г. Калуга |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А62-4069/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.05.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Егорова Е.И. |
|
Судей |
Ермакова М.Н. Радюгиной Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А. Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляют: от Арбитражного суда Смоленской области - секретарь судебного заседания Мамоненкова М.Б., от Арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Кузина И.А. В порядке пункта 2 части 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание Арбитражного суда Смоленской области, установлены судьей Арбитражного суда Смоленской области Красильниковой В.В. | ||
при участии в заседании от: |
|
|
общества с ограниченной ответственностью "Два" 214018, г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 26, офис 22 ОГРН 1136733013438
|
Лебедевой А.А. - представителя по доверенности б/н от 11.05.2017; |
|
Смоленской таможни 214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д.105 ОГРН 1026701425849 |
Соловьевой Е.В. - представителя по доверенности N 04-50/7 от 19.01.2018 |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Два" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 (судьи: Рыжова Е.В., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А62-4069/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДВА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Смоленской таможни от 16.03.2017 N 10113000/210/160317/Т0014 принятого по результатам камеральной таможенной проверки
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.09.2017 в удовлетворении требований отказано.
Поскольку арбитражным апелляционным судом при рассмотрении апелляционной жалобы установлено наличие безусловного основания для отмены судебного акта, предусмотренного пунктом 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации- неподписание решения судьей, определением от 18.12.2017 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в силу части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.09.2017 отменено в силу пункта 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как не подписано судьей. В удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе, уточненной в ходе кассационного производства, Общество выражает несогласие с постановлением арбитражного апелляционного суда. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. Просит отменить постановление апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве Смоленская таможня возражает доводам жалобы. Полагает, что доводы подлежат отклонению, так как не опровергают выводы Двадцатого арбитражного апелляционного суда, а выражают лишь несогласие Общества с ними, что не является основанием для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанций. Обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства исследованы судом апелляционной инстанций в полном объеме, им дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Просит отказать в ее удовлетворении.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Общества и Смоленской таможни, обсудив доводы жалобы и отзыва, арбитражный суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления арбитражного апелляционного суда.
Из материалов дела следует, что Смоленской таможней проведена камеральная таможенная проверка Общества по декларированию товаров 0808, 0809 товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС (яблоки, сливы свежие), страна происхождения - Республика Молдова, выпущенных для внутреннего потребления на территории Республики Беларусь, и ввезенных на территорию Российской Федерации за период с 01.01.2015 по 01.03.2016.
По результатам камеральной таможенной проверки Смоленской таможней принято решение от 16.03.2017 N 10113000/210/160317/Т0014, согласно которому с Общества взыскана ввозная таможенная пошлина в сумме 7 538 468,77 руб.
Основанием для произведенных доначислений послужил вывод Смоленской таможни о неисполнении Обществом обязанности по декларированию в установленной форме товара, происхождения из Республики Молдова, при его ввозе в Российскую Федерацию и уплате таможенных платежей.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суды установили следующее.
Обществом в период с 01.01.2015 по 01.03.2016 из Республики Беларусь в рамках договоров поставки, заключенных с ООО "Транспетробалтик" (Республика Беларусь), с СООО "Брествнештанс" (Республика Беларусь), ввезены товары, происходящие из Республики Молдова (далее - товары): - "яблоки свежие урожай 2015 года", классифицируемые в товарных подсубпозициях 0808 10 800 8, 0808 10 800 6 ТН ВЭД ЕАЭ; - "сливы свежие", классифицируемые в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 0809 40 050 0, в общем количестве 1 442 122 кг.
Обществом на протяжении проверяемого периода в таможню представлялись статистические формы учета перемещения товаров во взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза, в том числе по товарам, страной происхождения которых заявлена Республика Молдова.
В результате анализа сведений, содержащихся в электронных копиях ДТ, оформленных в Республике Беларусь, с помощью КПС ИАС "Мониторинг-анализ" установлено, что в графе 36 ДТ ("Преференция") декларантами в Республике Беларусь (ООО "Транспетробалтик", СООО "Брествнештанс") заявлены льготы по уплате таможенных пошлин, код преференции - "ООЭБ-ОО".
В соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей (Приложение N 7 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378) коду "ЭБ" соответствует льгота - "тарифная преференция в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с Республика Беларусь зону свободной торговли, а также товаров, происходящих и вывозимых из Республика Беларусь в государства, образующие вместе с Республика Беларусь зону свободной торговли".
В графе 47 ДТ "исчисление платежей" таможенные пошлины указаны под кодом вида платежа "2010", способ уплаты таможенных пошлин - код "УН".
В соответствии с классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (Приложение N 10 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378) способ платежа "УН" означает "условное начисление таможенных пошлин, освобождение от которых предусмотрено международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством государств - членов Евразийского экономического союза".
При ввозе товаров из Республики Молдова на территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) и таможенном декларировании в Республике Беларусь были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин в соответствии с Договором о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) и постановлением Совета Министров Республика Беларусь от 10.02.1997 N 72.
