункту 2 указанного решения срок аренды земельного участка продлен на два года.
Как усматривается из материалов дела, 23.08.2013 Инкерманским городским советом принято решение N 29/708 "О внесении изменений в договор аренды N 08/05-3 от 24.10.2005, зарегистрированный 08.11.2005 под N040565800009, земельного участка (кадастровый номер 8536310300:73:002:0009) площадью 0,9 га, расположенного по ул. Раенко-ул. Малиновского в г. Инкерман Балаклавского района г. Севастополя, переданного для завершения строительства многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями для работы с детьми частному предприятию "Мария", в соответствии с которым: была заменена сторона в договоре аренды земельного участка от 24.10.2005 N 08/05-3 - Арендатор "ЧП "Мария" на "ООО "Карпаты ЛТД"; последнему установлен срок для завершения строительства многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями для работы с детьми, расположенного по ул. Раенко-ул. Малиновского в г. Инкерман - 5 лет с момента принятия данного решения (до 23.08.2018) (т.1, л. 17-18).
Указанное решение Инкерманского городского совета реализовано посредством подписания между арендодателем и ООО "Карпаты ЛТД" дополнительного соглашения от 02.09.2013 N 5-13/з к договору аренды земельного участка от 24.10.2005 N 08/05-3
Право аренды ООО "Карпаты ЛТД" на земельный участок зарегистрировано в государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество 24.01.2014, номер записи 16708509.
При этом, 26.12.2012 между Министерством обороны Украины в лице временно исполняющего обязанности начальника Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины Широкова С.В. (заказчик) и ООО "Карпаты ЛТД" (генподрядчик) заключен договор N 227/ДКБ Буд подряда на закупку работ по завершению строительства 28-квартирного жилого дома по адресу:
г. Севастополь, Инкерман, ул. Малиновского (шифр 9123) сроком действия до 30.09.2014 (с учетом дополнительного соглашения N 2 от 31.12.2013), предметом которого в силу пункта 1.1 является выполнение работ по завершению строительства 28-квартирного жилого дома по адресу: г. Севастополь, Инкерман, ул. Малиновского, общей площадью 1629,09 кв. м (шифр 9123), которые заказчик поручает выполнить и оплатить генподрядчику, а генподрядчик обязуется на свой риск выполнить и сдать ему законченные работы (т.1, л. 61-73).
Крымское управление капитального строительства Министерства обороны Украины передало данный объект незавершенного строительства ГУП "Крымское управление капитального строительства" по акту о приеме-передаче групп объектов основных средств (объекты незавершенного строительства) от 30.12.2014 N 0000-00001.
09.12.2014 Советом Министров Республики Крым принято распоряжение N 1344-р, на основании которого за ГУП "Крымское управление капитального строительства" закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, находящееся на балансах Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины (т.1, л.60).
Приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым N 21 от 29.01.2015 "О закреплении имущества" за ГУП "Крымское управление капитального строительства", на праве хозяйственного ведения закреплен 28-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь. г. Инкерман, ул Малиновского.(Приложение N 1 к Приказу от 29.01.2015 N 21) (т.1, л. 32-38).
19.02.2015 ГУП "Крымское управление капитального строительства" (заказчик) и ООО "Карпаты ЛТД" (подрядчик) заключили договор подряда N 1 по завершению строительства 28-квартирного 4-этажного жилого дома, расположенного по адресу:
г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Малиновского, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по завершению строительства 28-квартирного 4-этажного жилого дома, общая площадь 1629,09 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Малиновского в объеме, указанном в Приложении N 1 к договору, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы (т.1, л. 25-31).
Заказчик уполномочен на организацию проведения указанных в настоящем договоре работ на основании преобразования ранее действовавшего Крымского управления капительного строительства Министерства обороны Украины и преемственности его прав и обязанностей, а также на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 09.12.2014 N 1344-р "О закреплении имущества" за ГУП "Крымское управление капитального строительства" (пункт 1.3 договора).
Распоряжением Правительства Севастополя от 26.06.2015 N 537-РП "О регистрации прав на объекты недвижимого имущества" включено в реестр собственности города Севастополя следующее имущество: земельный участок (кадастровый номер 91:01:073002:126), площадью 9001 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского; объект незавершенного строительства (кадастровый номер 91:01:073002:128), расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского (т.2, л.4-5).
Закреплено на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием "Центр эффективного использования собственности города" государственное имущество- объект незавершенного строительства (кадастровый номер - 91:01:073002:128), расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского (пункт 2 распоряжения).
Согласно Выписке из Реестра собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь от 01.07.2015 N 000185 объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского с кадастровым номером 91:01:073002:128, является собственностью субъекта Российской Федерации- города федерального значения Севастополь, правообладателем является ГУП "Центр эффективного использования собственности города" (т.3, л. 40-41).
Согласно Выписке из Реестра собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь от 02.07.2015 N 000027 земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского с кадастровым номером 91:01:073002:126, включен в Перечень недвижимого имущества (земельные участки), включенного в собственность субъекта Российской Федерации- города федерального значения Севастополь (т.3, л. 49-51).
