г.Калуга |
|
7 июня 2018 г. |
Дело N А84-2936/2017 |
Резолютивная часть постановления составлена 04.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Севриэлт" (299003, г. Севастополь, ул. Коммунистическая, д. 10-А, ОГРН 1149204027917, ИНН 9204013678) - не явились;
от заинтересованных лиц:
Территориального отдела по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (299003, г. Севастополь, ул. Коммунистическая, д. 10) - не явились;
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (295034, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Набережная, д. 67, ОГРН 1147746464403, ИНН 7707832944) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севриэлт" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.11.2017 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 (судьи Карев А.Ю., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу N А84-2936/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Севриэлт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (далее - территориальный отдел Роспотребнадзора, отдел) от 05.06.2016 N 23-00091-01.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (далее - управление Роспотребнадзора).
Решением суда от 03.11.2017 заявление общества удовлетворено частично. Предписание в части абзацев 1, 2, 4, 5, 7, 8, абзаца 9 в части требования иметь документы, подтверждающие вывоз пищевых отходов спецавтотранспортом с кратностью один раз в сутки, абзаца 10 признано недействительным. В удовлетворении заявления в остальной части требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения изменить, требования общества удовлетворить в полном объеме, признав предписание полностью недействительным, ссылаясь на незаконность проведения внеплановой проверки и нарушение процедуры её проведения.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей общества, отдела и управления Роспотребнадзора в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 29.05.2017 руководителем территориального отдела Роспотребнадзора издано распоряжение N 23-00113 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества с целью реализации Приказов Роспотребнадзора от 22.03.2017 N 162 "О проведении внеплановых проверок", от 24.04.2017 N 247 "О проведении внеплановых проверок организаций, оказывающих услуги в сфере розничной торговли, общественного питания, водоснабжения, водоочистки и водоотведения, а также занятых в производстве пищевых продуктов", от 11.06.2014 N 479 "О проведении внеплановых проверок соответствия пищевой продукции из водных биоресурсов"; от 30.01.2017 N 43 "О проведении внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной торговле алкогольной и спиртосодержащей продукции", от 19.08.2014 N 876 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560"; от 06.08.2015 N 640 "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, от 24.06.2015 N 320, от 29.07.2015, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 774", в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
30 мая 2017 г. территориальным отделом проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества в магазине "Купеческий", расположенном по адресу: г. Севастополь, ул. Генерала Хрюкина, 1, по результатам которой, 05.06.2017 составлен акт проверки N 23-00124, в котором отражены выявленные нарушения.
5 июня 2017 г. отдел выдал обществу предписание N 23-00091-01 об устранении в срок до 10.07.2017 установленных нарушений, изложенных в 12-ти абзацах.
Полагая, что предписание территориального отдела является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им правовую оценку и пришел к выводу о недействительности предписания в части абзацев 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9 (частично), 10.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что Роспотребнадзор вправе проводить проверки организаций, оказывающих услуги розничной торговли и общественного питания, в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и выносить предписания по результатам проверок.
В кассационной жалобе общество выражает свое несогласие с судебными актами в части непризнания судами недействительным абзаца 12 предписания, которым администрации предприятия предписано обеспечить необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей, а также в части выводов судов о соблюдении отделом Роспотребнадзора действующего законодательства при проведении внеплановой выездной проверки.
В соответствии с требования части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктом 3 статьи 32 названного Закона установлено, что лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Каким образом осуществлять производственный контроль определено пунктом 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ.
Согласно названной норме права производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 14.1 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001, установлено, что руководитель организации торговли обеспечивает наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке; выполнение постановлений предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы; условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами; организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды; исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования; наличие достаточного количества производственного оборудования и инвентаря, посуды, тары, упаковочных материалов, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; своевременный вывоз мусора, утилизацию использованных люминесцентных ламп; наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; организацию санитарно-просветительной работы с персоналом.
Таким образом, 12 абзац предписания вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Довод кассационной жалобы о нарушении отделом Роспотребнадзора требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при организации и проведении проверки был предметом исследования судов, этому доводу дана надлежащая оценка и этот довод обоснованно отклонен как несостоятельный.
Суды, ссылаясь на пункт 3 части 2, часть 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, абзац 2 пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пришли к правильному выводу о том, что по данной внеплановой проверке согласование с органами прокуратуры не требовалось, а также не требовалось предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.11.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 по делу N А84-2936/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.