Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30 мая 2018 г. N Ф10-1780/18 настоящее постановление оставлено без изменения
19 февраля 2018 г. |
Дело N А83-7196/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Горбуновой Н.Ю., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глазуновой М.М.,
при участии представителей лиц, участвующих в деле:
от Администрации городского округа Химки Московской области - Щегляк А.Н., представитель по доверенности от 07.07.2017 N 27,
от муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования Виктория" - Щегляк А.Н., представитель по доверенности от 07.07.2017 N 27,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2017 по делу N А83-7196/2017 (судья Лукачев С.О.)
по иску Администрации городского округа Химки Московской области (ОГРН 1025006177525, ИНН 5047009801; ул. Московская, 15, г. Химки, Московская область, 141402) к Администрации города Керчи Республики Крым (ОГРН 1149102108715, ИНН 9111005875, ул. Кирова, 17, г. Керчь, Республика Крым, 298300), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, ИНН 9102012065, пр. Кирова, д.13, г. Симферополь, Республика Крым, 295050), муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования Виктория" (ОГРН 1025006180869, ИНН 5047052620, пр. Ленинский, 2, г. Химки, Московская область, 141401)
о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Химки Московской области обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Керчи Республики Крым, в котором просила суд:
- признать право собственности на земельный участок кадастровый номер 90:19:010110:236, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного пользования: "образование и просвещение", общая площадь: 2 838,00 кв.м., расположенный по адресу: ул. Маршала Еременко, 7, г. Керчь, Республика Крым, за муниципальным образованием городской округ Химки Московской области;
- указать в решении суда, что оно является основанием для государственной регистрации права собственности Администрации городского округа Химки Московской области на названный объект недвижимости;
- указать в решении суда, что оно является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на земельный участок, запись регистрации - N 90-90/016-90/007/975/2016-3417/1 от 18.03.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2017 года по делу N А83-7196/2017 в удовлетворении исковых требований Администрации городского округа Химки Московской области к Администрации города Керчи Республики Крым отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Химки Московской области" обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2017 по делу N А83-7196/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные исковые требования Администрации городского округа Химки Московской области удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба Администрации городского округа Химки Московской области обоснована нарушением судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта норм материального права, а именно неприменение судом первой инстанции положений пункта 3 статьи 3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 апелляционная жалоба Администрации городского округа Химки Московской области принята к производству суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Химки Московской области и муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования Виктория" поддержал заявленные в апелляционной жалобе требования, просил суд отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2017 по делу N А83-7196/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные исковые требования Администрации городского округа Химки Московской области удовлетворить в полном объеме.
Администрация города Керчи Республики Крым отзыв на апелляционную жалобу не подала, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отзыв на апелляционную жалобу также не представил, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания уведомлены в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей вышеуказанных лиц.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Администрации городского округа Химки Московской области на основании Договора купли-продажи от 22.10.2003 на праве собственности принадлежит строение административного корпуса, литер "А", кадастровый номер 90:19:010110:1020, назначение: нежилое здание, общей площадью 1383,7 кв.м., расположенное по адресу: Крым, г. Керчь, уд. Еременко, д. 7, которое Распоряжением Главы Химкинского района N 373-р от 05.04.2004 года внесено в реестр муниципальной собственности и передано в оперативное управление МУ ДОД ЦДОД "Виктория".
Договор купли-продажи административного корпуса был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество Украины 25.09.2004.
Спорный земельный участок, на котором расположено строение административного корпуса, был отведен в натуре с установлением границ на основании решения Керченского горсовета от 23.12.2005 года под размещение Центра дополнительного образования детей, по ул. Еременко, 7, в г. Керчь, общей площадью 0,2838 га, Муниципальному учреждению дополнительного образования детей Центр дополнительного образования для детей "ВИКТОРИЯ" для заключения договора аренды сроком 5 лет. Акт установления границ земельного участка в натуре утвержден 26.12.2005 Исполнительный комитетом Керченского городского Совета.
21.01.2007 года между Керченским городским Советом и МАУО "Центр дополнительного образования "Виктория" был заключен договор аренды спорного земельного участка сроком на 5 лет, который зарегистрирован в государственном земельном кадастре Украины за N 040700800022.
На кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации спорный земельный участок был поставлен 26.02.2015, как ранее учтенный.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 18.03.2016 (запись регистрации N 90-90/016-90/007/975/2016-3417/1 от 18.03.2016) и выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Керчь Республика Крым от 15.03.2016 N13/06-1/79 собственность на земельный участок с кадастровым номером 90:19:0101110:236, площадью 2383 кв. м., расположенный по адресу Республика Крым, г. Керчь, ул. Маршала Еременко, 7, зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Керчь Республики Крым на основании Закона Республики Крым N38-ЗРК от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", постановления Администрации города Керчи Республики Крым, N263/1-п от 12.02.2016 "О включении в состав имущества муниципальной казны муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым земельного участка с кадастровым номером 90:19:010110:236".