03.07.2015 Управлением государственной регистрации права и кадастра оформлены свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество:
- земельный участок, по адресу: г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского, кадастровый номер 91:01:073002:126; категория земель: земли населенных пунктов - для завершения строительства 45-ти квартирного жилого дома со встроенными помещениями для работы с детьми; собственник - субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь;
- объект незавершенного строительства площадью застройки 2156 кв. м по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского, кадастровый номер 91:01:073002:128; собственник - субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь.
Ссылаясь на тот факт, что за городом федерального значения Севастополем зарегистрировано право собственности на земельный участок и объект незавершенного строительства, что существенно нарушает права истца и препятствует реализации его прав и законных интересов, поскольку приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 29.01.2015 N 21 "О закреплении имущества" за ГУП Крымское управление капитального строительства" спорный объект закреплен на праве хозяйственного ведения за истцом, последний обратился в арбитражный суд с требованием о признании отсутствующим права собственности на упомянутый объект незавершенного строительства и признании недействительным свидетельства о праве собственности на спорный объект.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
Согласно пункту 3 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом. Пунктом 6 указанного решения предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
В соответствии со статьей 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", с учетом установленных настоящей статьей особенностей.
Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 N 483.
В соответствии с абзацем 9 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как верно установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок площадью 0,9 га находится в г. Инкерман по ул. Раенко - ул. Малиновского, то есть на территории отдельного субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.
Объект незавершенного строительства до 18.03.2014 находился на балансе Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины и государственного предприятия Министерства обороны Украины "Крымвоенстрой".
Судом перовой инстанции верно отмечено, что при формировании нормативной базы распределения предметов ведения органов государственной власти города федерального значения Севастополя и Республики Крым применен исключительно территориальный принцип отнесения объектов и полномочий по распоряжению ими к предмету ведения того или иного субъекта.
Спорный объект до распоряжения им Республикой Крым находился в государственной собственности Украины и расположен на территории города Севастополя, в связи с чем в силу действующего нормативно-правового регулирования по умолчанию является собственностью города Севастополя.
Из представленных документов следует, что в отношении объекта незавершенного строительства, возведенного на земельном участке площадью 0,9 га, расположенного по ул. Раенко - ул. Малиновского в г. Инкерман, Совет министров Республики Крым издал распоряжение от 09.12.2014 N 1344-р о закреплении за ГУП "Крымское управление капитального строительства" права хозяйственного ведения на имущество, находящееся на балансах Крымского управления капитального строительства Министерства обороны Украины и Государственного предприятия Министерства обороны Украины "Крымвоенстрой". В последующем, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым приказом N 21 от 29.01.2015 закрепило за ГУП "Крымское управление капитального строительства" на праве хозяйственного ведения, в том числе 28 квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, г. Инкерман, ул. Малиновского.
Однако, принятие органами государственной власти Республики Крым распорядительных актов в отношении данного имущества не влечет прекращения права собственности города федерального значения Севастополя на это имущество.
При этом судом учитывается, что нормы действующего законодательства Российской Федерации не имеют обратного действия; правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства (Определение ВС РФ от 27.10.2014 N 308-ЭС14-1939).
Согласно ст. 1 Закона города Севастополя 24.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17.03.2014, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона города Севастополя от 03.06.2014 N 17-ЗС "Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе" город Инкерман наделен статусом внутригородского муниципального образования.
В части второй статьи 31 Устава города Севастополя определено, что Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
Пунктом 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство города Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" последнее в пределах своих полномочий, в частности организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
26.06.2015 Правительство Севастополя издало распоряжение N 537-РП "О регистрации прав на объекты недвижимого имущества", согласно которому, включено в реестр собственности города Севастополя следующее имущество: земельный участок (кадастровый номер 91:01:073002:126), площадью 9001 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского и объект незавершенного строительства (кадастровый номер 91:01:073002:128), расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского, который закреплен на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием "Центр эффективного использования собственности города".
В соответствии с частями 1,2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании вышеперечисленных правовых норм можно сделать вывод о том, что право государственной собственности на объект незавершенного строительства, расположенного адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко - ул. Малиновского и закрепления его на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием "Центр эффективного использования собственности города" возникло у субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя в силу закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что материалами дела подтверждается факт государственной регистрации права собственности за Правительством Севастополя на объект незавершенного строительства. В данном случае, из закона или судебного акта не следует неправомерности приобретения ответчиком права собственности на спорный объект.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истцом не доказано нарушение его прав, в защиту которых подан настоящий иск, при таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
С учётом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на оценке всех представленных доказательств в совокупности, что соответствует требованиям ст. 71 АПК РФ, являются правильными, соответствуют материалам дела и требованиям действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 сентября 2017 года по делу N А84-4808/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного унитарного предприятия "Крымское управление капитального строительства" и Министерства строительства и архитектуры Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4808/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 мая 2018 г. N Ф10-1004/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУП "КРЫМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Ответчик: Правительство г.Севастополя
Третье лицо: ГУП "Центр эффективного использования собственности города", ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, ООО "Карпаты ЛТД", ООО "Мария", СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА И КАДАСТРА СЕВАСТОПОЛЯ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРЫМСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ, Главное управление имущественных и земельных отношений
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1004/18
17.05.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2334/17
18.04.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2334/17
22.12.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2334/17
18.09.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-4808/16