15 марта 2018 г. |
Дело N А84-2970/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Омельченко В.А., Яковлева А.С., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Денисюк М.М., при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Фанелс-ТТ" - Струся Б.Ф., по доверенности от 29.12.2017 N 16; Куимова М.В., по доверенности от 10.01.2018 N 1; Гавриленкова Б.В., по доверенности от 29.12.2017 N 18;
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Бекетовой Н.В., по доверенности от 26.12.2017 N 1387;
от общества с ограниченной ответственностью "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Память Ленина" - Исаева В.А., по доверенности от 01.09.2017 б/н;
в отсутствие Правительства Севастополя, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фанелс-ТТ" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 ноября 2017 года по делу N А84-2970/2017 (судья Архипенко А.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фанелс-ТТ"
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Память Ленина", Правительства Севастополя
об оспаривании решений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО "Фанелс-ТТ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент, уполномоченный орган) с требованиями о признании недействительными решений государственного органа об отказе в предварительном согласовании предоставления ООО "Фанелс-ТТ" земельных участков, расположенных по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 20, 21 изложенных в письмах от 31.05.2017 N 16266/05-05-21/17 и от 31.05.2017 N 16267/05-05-21/17.
Спор рассмотрен с участием общества с ограниченной ответственностью "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Память Ленина" (далее - ООО "КСП "Память Ленина") и Правительства Севастополя, привлеченных судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28 ноября 2017 года в удовлетворении заявления ООО "Фанелс-ТТ" отказано.
ООО "Фанелс-ТТ" с принятым решением суда не согласилось, обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и необоснованность сделанных судом выводов. Полагает, что судом не учтено, что общество в данном случае совершало действия, направленные на получение испрашиваемых земельных участков в соответствии с установленной законом процедурой в рамках процедуры предоставления земельных участков, применительно к главе V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями которой предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Ссылаясь на наличие объектов недвижимого имущества, принадлежащих ему на праве собственности и находящихся на испрашиваемых земельных участках, заявитель считает, что Департамент незаконно отказал ему в предварительном согласовании предоставления земельных участков со ссылкой на имеющееся наложение испрашиваемых земельных участков на земельные участки, находящиеся в частной собственности ООО "КСП "Память Ленина". Считает, что данный вывод носит предположительный характер и противоречит данным публичной кадастровой карты России. Кроме того, указывает, что из заключений кадастровых инженеров Жидоморова А.В. и Гришай А.В. от 04.09.2017, от 21.09.2017 следует, что при проведении кадастровых работ и обследовании местности по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 19, 20 (тепличный комбинат, водонапорная станция) выявлено отсутствие сведений об основных характеристиках и зарегистрированных правах на данный объект недвижимости. В связи с чем считает, что испрашиваемые земельные участки являются свободными, не находятся в частной собственности, что также свидетельствует о незаконности отказа Департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду заявителю под принадлежащими ему объектами недвижимости.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Департамент считает ее доводы необоснованными и полагает, что у него имелись законные основания для отказа обществу в предварительном согласовании испрашиваемых им земельных участков, поскольку при рассмотрении поступивших от общества заявлений было выявлено, что границы испрашиваемых земельных участков полностью накладываются, а именно: пересекают границы земельных участков, находящихся в частной собственности другого юридического лица - ООО "КСП "Память Ленина". Указывает, что границы земельных участков, находящихся в частной собственности юридического лица, с которыми выявлены пересечения испрашиваемых земельных участков, расположены в с.Терновка, по ул.Балаклавская N 19 и N 20, определены и установлены ранее в соответствии с законодательством Украины, исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах. Также Департамент дополнительно сообщил, что по состоянию на 02.03.2018 на справочно-информационном ресурсе - публичной кадастровой карте уже содержатся сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, находящегося в собственности ООО "КСП "Память Ленина". В связи с изложенным считает, что решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.11.2017 по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В поступившем от ООО "КСП "Память Ленина" отзыве последний считает доводы, изложенные ООО "Фанелс-ТТ" в апелляционной жалобе, необоснованными, немотивированными и не основанными на законе. Одновременно указывает, что в материалах дела содержатся документы, подтверждающие определение границ вышеуказанных земельных участков в натуре на публичной кадастровой карте Украины, а также документы, подтверждающие право собственности ООО "КСП "Память Ленина" на данные земельные участки.
В судебном заседании явившиеся представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении.
Представители Департамента и ООО "КСП "Память Ленина" возражали против доводов апелляционной жалобы, указывая на их необоснованность, просили судебное решение оставить без изменений по мотивам, изложенным в ранее представленных ими отзывах.
Правительство Севастополя, надлежаще извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся представителей, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в отзывах на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ООО "Фанелс-ТТ" (частное предприятие "Фанелс-ТТ", ЕГРПОУ 31544764) привело уставные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 31.12.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц, присвоен основной государственный регистрационный номер 1149102184043.
