г.Калуга |
|
9 июня 2018 г. |
Дело N А84-2970/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 июня 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Бессоновой Е.В. |
|
Смирнова В.И. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Дорониной Л.А. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Фанелс-ТТ" - Струся Б.Ф. доверенность от 29.12.2017 N 16;
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Бекетовой Н.В. доверенность от 26.12.2017 N 1387;
от общества с ограниченной ответственностью "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Память Ленина"- Исаева В.А. доверенность от 01.09.2017;
от Правительства Севастополя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фанелс-ТТ" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.11.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 по делу N А84-2970/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фанелс-ТТ" (далее - ООО "Фанелс-ТТ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) с требованиями о признании недействительными решений государственного органа об отказе в предварительном согласовании предоставления ООО "Фанелс-ТТ" земельных участков, расположенных по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 20, 21 изложенных в письмах от 31.05.2017 N 16266/05-05-21/17 и от 31.05.2017 N 16267/05-05-21/17.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Память Ленина" (далее - ООО "КСП "Память Ленина") и Правительство Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.11.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, настаивая, что ООО "КСП "Память Ленина" не является правообладателем испрашиваемых земельных участков, не имеет отношения к государственному акту на землю, выданному коллективному предприятию "Память Ленина", на вопросы суда дополнительно пояснив, что бывшие земли КСП "Память Ленина" находятся в споре, в том числе в суде общей юрисдикции по искам физических лиц - членов КСП.
Представитель Департамента и ООО "КСП "Память Ленина" возражали против доводов кассационной жалобы.
Правительство представителей в судебное заседание не направило, о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения сторон, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
Как установлено судами, в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ООО "Фанелс-ТТ" (частное предприятие "Фанелс-ТТ", ЕГРПОУ 31544764, зарегистрированное по законодательству Украины 02.04.1993) привело уставные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 31.12.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц, присвоен основной государственный регистрационный номер 1149102184043.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, Департамент - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Таким образом, уполномоченным органом для рассмотрения заявлений о предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, является Департамент.
ООО "Фанелс-ТТ", 19.05.2017, основывая свое право собственности на объекты недвижимого имущества - теплично-овощной комбинат общей площадью 741,5 кв. м, расположенную по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 19 и водонапорную башню, площадью 55,9 кв. м, расположенную по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 20, на нотариально удостоверенных и зарегистрированных в ГКП БТИ г.Севастополя договорах купли-продажи недвижимого имущества, заключенных в 2003 и 2004 году соответственно между сельскохозяйственным производственным кооперативом "Горный" и частным предприятием "Фанелс-ТТ", через государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе" обратилось в Департамент с заявлениями о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, а именно: земельного участка площадью 75490 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 19 и земельного участка площадью 4442 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 20, с целью использования земельных участков для размещения и обслуживания тепличного комбината и водонапорной станции.
К заявлениям были приложены схемы расположения земельных участков, подготовленные кадастровым инженером Гришай А.В.
31.05.2017 письмами N 16266/05-05-21/17, N 16267/05-05-21/17 государственный орган уведомил заявителя об отказе в предварительном согласовании испрашиваемых земельных участков по причине наложения границ этих земельных участков на границы земельных участков, находящихся в частной собственности ООО "КСП "Память Ленина".
Несогласие с отказами послужило основанием обращения Общества в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых решений Департамента действующему законодательству ввиду полного наложения испрашиваемых ООО "Фанелс-ТТ" земельных участков на земельные участки, находящиеся в частной собственности ООО "КСП "Память Ленина", и невозможностью в этой связи предварительного согласования предоставления заявителю испрашиваемых им земельных участков, расположенных по адресам: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 19; г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 20.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, вместе с тем указав, что между сторонами имеется спор о праве на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, который может быть разрешен в порядке иного судопроизводства.
Суд кассационной инстанции выводы суда о наличии препятствий для предварительного согласования места расположения испрашиваемых земельных участков полагает верными, однако выводы о безусловной принадлежности земельных участков ООО "КСП "Память Ленина" находит не относящимися к предмету спору исходя из следующего.
Одним из случаев предоставления земельного участка без торгов из земель государственной (муниципальной) собственности является предоставление в собственность земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений (пункт 6 части 2 статьи 39.3 и статья 39.20 Земельного кодекса).
При этом предварительное согласование места размещения земельного участка, в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации - процедура определения местоположения несформированного ранее земельного участка для указанных целей.
Так, в силу положений ч. 1 ст. 11.2., п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В силу положений статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Соответственно, при предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию места размещения земельного участка уполномоченным органом сначала проверяется схема расположения, и только после ее утверждения производятся остальные действия по процедуре предварительного согласования.
Заявитель по делу обратился в уполномоченный орган в названной процедуре в названных целях, т.е. полагая, что по месту расположения земельных участков никакие земельные участки не сформированы.
Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, в свою очередь, влечет отказ в предварительном согласовании места расположения земельного участка, на что указано в подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с указанной нормой основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка и затем предварительное согласование места расположения земельного участка - технические этапы процедуры предоставления, призванные последовательно определить и согласовать заявителю с уполномоченными органом место расположения земельного участка, и на названных этапах вопросы принадлежности земельных участков не решаются, а проверяется наличие названных технических препятствий для образования на выбранном месте нового земельного участка.
Таковым техническим препятствием, соответственно, является наличие сформированного ранее на этом же месте земельного участка, поскольку процедура предварительного согласования применяется только к свободным территориям, и нарушается запрет, установленный частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ - образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, основание, положенное в основу оспариваемого отказа, предусмотрено законом.
Проверяя факты, положенные в обоснование отказа, суд обоснованно счел доказанным наличие препятствия для утверждения схемы в виде наложения границ образуемых и ранее образованных земельных участков.
Как следует из материалов дела, органами, ответственными за ведение кадастрового учета, уполномоченному органу были предоставлены сведения, что по месту нахождения испрашиваемых участков уже сформированы и поставлены на кадастровый учет, как ранее учтенные земельные участки, иные земельные участки из земель коллективно-долевой собственности.
Правомерность определения местоположения границ ранее учтенных участков, не являлась и не могла являться предметом проверки уполномоченного органа, поскольку органом, ответственным за ведение кадастрового учета, являлся Севреестр, а его действия на этот счет не оспорены и не признаны в установленном порядке неправомерными.
При таких обстоятельствах изложенное являлось безусловным самостоятельным техническим препятствием для продолжения процедуры предоставления земельных участков, в пределах чего и должно было состояться решение как уполномоченного органа, так и судебные акты.
Тот факт, что уполномоченный орган в оспариваемом отказе упомянул, что ранее учтенные земельные участки принадлежат на праве собственности ООО "КСП "Память Ленина", не имеет правового значения, поскольку указанная информация не носит правоустанавливающий характер, а является лишь идентифицирующим признаком с точки зрения того, кто указан правообладателем земельного участка в технической части реестра - в кадастре, и не более.
Выводы судов в указанной части избыточны в том аспекте, где безусловным правообладателем названных ранее учтенных земельных участков они полагают ООО "КСП "Память Ленина", в то время как применительно к предмету спора названное лицо может быть идентифицировано исключительно как лицо, в чьих интересах произведен государственной кадастровый учет названных земельных участков.
Между тем, указанные избыточные выводы не привели к принятию неправильных судебных актов, поскольку правовые основания, по которым государственный акт на право коллективной собственности на землю, выданный 29.10.1996 на основании распоряжения Совета Севастопольской городской администрации 16.08.1996, (том 2 л.д.85-86), считает своим правоустанавливающим документом на землю созданное, как указано выше, в 1993 году ООО КСП "Память Ленина" (выписка из ЕГРП, том 1, л.д.101), в настоящем деле не проверялись, не должны проверяться и касаются спора о праве, на который обоснованно указал суд апелляционной инстанции, как способ разрешения вопроса правовой принадлежности земельных участков.
Доводы заявителя кассационной жалобы на тот счет, что при подготовке схем расположения земельных участков на данной территории отсутствовали иные сформированные земельные участки, не могут быть приняты во внимание.
Из обстоятельств дела следует, что препятствием для формирования участков стало наличие в данных границах ранее учтенных земельных участков.
Определение "ранее учтенные объекты недвижимости" содержат статья 45 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент формирования в новых субъектах - Республике Крым и городе Севастополь реестра объектов недвижимости (ныне - Единый реестр прав на недвижимое имущество и реестр объектов недвижимости, как его часть), статья 69 действующего с 01.01.2018 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу положений статей 7-8 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), принятого во исполнение статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) указанные федеральные законы применяются, устанавливая следующее.
Ранее учтенные - объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанных законов (применительно к городу Севастополю - до дня принятия нового субъекта в состав Российской Федерации).
Такой учет признается юридически действительным, и объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законами N 221-ФЗ, 218-ФЗ.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Соответственно, земельные участки ранее учтенными считаются по двум основаниям:
- государственный или технический учет которых осуществлен, в том числе о правообладателях которых не внесены в кадастр соответствующие сведения,
- участки, которые приобретают соответствующий статус ввиду наличия у них правообладателей, хотя и не поставленные ранее на государственный или технический учет.
Основания, по которым в настоящем случае, как ранее учтенные, поставлены на кадастровый учет в тех же границах под объектами недвижимости, участки, сведения о которых препятствовали уполномоченному органу сформировать земельные участки, в данном деле не проверяются, поскольку названное также требует использования самостоятельных способов защиты.
Следовательно, не оспоренный статус и не оспоренное местоположение границ ранее учтенных земельных участков должно приниматься во внимание уполномоченными органами при формировании новых земельных участков.
Повторяемый в кассационной жалобе довод о том, что на публичной кадастровой карте координаты границ ранее учтенного участка появились после того, как отказ был оспорен в суде, при таких обстоятельствах правового значения не имеет.
На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.11.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 по делу N А84-2970/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.