В соответствии со статьей 203 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N311ФЗ) товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза и положениями главы 24 Закона N 311-ФЗ при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
Суды правильно указали, что свободный оборот товаров без ограничений по их пользованию и распоряжению, ввезенных на территорию Российской Федерации, возможен только после их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 210 Таможенного кодекса Таможенного союза, к которым, в частности, относится уплата ввозных таможенных пошлин. В то же время отдельными нормативными актами, в том числе международными договорами с государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены льготы по уплате таможенных (ввозных) пошлин.
Согласно пункту 1 статьи 102 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 государства - члены вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании заключенных до 01.01.2015 международных договоров этого государства-члена с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства-члены.
Такой договор был разработан и подписан 18.10.2011 государствами - участниками Содружества Независимых государств - Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 настоящий Договор не препятствует Сторонам участвовать в соглашениях о таможенном союзе, свободной торговле и приграничной торговле в соответствии с правилами ВТО, и, в частности статьи XXIV ГАТТ 1994.
В свою очередь, согласно приложению 6 к Договору о зоне свободной торговли в случае, если участие одной из сторон в таком соглашении ведет к росту импорта из такой Стороны в таких объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства-участники Таможенного союза, без ущерба для применения во взаимной торговле специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, после проведения соответствующих консультаций Сторонами оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой первой Стороны в размере ставки наибольшего благоприятствования.
Пунктом 2 Решения Высшего Евразийского экономического совета от 24.10.2013 N 48 "О мерах, предусмотренных приложением 6 к Договору о зоне свободной торговли от 18.10.2011" установлено, что одностороннее применение государством-членом Таможенного союза и Единого экономического пространства пошлин в отношении товаров, импортируемых из государства-участника Договора, согласно приложению 6 к Договору может осуществляться в размере ставки режима наибольшего благоприятствования.
Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между Территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей - регулируются Законом N 311-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 736 "О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова" установлены ввозные таможенные пошлины в отношении ряда товаров в размере ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза", а именно:
- на "яблоки свежие....", классифицируемые в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 0808 10 800 6, установлена ввозная таможенная пошлина в размере 0,076 евро/кг;
- на "яблоки свежие...", классифицируемые в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 0808 10 800 8, установлена ввозная таможенная пошлина в размере 0,09 евро/кг;
- на "слива свежая...", классифицируемая в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 0809 40 050 0, установлена ввозная таможенная пошлина в размере 5 % от таможенной стоимости товара.
В соответствии с Договором о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербург 18.10.2011) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.1997 N 72 Минской региональной таможней в отношении спорного товара предоставлены льготы по уплате таможенных платежей в виде тарифных преференций, о чем в графе 36 белорусской таможенной декларации на товар, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 (в редакции решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.02.2013 N 22) проставлен код льготы по уплате таможенной пошлины - "ЭБ" - "Тарифная преференция в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с Республикой Беларусь зону свободной торговли, а также товаров, происходящих и вывозимых из Республики Беларусь в государства, образующие вместе с ней зону свободной торговли".
Согласно части 3 статьи 228 Закона N 311-ФЗ, в случаях, если при выпуске для внутреннего потребления в государствах-членах Таможенного союза в отношении товаров предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, уплата (доплата) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляются при их декларировании в соответствии с частью 6 статьи 217 Закона N 311-ФЗ, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 6 статьи 217 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать в отношении отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства - члена Таможенного союза, обязанность их декларирования таможенному органу, если на территории государства - члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин.
Правила декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 N 32 "Об определении Правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" (далее - Правила).
Согласно подпункту б пункта 1 Правил, если на территории государства Союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств Союза в рамках ЕврАзЭС, подлежат декларированию таможенным органам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил декларирование товаров, осуществляется путем подачи декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, заявления таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации, в произвольной форме в 2 экземплярах. Согласно пункту 5 Правил заявление вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящих Правил, подается в таможенный орган в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня ввоза товаров в Российскую Федерацию.
На основании пункта 11 Правил, уплата сумм ввозных таможенных пошлин производится заявителем с применением таможенного приходного ордера.
Согласно подпункту б пункта 12 Правил уплата (доплата) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в следующем порядке - в случаях, указанных в пункте 2 части 6 статьи 217 Закона N 311-ФЗ - ввозные таможенные пошлины уплачиваются в размерах, исчисленных в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской о таможенном деле. Ввозная таможенная пошлина подлежит уплате (доплате) при ввозе в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых на территории государства - члена Таможенного союза были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин.
В связи с этим суды правильно указали, что Общество при ввозе в Российскую Федерацию спорного товара не исполнило обязанность по его декларирования в установленной форме, чем нарушило положения части 3 статьи 228 Закона N 311-ФЗ, подпункт б пункта 1 Правил, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 N 32
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о правомерности начисления таможенных пошлин в отношении спорного товара, страна происхождения Республика Молдова, и ввезенного с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, в размере 7 538 468,77 руб. (без учета пени).
Согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд обязан сначала исследовать каждое доказательство в отдельности, а потом установить взаимосвязь их в совокупности.
Арбитражный суд округа полагает, что арбитражным апелляционным судом не было нарушено положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств, нормы материального права применены правильно.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе не опровергают правильность выводов арбитражного апелляционного суда, а направлены на переоценку установленных обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем арбитражным судом округа отклоняются.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 по делу N А62-4069/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Два" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.