Судом установлено, что ООО "Фанелс-ТТ" является собственником объектов недвижимого имущества - теплично-овощного комбината общей площадью 741,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 19 и водонапорной башни, площадью 55,9 кв.м, расположенной по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 20, что подтверждается нотариально удостоверенными договорами купли-продажи недвижимого имущества, заключенными в 2003 и 2004 году соответственно между Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Горный" и частным предприятием "Фанелс-ТТ".
В целях использования земельных участков для размещения обслуживания тепличного комбината и водонапорной станции, 19.05.2017 ООО "Фанелс-ТТ" через государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе" обратилось в Департамент с заявлениями о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, а именно: земельного участка площадью 75490 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 19 и земельного участка площадью 4442 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 20.
По результатам рассмотрения указанных заявлений письмами от 31.05.2017 за N N 16266/05-05-21/17, 16267/05-05-21/17 государственный орган уведомил заявителя об отказе в предварительном согласовании испрашиваемых земельных участков по причине наложения границ этих земельных участков на границы земельных участков, находящихся в частной собственности ООО "КСП "Память Ленина".
Полагая, что оспариваемые отказы в предварительном согласовании предоставления земельных участков, на которых расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости, противоречат земельному законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых решений Департамента действующему законодательству ввиду полного наложения испрашиваемых ООО "Фанелс-ТТ" земельных участков на земельные участки, находящиеся в частной собственности ООО "КСП "Память Ленина", и невозможностью в этой связи предварительного согласования предоставления заявителю испрашиваемых им земельных участков, расположенных по адресам: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 19; г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 20.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При отсутствии указанной совокупности условий не подлежат удовлетворению требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
При этом в силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе, факта нарушенных оспариваемыми актом, решениями, действиями (бездействием) законных прав, лежит на лице, оспаривающем акт, решения, действия (бездействие).
При обращении заявителя в суд с требованием о признании недействительным ненормативного правого акта, незаконным решения органа государственной власти, органа местного самоуправления в предмет судебного разбирательства и доказывания входит проверка соответствия оспариваемого акта (решения) действующему на момент его принятия законодательству.
Как следует из существа возникшего спора, правовой и фактической целью заявителя является получение в аренду земельных участков площадью 4442 кв.м и площадью 75490 кв.м, с расположенными на них объектами недвижимости, принадлежащими обществу на праве собственности для их обслуживания, в связи с чем последним инициирована процедура образования земельных участков с целью последующей реализации им права на предоставление данных земельных участков в аренду без проведения торгов. При этом заявитель полагает, что испрашиваемые земельные участки находятся в государственной собственности города.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании договора аренды.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Одновременно положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицами, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу приведенных правовых норм земельные участки могут предоставляться уполномоченными органами в аренду без проведения торгов, но с соблюдением особенностей положений статьи 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Следовательно, наряду с нормами, которые предусмотрены в Земельном кодексе, действует специальное нормативное регулирование, применяемое в предусмотренных им случаях.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, Департамент - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Таким образом, уполномоченным органом для рассмотрения заявлений о предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, является Департамент.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован в статье 39.15 ЗК РФ, пункт 1 которой содержит требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а пункт 2 - документы, прилагаемые к такому заявлению.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ).
Таким образом, с учетом установленного положениями статьи 39.15 ЗК РФ порядка предварительного согласования предоставления земельного участка, оспариваемые заявителем отказы Департамента, изложенные в письмах, возникли на этапе предварительного согласования (одобрения), который предшествует этапам формирования и предоставления земельного участка и сам по себе не влечет возникновения арендных правоотношений между заявителем и органом, уполномоченным распоряжаться спорным земельным участком.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в числе которых несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги предусмотрены и Административным регламентом предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь" (далее - Регламент), утвержденным распоряжением Департамента от 19.01.2017 N 549-РДЗ.
В силу пункта 2.10 Регламента (в редакции на момент возникновения спорных отношений) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно:
а) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; б) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; в) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 75490 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 19, входит в границы земельного участка общей площадью 1484793 кв.м, кадастровый номер 91:01:020001:1 (предыдущий номер 8536391500:20:001:0022), а земельный участок площадью 4442 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 20, входит в границы земельного участка общей площадью 282629 кв.м, кадастровый номер 91:01:022001:1124 (предыдущий номер 8536391500:22:001:0128).
Представленными в материалы дела свидетельством о праве собственности от 09.08.2013 N 7743914, а также выпиской из государственного земельного кадастра на земельный участок от 18.07.2013 N НВ-8500052462013 подтверждается принадлежность ООО "КСП "Память Ленина" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 91:01:020001:1 (предыдущий номер 8536391500:20:001:0022) и земельного участка с кадастровым номером 91:01:022001:112 (предыдущий номер 8536391500:22:001:0128). Право собственности на указанные объекты возникло у последнего до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
Из положений подпунктов 1, 5 пункта 1, пункта 2 статьи 2 Закона N 46-ЗС следует, что права частной и коллективной собственности на землю, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правом частной собственности, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
В силу приведенных законоположений право собственности на указанные выше земельные участки, возникшее у ООО "КСП "Память Ленина" до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признается правом частной собственности, установленным законодательством Российской Федерации и сохраняется за ним.
