г.Калуга |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А83-7196/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
|
Солодовой Л.В. Бутченко Ю.В. Циплякова В.В.
|
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца: Администрация городского округа Химки Московской области
от ответчика: Администрация города Керчи Республики Крым
от третьих лиц: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования Виктория"
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым |
Бондаревой И.А.- представитель ( дов. N 02 от 17.01.2018) Обухова А.А.- представитель ( дов. N 08 от 22.01.2018)
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще
не явились, извещены надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 по делу N А83-7196/2017,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Химки Московской области обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Администрации города Керчи Республики Крым о признании права собственности на земельный участок площадью 2 838 кв.м, кадастровый номер 90:19:010110:236, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного пользования: "образование и просвещение", расположенного по адресу: ул. Маршала Еременко, 7, г. Керчь, Республика Крым, с указанием в решении суда, что оно является основанием для государственной регистрации права собственности Администрации городского округа Химки Московской области на названный объект недвижимости, а также основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на земельный участок, запись регистрации - N 90-90/016-90/007/975/2016-3417/1 от 18.03.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2017 (судья Лукачев С.О.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 (судьи: Колупаева Ю.В., Горбунова Н.Ю., Сикорская Н.И.) в удовлетворении заявленных требований в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с выводами судов обеих инстанций, Администрации городского округа Химки Московской области обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и апелляционное постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрации городского округа Химки Московской области на основании договора купли-продажи от 22.10.2003 на праве собственности принадлежит строение административного корпуса, литер "А", кадастровый номер 90:19:010110:1020, общей площадью 1383,7 кв. м, расположенное по адресу: Крым, г. Керчь, ул. Еременко, д. 7, которое
В дальнейшем, распоряжением Главы Химкинского района N 373-р от 05.04.2004 указанное здание внесено в реестр муниципальной собственности и передано в оперативное управление Муниципальному учреждению дополнительного образования детей Центр дополнительного образования для детей "Виктория" (далее - МУ ДОД ЦДОД "Виктория").
Договор купли-продажи административного корпуса был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество Украины 25.09.2004.
Спорный земельный участок, на котором расположено строение административного корпуса, был отведен в натуре с установлением границ на основании решения Керченского горсовета от 23.12.2005 под размещение Центра дополнительного образования детей, по ул. Еременко, 7, в г. Керчь, общей площадью 0,2838 га, МУ ДОД ЦДОД "Виктория" для заключения договора аренды сроком 5 лет. Исполнительным комитетом Керченского городского Совета 26.12.2005 утвержден акт установления границ земельного участка в натуре.
Впоследствии 21.01.2007 между Керченским городским Советом и МАУО "Центр дополнительного образования "Виктория" был заключен договор аренды спорного земельного участка сроком на 5 лет, который зарегистрирован в государственном земельном кадастре Украины за N 040700800022.
На кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации спорный земельный участок был поставлен 26.02.2015, как ранее учтенный.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.03.2016 (запись регистрации N 90-90/016-90/007/975/2016-3417/1 от 18.03.2016) и выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Керчь Республика Крым от 15.03.2016 N 13/06-1/79 собственность на земельный участок с кадастровым номером 90:19:0101110:236 зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Керчь Республики Крым на основании Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и постановления Администрации города Керчи Республики Крым, N 263/1-п от 12.02.2016 "О включении в состав имущества муниципальной казны муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым земельного участка с кадастровым номером 90:19:010110:236".
Постановлением Администрации города Керчи N 323/1-п от 18.02.2016, с учетом изменений внесенных постановлением N 787/1-п от 06.07.2016, земельный участок площадью 2838 кв.м, кадастровый номер 90:19:0101110:236, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования- образование и просвещение, расположенный по адресу: г.Керчь, ул. Маршала Еременко, 7, передан в постоянное пользование Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Виктория".
Как следует из сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 15.04.2016, в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МАУ ДО "ЦДО "Виктория" было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с п.3 ст. 3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Администрация муниципального образования городской округ Керчь не имеет права распоряжаться данным земельным участком, поскольку он является
объектом муниципальной собственности городского округа Химки Московской области.
Ссылаясь на нарушение своих прав на спорный земельный участок, истец обратился в суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия полагает, что дав оценку всем обстоятельствам дела, в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, в обоснование своих требований Администрация городского округа Химки Московской области ссылается на положения ч.3 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, согласно которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, среди прочего, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Между тем, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, на момент образования земельного участка, расположенного под зданием по адресу: г. Керчь, ул. Еременко д. 7 действовало законодательство Украины, в рамках которого, 22.01.2007 между Керченским городским Советом и Муниципальным учреждением дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей "Виктория" был заключен договор аренды спорного земельного участка, зарегистрированный в установленном порядке.
Указанный спорный участок в силу ст.ст. 83,84 Земельного Кодекса Украины относился к землям коммунальной собственности города Керчи.
В силу ч.3 ст. 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно п.1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В части 1 статьи 2 Закона N 38-ЗРК закреплено, что права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Судебными актами по делу N А83-4413/2016 было установлено, что спорный земельный участок относится к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, а постановления Администрации города Керчи N 323/1-п от 18.02.2016 и N 787/1-п от 06.07.2016, о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 2838 кв.м, кадастровый номер 90:19:0101110:236, расположенного по адресу: г.Керчь, ул. Маршала Еременко, 7, Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Виктория" признаны законными.
В соответствии с нормами ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А 83-4413/2016, в котором участвовали те же стороны, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего спора.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суды пришли к правомерному выводу о том, что спорный земельный участок является собственностью соответствующего муниципального образования города Керчь Республики Крым и
постановление N 263/1-п от 12.02.2016 "О включении в состав имущества муниципальной казны муниципального образования городской округ Керчь земельного участка с кадастровым номером 90:19:0101110:236" Администрацией города Керчь в пределах полномочий.
Суд округа также соглашается с выводами судов обеих инстанций о том, что право собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на спорный земельный участок возникало не в связи с разграничением государственной собственности на землю согласно ч.3 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, а по основаниям, предусмотренным положениями статьи 83 Земельного кодекса Украины во взаимосвязи со ст. 2 Закона N 38-ЗРК, т.е. к спорным правоотношениям нормы ч.3 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ не применимы.
Кроме того, из содержания указанной нормы не следует, что предоставление одним муниципальным образованием земельного участка учреждению, созданным другим муниципальным образованием, приводит к возникновению у этого муниципального образования права собственности на такой земельный участок.
Судом апелляционной инстанции также верно отмечено, что сам по себе отказ МАУДО "ЦДО "Виктория" в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от 15.04.2016, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации N 90/007/975/2016-3418, не может служить основанием для признания права собственности за Администрацией городского округа Химки Московской области на спорный земельный участок.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении искового заявления Администрация городского округа Химки Московской области.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287 и ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 по делу N А83-7196/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.