Постановлением от 18.02.2016 N 323/1-п Администрацией города Керчи принято решение передать в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Виктория" земельный участок площадью 2838 кв.м. га по ул. Маршала Ерёменко, 7 в г. Керчи.
Постановлением от 06.07.2016 N 787/1-п в предыдущее постановление внесены изменения, изложив пункт 1 Постановления Администрации города Керчи Республики Крым от 18.02.2016 N 323/1-п, в новой редакции: "Передать в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Виктория" земельный участок площадью 2838 кв. м по ул. Маршала Еременко, 7 в г. Керчи. Кадастровый номер 90:19:0101110:236. Категория земель - Земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования - образование и просвещение. (код 3.5)
15.04.2016 Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отказал МАУ ДО "ЦДО "Виктория" в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок (кадастровый номер 90:19:0101110:236) по тем основаниям, что в соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок, расположенный под зданием по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Еременко д. 7, является объектом муниципальной собственности городского округа Химки Московской области, в связи с чем Администрация муниципального образования городской округ Керчь не имеет права распоряжаться данным объектом недвижимого имущества.
Полагая свои права нарушенными, Администрация городского округа Химки Московской области обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением о признании права собственности на земельный участок.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных исковых требований о признании права собственности на спорный земельный участок отказал.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу части 1 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Администрация городского округа Химки Московской области обосновывает свои исковые требования положениями части 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, согласно которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, среди прочего, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Однако, на момент образования земельного участка, расположенного под зданием по адресу: г. Керчь, ул. Еременко д. 7 действовало законодательства Украины.
Как следует из материалов дела 22.01.2007 года между Керченским городским Советом и Муниципальным учреждением дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей "Виктория" был заключен договор аренды спорного земельного участка, зарегистрированный в порядке, установленном действующим законодательством Украины.
В силу части 1 статьи 83 Земельного Кодекса Украины, земли, принадлежащие на праве собственности территориальным общинам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью.
Согласно пункту "а" части 2 статьи 83 Земельного Кодекса Украины, в коммунальной собственности находятся: все земли в пределах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной собственности.
Таким образом, спорный земельный участок, находящийся в пределах населенного пункта, в силу статей 83 и 84 Земельного кодекса Украины относился к землям коммунальной собственности города Керчи Автономной Республики Крым.
В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Так, в части 1 статьи 2 Закона N 38-ЗРК закреплено, что права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;
2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым. (пункт 2 статьи 2 Закона N 6-ФКЗ)
Судебными актами по делу N А83-4413/2017, являющимся в силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальными применительно к спорным правоотношениям, установлено, что спорный земельный участок отнесен к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
С учетом анализа вышеприведенных норм права и материалов дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок отнесен к собственности соответствующего муниципального образования города Керчь Республики Крым.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 61 Устава муниципального образования городского округа Керчь Республики Крым, принятого решением 4 сессии Керченского Городского совета 1 созыва от 05.11.2014 N 38-1/14, предусмотрено, что в собственности городского округа могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности городского округа в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 32.1 статьи 48 Устава к полномочиям Администрации города Керчи отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в порядке, установленном Советом.
Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым, N 263/1-п от 12.02.2016 "О включении в состав имущества муниципальной казны муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым земельного участка с кадастровым номером 90:19:010110:236", спорный земельный участок включен в состав имущества муниципальной казны муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым. Указанное постановление является действующим, в административном или судебном порядке не отменено.
Коллегия судей полагает обоснованным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что право собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на спорный земельный участок возникало не в связи с разграничением государственной собственности на землю согласно части 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, а по основаниям, предусмотренным положениями статьи 83 Земельного кодекса Украины во взаимосвязи со статьи 2 Закона N 38-ЗРК.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции относительно того, что к спорным правоотношениям часть 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ неприменима.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что сам по себе отказ МАУДО "ЦДО "Виктория" в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от 15.04.2016, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации N 90/007/975/2016-3418, не может служить основанием для признания права собственности за Администрацией городского округа Химки Московской области на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что Арбитражный суд Республики Крым законно и обоснованно отказал в удовлетворении искового заявления Администрация городского округа Химки Московской области.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2017 по делу N А83-7196/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 декабря 2017 года по делу N А83-7196/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.