Поскольку при разрешении вопроса о предоставлении государственной услуги "предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении испрашиваемых земельных участков уполномоченным органом выявлено наложение границ земельных участков, находящихся в частной собственности юридического лица -ООО "КСП "Память Ленина", обжалуемые отказы Департамента в предварительном согласовании предоставления земельных участков со ссылкой на основания, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ являются обоснованными и соответствующими требованиям закона.
При наличии данных, свидетельствующих о наложении границ испрашиваемых заявителем земельных участков с границами земельных участков, принадлежащих на праве собственности иному юридическому лицу, у Департамента отсутствовали полномочия по распоряжению испрашиваемыми земельными участками.
В рассматриваемом случае названные обстоятельства послужили препятствием для вынесения Департаментом, как органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности города федерального значения Севастополь, положительного решения по промежуточному одобрению предоставления земельных участков, как в силу пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, пункта 2.10 Регламента так и ввиду отсутствия таких полномочий.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности обстоятельств наложения границ земельных участков не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
Как верно учтено судом первой инстанции, предполагаемые к образованию земельный участок площадью 75490 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 19 входит в границы земельного участка общей площадью 1484793 кв.м, кадастровый номер 91:01:020001:1 (предыдущий номер 8536391500:20:001:0022), а земельный участок площадью 4442 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 20, входит в границы земельного участка общей площадью 282629 кв.м, кадастровый номер 91:01:022001:112 (предыдущий номер 8536391500:22:001:0128).
Данные обстоятельства подтверждаются представленным суду первой инстанции актом проверки соблюдения земельного законодательства юридическим лицом от 05.07.2017, проведенной в отношении ООО "Фанелс-ТТ" Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выданными на его основании предписаниями от 05.07.2017 N N 22, 23 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, а также актом Главного управления Государственного комитета Украины по земельным ресурсам в г. Севастополе от 20.10.2010 N 1653, справкой Севастопольского городского филиала государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра" от 12.04.2010 N 2356 о правовом статусе земельного участка, согласно которой земельный участок по адресу г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, 19 подпадает под площадь 1694,4 га, на которую зарегистрирован государственный акт КМ 1 от 29.10.1996 реестр N 1 за КСП "Память Ленина".
Принимая во внимание отказ общества от реализации права на обращение с ходатайством о проведении экспертизы по делу (часть 2 статьи 64, часть 1 статьи 82 АПК РФ) и учитывая непредставление обществом доказательств, подтверждающих его позицию относительно отсутствия наложения границ испрашиваемых земельных участков, расположенных по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Балаклавская, N N 19, 20 с границами принадлежащих ООО "КСП "Память Ленина" земельных участков, суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело по имеющимся доказательствам.
Указанное соответствует разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе"), в соответствии с которыми оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
По указанным выше основаниям доводы апелляционной жалобы о предположительном характере выявленных совпадений местоположения испрашиваемых к образованию земельных участков с границами земельных участков ООО "КСП "Память Ленина" и несоответствием установленных обстоятельств со сведениями, содержащимися в справочно-информационном ресурсе (публичной кадастровой карте) судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Доводы ООО "Фанелс-ТТ" о том, испрашиваемые земельные участки не находятся в частной собственности и являются свободными ввиду отсутствия сведений об основных характеристиках и отсутствии зарегистрированных правах на данный объект недвижимости отклоняются судом апелляционной инстанции с учетом следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
При этом ни Законом N 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков и внесение таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В связи с этим данные процедуры осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков, и сроками не ограничиваются.
Следовательно, отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости информации о координатах характерных точек границ земельных участков (также с учетом информации, отображенной на публичной кадастровой карте) вопреки доводам заявителя не является основанием для вывода о том, что данные земельные участки как объекты земельных правоотношений отсутствуют, они являются свободными и право собственности на них отсутствует.
При этом как установлено судом в ходе судебного разбирательства и следует из пояснений представителей Департамента и ООО "КСП "Память Ленина", по состоянию на 02.03.2018 на публичной кадастровой карте содержатся сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, находящегося в собственности ООО "КСП "Память Ленина".
Фактически, как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, и имеющейся в материалах дела переписки, между ООО КСП "Память Ленина" и ООО "Фанелс-ТТ" имеется спор о праве на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества последнего, который может быть разрешен в порядке иного судопроизводства.
Исходя из части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отказано заявителю в удовлетворении заявленных требований ввиду законности оспариваемых решений Департамента об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков и, как следствие, отсутствия нарушенных прав и законных интересов заявителя, подлежащих судебной защите в настоящем споре.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены принятого судебного решения. В связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не установлено.
По правилам распределения судебных расходов, установленным в статье 110 АПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении заявления судебные расходы за подачу в арбитражный суд апелляционной жалобы относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 ноября 2017 года по делу N А84-2970/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фанелс-ТТ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2970/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 июня 2018 г. N Ф10-1759/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ФАНЕЛС-ТТ"
Третье лицо: Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Память Ленина", ООО "Коллективное с/х предприятие "Память Ленина", ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1759/18
04.06.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2961/17
15.03.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2961/17
22.12.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2961/17
20.11.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2970/17